Тренинг "Путешествие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
методическая разработка
Тренинг по пофилактике профессионального выгорания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_po_profilaktike_prfessionalnogo_vygoraniya.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
«ПУТЕШЕСТВИЕ»
«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их
от профессионального выгорания»
Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.
Цель:
- создание условий для личностного роста педагогов,
- актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
- укрепления личностного и профессионального иммунитета.
Задачи:
- принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
- использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
- овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
- расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
- развитие педагогической рефлексии;
- овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.
Структура тренингового занятия
Элемент тренинга | Цели, комментарии |
Блок 1 Ритуал приветствия | Самопрезентация, знакомство с правилами, сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия |
Блок 2 Разминка-воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности | Выполняет функцию настройки на продуктивную индивидуальную и групповую деятельность. Упражнения на разогрев группы выбираются с учетом динамики развития группы |
Блок 3 Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений, приемов, направленных на решение задач данного занятия | Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на актуализацию личностных, профессиональных ресурсов, динамику развития группы. Каждое упражнение заканчивается эмоциональным отреагированием и обсуждением. Важным моментом является акцент на то, Что мешало выполнять задание? Что помогало? Какой опыт получила? |
Блок 4 Рефлексия занятия - получение обратной связи | Получение обратной связи: во-первых, эмоциональной, во-вторых, смысловой (Что есть сегодняшний день для меня? Чему я научилась?) |
Ритуал прощания | Закрепление чувства группового доверия и сплочения. Поддержание атмосферы успешности. |
Тренинг
«Путешествие»
Блок 1.
- Упражнение «Золотое правило» с добавлением новых версий. Приветствие по кругу.
Цель: Повторение правил тренинговой группы. Базовые правила групповой работы.
1.2. Упражнение «Слышу, Вижу, Чувствую»
Цель: Умение использовать одновременно все системы организма, помогающие получать информацию.
Инструкция:
Представьте, что все участники тренинга находятся, например, в лесу (поле, горах, на море и т.д.). По кругу участник за участником тренинга проговаривает:
Один из участников предлагает версию того, что он может услышать в лесу… Второй участник – что он может увидеть в лесу… Третий – что он может почувствовать в лесу… И так все участники тренинга друг за другом предлагают свои версии. Каждый из участников к концу упражнения должен назвать все три версии.
1.3. Обсуждение группы
Цель: обмен впечатлениями и переживаниями.
Блок 2.
2.1. Упражнение «Экстремальное путешествие»
Цель: формирование команды, определение совместимости характеров, личностных особенностей, развитие умения разрабатывать индивидуальные стратегии поведения, принимать собственные решения и групповые, развитие экспрессии, снятие психоэмоционального напряжения.
Проведение:
Ведущий тренер обращается к участникам тренинга: «Уважаемые дамы и господа!» Поздравляю вас с успешным окончанием Школы морской навигации. С сегодняшнего дня вы с полным основанием можете считать себя профессиональными моряками. Вас ждут увлекательные путешествия. Осталось, только определить на какой именно корабль вы будете распределены. Сейчас мы проведем формирование экипажей кораблей.
Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз; по цвету волос; по росту (с закрытыми глазами); по высоте голоса (после проведения игры проверяется, например, исполнение ноты «ля», произнесением слова «мама»), по другим признакам. При этом ведущий каждый раз четко обозначает, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой – «С самыми темными».
После того как построение по какому-либо признаку выполнено (после 3-4 повторений), ведущий тренер делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака. В каждой образовавшейся группе должно быть 8-10 человек.
Распределение ролей.
Ведущий: Итак, экипажи кораблей сформированы. Теперь нам необходимо распределить между собой обязанности. Примерный перечень должностей (может быть записан на доске):
Капитан
Первый помощник
Механик
Боцман
Штурман
Врач
Священник
Психолог
Библиотекарь
Кок и т.д.
Этот список является условным и при необходимости может быть сокращен или расширен. Процедура распределения должностей нужна для более глубокого погружения в игровую ситуацию и уточнения ролевой позиции в дальнейших процедурах.
Обсуждение распределения должностей любопытно также с точки зрения особенностей складывающихся отношений между участниками игры и выявления лидеров: происходит ли выбор капитана и других «должностей» путем голосования, или каждый «назначает» себя сам, возникают ли споры и разногласия по этому поводу между членами экипажа, или всё протекает мирно и спокойно.
Кроме того, распределение должностей можно рассматривать как своеобразное социометрическое упражнение, позволяющее вскрыть способность участников к проявлению толерантности.
Ведущий. А теперь придумайте название своему кораблю. Ну что же, попрошу занять места на своих кораблях
Проверка совместимости.
Ведущий тренер продолжает вводить группу в моделируемую ситуацию. Экипажи были составлены случайным образом. Всем участникам авантюры предстоит совершить долгое и трудное путешествие, в котором огромное значение имеет психологическая совместимость участников. Стоит проверить насколько члены корабля способны понять и принять друг друга.
Психологи говорят, что группа является сплоченной, когда наблюдается единство ценностных ориентаций. Иными словами, к самым важным в жизни вещам у людей примерно одинаковое отношение. Но такое единство возможно лишь тогда, когда все хорошо знают, как каждый человек из группы относится к тому или иному вопросу, что ему нравится и что не нравится. Давайте проверим себя, насколько хорошо вы знаете друг друга, насколько вы можете проникнуть в глубину души человека из своего экипажа и понять его вкусы и пространства. Способны ли вы на основе той информации, которая у вас уже есть о человеке, предугадать, как он ответит на те вопросы, которые вами возможно, ещё не обсуждались?
Сядьте в круг. Каждый должен взять лист бумаги, положить его горизонтально и разделить вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбца напишите своё имя и должность на борту. В левом столбце напишите имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего соседа, а следующего за ним. В правом столбце – имя человека, сидящего справа от вас, также через одного человека. Таким образом, у каждого из вас есть два человека, глазами которых вы должны будете посмотреть на мир: за них вы дадите ответы на вопросы, которые я предложу.
Итак. Сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.
Необходимо соблюдать условие – отвечать не за ближайших соседей, а за сидящих чуть дальше – вызвано желанием оградить участников от соблазна подсмотреть, что же на самом деле пишет сосед на своем листочке.
Ведущему тренеру достаточно задать 5-6 вопросов. Их содержание может варьироваться в зависимости от половозрастного состава группы и её интересов.
Возможный перечень вопросов:
- Ваш любимый цвет?
- Ваше любимое мужское имя?
- Ваше любимое женское имя?
- С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, аквариумных рыбок или кого-то другого?
- Смотрите ли аргентинские и мексиканские телевизионные сериалы?
- Самая неприятная для вас человеческая черта?
- Самое ценное человеческое качество?
- Ваше любимое времяпрепровождение?
- Книги, какого жанра вы предпочитаете?
После завершения процедуры ведущий тренер предлагает участникам сравнить результаты и подсчитать количество совпавших ответов. Итоги подводятся во время обще группового обсуждения.
Нетрудно заметить, что указанные вопросы подразумевают достаточно широкий спектр вероятных ответов, а не банальную альтернативу «да – нет». Здесь сложно просто угадать ответ, как в лотереи. Придется подумать, вчувствоваться в другого человека. Однако может найтись несколько удивительно проницательных участников, умудрившихся осуществить «стопроцентное попадание». Нужно обсудить, как им удалось добиться этого; на чем основывались их предположения, что именно подсказало им правильные ответы. Но если даже совпадений немного, члены группы приобретают много необычной информации друг о друге, становятся ближе и понятней друг другу, получают опыт «вхождения в мир другого».
Остров «Чужих»
Ведущий. Двигатели кораблей заработали и через некоторое время они скрылись из виду.
Маршруты у них разные, но разве можно предсказать все возможные повороты судьбы?
Может быть, им ещё предстоит встретиться на водных просторах?
После многих дней пути вы увидели, неизведанный, белеющий в дымке остров. На карте остров обозначен, как «Остров Чужих».
Первое задание:
Ведущий тренер предлагает следующую ситуацию и дает задание группе:
- Представьте, как может выглядеть «Остров Чужих»?
- Кто его населяет?
- Каковы местные жители?
- Как они живут?
- Чем занимаются?
- Нарисуйте на листе бумаги «Остров Чужих» и её жителей
Расскажите о ней. Время на подготовку – 20-25минут.
Спустя указанное время каждая команда рассказывает коллегам об этом острове и её обитателях. Идет обсуждение.
Второе задание:
Ведущий тренер предлагает следующее задание – индивидуальное.
Возьмите листок бумаги. Разделите его вертикальной чертой. Над левым столбиком напишите «Я». Над правым «Чужой». В левом столбце напишите 5-7 самохарактеристик (прилагательных и существительных). А в правом – черты человека, которого можно рассматривать как вашего антипода, то есть полностью противоположного вам.
Третье задание:
Ведущий тренер обращается к участникам группы:
- «Постарайтесь, как можно ярче представить своего антипода. Как он выглядит, двигается, говорит, о чем он думает, мечтает.
- Теперь попробуйте рассказать о внутреннем мире такого человека. Напишите окончания этих фраз от лица своего антипода:
Он часто думает о…
Он чувствует себя…
Раньше он часто…
В будущем ему …
Ему не нравиться …
Иногда он мечтает …
Он очень хотел бы …
Он любит …
Он боится …
Он иногда вспоминает …
Эти фразы надо написать на специальных бланках по числу участников или на доске.
Четвертое задание:
Ведущий тренер предлагает следующее задание экипажам кораблей. Каждый экипаж кораблей через 15 минут должен представить обобщенный портрет антипода. Для этого членам экспедиции необходимо сначала обменяться списком черт, написанным в правой колонке, найти общие для всех и выписать их на отдельный лист. Затем нужно сравнить варианты окончания фраз от своих антиподов и также найти совпадения.
После выполнения этого задания экипажи представляют полученные результаты другим. Ведущий тренер выносит на обсуждение следующие вопросы:
- Много ли обнаружилось совпадений в портрете антипода?
- В чём сходство антипода?
- Часто ли вам приходилось встречать в жизни людей, обладающих такими чертами?
- Встречаются ли такие характеристики, с помощью которых один участник описывает себя, а другой – своего антипода?
- Возможно, ли детально описать человека, который был антиподом для всех?
«Остров Своих»
Ведущий тренер и его ассистент передают экипажам большой лист ватмана и краски (или фломастеры).
Задание:
- Представьте себе, как может выглядеть «Остров Своих?»
- Кто его населяет?
- Каковы местные жители?
- Как они живут?
- Чем занимаются?
- Нарисуйте на листе ватмана «Остров Своих», его жителей, и расскажите о них. Время на подготовку – 20-25 минут.
Возвращение кораблей.
Обсуждение результатов
Ведущий тренер предлагает всем вернуться в общий круг для обсуждения предлагаются следующие вопросы.
- Изменились ли ваши представления о «Своих» и «Чужих» в процессе путешествия? Почему?
- Какие новые качества удалось найти в самом себе?
- В своём антиподе?
- Изменилось ли ваше отношение к тем, кого вы называете «Чужими»?
- Возможно, ли относиться к «Чужим» так, чтобы это отношение никого не обижало и не унижало?
- В чем особенности такого поведения и отношения?
- Изменилось ли отношение к понятиям «Свой» и «Чужой»?
- Согласны ли вы с утверждением, что нет «Своих» и «Чужих», потому что каждый уникален и этим ценен?
Блок 3.
3.1. Упражнение «Свои и Чужие»
Цель: Проживание собственных эмоций, чувств через язык метафоры, смысловое и эмоциональное отреагирование, осознание собственных ресурсов.
Притча «Свои» и «Чужие»
С начала времен человечество было едино. Это была общность, в которой каждый понимал каждого, потому что все говорили на одном языке. Это была общность, противостоящая «чужим» - враждебным, злобным, непонятным силам природы. «Они» и «Мы» противостояли. Но человечество было еще юным и наивным. Люди переоценили себя. Они решили, что равны по силе Богу. И начали строить в городе Вавилоне огромную башню, чтобы достигнуть неба и доказать свое равенство с Богом…
Бог наказал человечество: он смешал языки людей, строящих Вавилонскую башню. И перестали люди понимать друг друга. Они перестали быть единой общностью. И не смогли достроить башню, разбрелись люди по свету, построили новые города, объединившись по сходству языка и внешности. И решили, что «Мы» - это те, кто рядом. А другие, не похожие на нас, говорящие на иных языках, - это «они».
Так люди стали делить друг друга на «своих» и «чужих». «Своих» любили, защищали, считали лучшими на свете и достойными лучшей жизни. «Чужим» не доверяли, а порой откровенно боялись или унижали – в зависимости от того, кто был сильнее: «Мы» или «Они».
Шли века, проходили тысячелетия. И вот деление на «Своих» и «Чужих» стало вчерашним днем человечества. Люди научились понимать, что язык, цвет кожи, разрез глаз, обычаи и одежда могут быть разными у разных народов. Но каждый народ одинаково чувствует боль утраты и сладость любви. И кровь у всех одного цвета. И у каждого народа есть свои герои и свои подлецы. Есть «Человек» и есть его «Я». Человек может быть добрым и порядочным, а может быть агрессивным и безнравственным. Он может быть умен или глуп, богат духовно или ограничен в своих интересах. Каждый Человек уникален. Он не «Свой» и не «Чужой». Он – другой. И он имеет право быть самим собой.
Блок 4.
4.1. Рефлексия дня
Цель: Получение обратной связи, эмоциональное и смысловое отреагирование, осознание полученного опыта.
На круг поделитесь своими чувствами, мыслями, переживаниями.
Упражнение «Сегодняшний день для меня - это…», каждый проговаривает только одно слово, добавляя своё окончание.
4.2. Ритуал прощания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг "Свои и чужие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Попробуй сделать шаг - получится" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Давайте познакомимся" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Прошлое. Настоящее. Будущее" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания.
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Уникальность" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Все в твоих руках" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального вагорания...
Тренинг "Борьба со страхом" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
- Мне нравится (1)