Тренинг "Свои и чужие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
методическая разработка

Ложкина Виктория Сергеевна

Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

«Свои и чужие»

«Личностный рост педагогов и механизмы защиты  

от профессионального выгорания»

Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.

Цель: 

  • создание условий для личностного роста педагогов,
  • актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
  • укрепления личностного и профессионального иммунитета.

Задачи:

  • принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
  • использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
  • овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
  • расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
  • развитие педагогической рефлексии;
  • овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.

Структура тренингового занятия

Элемент тренинга

Цели, комментарии

Блок 1

Ритуал приветствия

Самопрезентация, знакомство с правилами,  сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия

Блок 2

Разминка-воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности

Выполняет функцию настройки на продуктивную индивидуальную и групповую деятельность. Упражнения на разогрев группы выбираются с учетом динамики развития группы

Блок 3

Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений, приемов, направленных на решение задач данного занятия

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на актуализацию личностных, профессиональных ресурсов, динамику развития группы. Каждое упражнение заканчивается эмоциональным отреагированием и обсуждением.

Важным моментом является акцент на то, Что мешало выполнять задание?

Что помогало? Какой опыт получила?

Блок 4

Рефлексия занятия - получение обратной связи

Получение обратной связи:

во-первых, эмоциональной,

во-вторых, смысловой

(Что есть сегодняшний день для меня?

Чему я научилась?)

Ритуал прощания

Закрепление чувства группового доверия и сплочения. Поддержание атмосферы  успешности.

Тренинг

«Свои и Чужие»

Блок 1.

  1. Упражнение «Золотое правило»

Цель: Повторение правил тренинговой группы. Базовые правила групповой работы.

  1. Упражнение «Твой образ в жесте»

Цель: Пробуждение и отреагирование собственных чувств, эмоций, спонтанных двигательных реакций на разные моделируемые ситуации.

Проведение:

Все участники группы встают в круг. Один делает шаг вперед и демонстрирует себя в жесте, при этом произносит своё имя (пример тренера) поднимает руку, сжатую в кулаке и громко при этом произносит: «Людмила! Yes!” 

Затем возвращается в круг. Затем все участники вместе делают шаг вперед, повторяя жест тренера, и произносят имя «Людмила». После чего все возвращаются на круг.

Таким образом, каждый участник демонстрирует себя с помощью жеста и имени.

  1. Упражнение «Кораблекрушение»

Цель: Развитие чувства уверенности, доверия другим людям, осознание собственной ответственности за других людей и их физическая и эмоциональная поддержка, повышение сплоченности  группы.

Проведение:

Все участники объединяются в две команды. У противоположных стен ставятся два ряда стульев – для одной и другой команды. При этом количество стульев заведомо меньше, чем количество участников, например, если в одной команде восемь человек, можно поставить четыре стула так, чтобы на них стоя уместилась  вся комната.

После того, как члены команды разместятся на стульях, ведущий тренер рассказывает страшную историю о том, что везущий их корабль попал в шторм и разбит о рифы.

Для спасения необходимо, перемещая стулья вперёд, и не ступая на пол, всей командой перебраться к противоположной стене, не уронив, конечно, никого в «океан».

  1. Обсуждение

Цель: эмоциональное и смысловое отреагирование, снятие психоэмоционального напряжения, осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе.

Блок 2.

2.1. Игра «Необитаемый остров»

Цель: развитие навыков эффективного взаимодействия и умений действовать сообща, осознание участниками своих целей и ценностей, выявление социометрической структуры группы и социальных позиций.

Проведение:

Представьте, что вся наша группа оказалась на большом корабле, совершающем рейс через Атлантику. Путешествие было приятным и интересным.

Однако в тропических водах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было ещё усугублено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему судну.

К счастью со шлюпками проблем не было, но волею судьбы половина членов нашей группы оказалась в одной шлюпке, а половина в другой.

Деление на команды:

«Встаньте те, кто сразу начинает спасательные работы!». Первые 2-ое участников, кто встал с места, объявляются руководителями спасательных работ.

Каждый из них выбирает одного участника, которого увлекает за собой в шлюпку. Затем выбранные участники выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на 2 части.

Если участников нечетное число, один человек остается невостребованным.

Предлагается лидерам 2-х групп поспорить о праве этого человека. Лидеры произносят монолог и доказывают, что в силу таких-то достоинств этот человек должен находиться в шлюпке.

После этого участник сам выбирает для себя команду. Штурмовые волны разметали шлюпки и разнесли их в разные стороны от места кораблекрушения.

Ситуация первая.

Когда ураган, наконец, утих, измученные люди, увидели на горизонте землю.

Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о 2-х вещах: перед ними не материк, а остров, и он скрыт под водой в рифах.

Обе шлюпки разлетелись от удара о рифы в щепки, но до берега можно было добраться вплавь.

И та, и другая команда ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных.

Инструкция:

Вы оказались в незнакомом для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что на данный момент находится в ваших карманах.

Вам дается 15 минут, для того, чтобы решить, что делать в такой ситуации и как вы проведёте на этих островах ближайшие сутки.

Размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами.

На каждом этапе для обсуждения выделяется по 15 минут. При обсуждении обратить внимание на то, как организуется дискуссия, кто ею руководит, слушают ли участники друг друга.

Ситуация вторая.

Ваши острова оказались весьма комфортными. Однако день проходит за днем, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет.

Острова оказались удаленными от оживленных морских и воздушных путей, и, возможно спасатели уже прекратили поиски пассажиров корабля, посчитав их погибшими.

Прошел месяц, и пребывание ваше на острове может затянуться на неопределенное время. Надо как-то обустраиваться. Что же вы предпримете?

После сообщений можно задать вопросы:

- Как вы строите отношения друг с другом?

- Есть ли у вас вожак, лидер? Кто он?

- Каким образом вы решаете наиболее сложные вопросы вашей жизни?

- Как происходит распределение труда, обязанностей? Кто за что отвечает?

Инструкция:

Итак, вы вполне обжились на острове. А между тем, прошло два года…

Однажды волны вынесли на берег острова небольшую яхту. Она оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежит. Однако в ней уцелел отсек, где лежали инструменты плотника: топоры, пилы, гвозди, а, кроме того, вы обнаружили, пустую бутылку.

Вы решаете отправить письмо с сообщением, что вы живы. Напишите письмо, которое вы отправите с помощью «морской почты», т. е. пустой бутылки. Координат своего острова вы не знаете.

Обсуждение в группах:

Письмо отправлено. Но у вас появились инструменты плотника.

  • Что вы будете делать?
  • Воспользуетесь ли этим подарком судьбы?

Ситуация третья.

Через некоторое время на горизонте вы увидели силуэт большого корабля. Но он прошел мимо, и на нем не заметили подаваемых вами сигналов.

Через сутки к берегу прибило маленький одноместный катер. Он был новенький с полным баком бензина. У вас появился еще один шанс. Обсуждение в группах:

  • Воспользуетесь ли вы им?
  • Каким образом?

Ситуация четвертая «Кто - то уплыл на плоту».

Инструкция.

Только вы удалились от острова, как увидели движущееся прямо на вас судно. Ваши крики были услышаны и через несколько минут вы были подняты на борт. Вы взахлеб рассказывали о годах, проведенных на острове, просили капитана изменить маршрут, чтобы забрать с острова ваших товарищей. Капитан согласился.

Однако радость ваша оказалась, увы, преждевременной: это было судно современных пиратов-работорговцев. Указав путь к острову, вы превратили ваших друзей в пленников.

Вдруг капитан проявил сентиментальность, приняв во внимание пережитые вами злоключения, он решил сделать благородный жест и оставить вас на острове, но не всех: двоих по вашему выбору он заберет с собой, чтобы продать наркодельцам для работы на маковых плантациях.

Он дал время до утра, а утром продаст. Решайте, как быть в этой ситуации.

Ситуация пятая «Все остались на острове».

Инструкция.

Однажды утром вы увидели корабль. Наконец – то сбылась ваша мечта. Вы бросились навстречу шлюпке, отделившейся от корабля.

Как только шлюпка причалила, вы бросились к морякам и стали взахлёб рассказывать о пережитом…

Обсуждение в группах:

  • О чем Вам пришлось бы рассказывать?

Ситуация шестая «Все остались на острове» (вариант первый).

Инструкция.

Капитан запер Вас в трюме, и судно отправилось в море. Не прошло и двух суток, как по суете и крикам наверху вы поняли, что что-то произошло. Загремели выстрелы, пиратское судно догоняли полицейские катера.

Не зная о том, что у пиратов есть пленники, полицейские открыли огонь из пушек и пулемётов. В трюме вспыхнул пожар, но на ваше счастье, от попадания снаряда, образовалась пробоина в потолке. Через узкое отверстие по очереди можно выбраться на палубу.

Но огонь полыхает, нельзя сказать, все ли успеют выбраться из горячего помещения.

Тот, кто окажется первым, наверняка спасется. Чем дальше, тем шансов на спасение остается все меньше и меньше.

Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?

Обсуждение в группах:

  • Какие решения принимаются?
  • Каким образом комментируются?

Ситуация седьмая «Спасение» (вариант второй).

Инструкция.

Вы укрылись от врагов в пещере. Но вот незадача: именно в этот момент внезапно проснулся давно спавший вулкан. От мощных подземных толчков стали рушиться стены пещеры. Камнями почти завалило вход.

Осталось маленькое отверстие, в которое едва можно протиснуться. В любую минуту потолок обвалится, и вы можете погибнуть.

Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?

2.2. Обсуждение

Цель: эмоциональное и смысловое отреагирование, снятие психоэмоционального напряжения, осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе, поиск и использование собственных ресурсов при решении той или иной ситуации.

Вам всем удалось выбраться на палубу (из пещеры). Вы увидели приближающихся к вам вооруженных людей, но пугаться не надо: это полицейские из специального отдела по борьбе с наркомафией и российские моряки.

Над вашей головой ревел двигатель вертолета. Через несколько дней вы были уже дома.

Важно всех персонажей тем или иным способом вернуть домой.

Вопросы для обсуждения:

  • Довольны ли вы пережитым приключениями?
  • Какие эпизоды путешествия оказались для вас наиболее интересными?
  • В каких ситуациях вам было особенно трудно принять решение?
  • Удовлетворяли ли вас решения, к которым приходила группа?
  • Почему вы решились (не решились) отправиться в плавание на плоту, одиночном катере?
  • Почему  пошли на риск?
  • Что вы чувствовали, когда оказались в ситуации выбора?
  • Легко ли вы согласились с местом, которое вам отвели в очереди к спасению во время пожара, землетрясения?
  • Проявили ли вы сами активность во время жизни на острове или предпочитали следовать за лидерами?
  • Кто был лидером? Почему?

 Блок 3.

3.1. Упражнение «Пальцы»

Цель: выражение двигательной экспрессии, эмоциональное сближение группы, принятие командного решения с использование только невербальных форм общения, достижение командного результата.

Проведение:

Ведущий тренер предлагает участникам выбрасывать пальцы на счет «три» (1-2-3), любое количество. С каждым разом необходимо пытаться выбрасывать «читая мысли» других участников одинаковое количество пальцев.

Если в конце игрового упражнения все участники всё же выбросили одинаковое количество пальцев, то можно сказать рождается «единение команды» - эмоциональное присоединение, чувство дружбы и взаимопомощи, а главное - уверенности в собственных силах.

Блок 4.

4.1. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты