Тренинг "Прошлое. Настоящее. Будущее" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания.
методическая разработка
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
«ПРОШЛОЕ. НАСТОЯЩЕЕ. БУДУЩЕЕ».
«Личностный рост педагогов и механизмы защиты их
от профессионального выгорания»
Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов педагогов.
Цель:
- создание условий для личностного роста педагогов,
- актуализации их личностных и профессиональных ресурсов,
- укрепления личностного и профессионального иммунитета.
Задачи:
- принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности;
- использование стрессовых ситуаций как возможности для приобретения личного опыта, возможности личностного роста;
- овладение технологией постановки и достижения желаемых целей;
- расширение собственного сознания, выход за пределы стереотипных установок;
- развитие педагогической рефлексии;
- овладение эффективными способами эмоционального и смыслового отреагирования и снятия психоэмоционального напряжения.
Структура тренингового занятия
Элемент тренинга | Цели, комментарии |
Блок 1 Ритуал приветствия | Самопрезентация, знакомство с правилами, сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия |
Блок 2 Разминка-воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности | Выполняет функцию настройки на продуктивную индивидуальную и групповую деятельность. Упражнения на разогрев группы выбираются с учетом динамики развития группы |
Блок 3 Основное содержание занятия, совокупность психотехнических упражнений, приемов, направленных на решение задач данного занятия | Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на актуализацию личностных, профессиональных ресурсов, динамику развития группы. Каждое упражнение заканчивается эмоциональным отреагированием и обсуждением. Важным моментом является акцент на то, Что мешало выполнять задание? Что помогало? Какой опыт получила? |
Блок 4 Рефлексия занятия - получение обратной связи | Получение обратной связи: во-первых, эмоциональной, во-вторых, смысловой (Что есть сегодняшний день для меня? Чему я научилась?) |
Ритуал прощания | Закрепление чувства группового доверия и сплочения. Поддержание атмосферы успешности. |
Тренинг
«Прошлое. Настоящее. Будущее»
Блок 1.
- Упражнение «Золотое правило» с добавлением новых версий. Приветствие по кругу.
Цель: Повторение правил тренинговой группы. Базовые правила групповой работы.
1.2. Упражнение «Контакты глазами»
Цель: Умение использовать одновременно все системы организма, помогающие получать информацию.
Инструкция.
Сейчас мы посмотрим, какого цвета у нас глаза. Для этого мы будем две минуты ходить по комнате и смотреть в глаза друг другу, запоминая цвет глаз, а потом нам надо будет всем построиться по цвету глаз – от самых темных - до самых светлых.
Вопросы для обсуждения:
- Узнали ли Вы что-то новое о цвете глаз?
- Что Вы почувствовали, когда смотрели в глаза?
Сейчас, мы с Вами посмотрим, кто из Вас самый общительный. Для этого мы сыграем в игру. Вы все будете ходить по комнате. С начала медленно, потом быстрее и при этом будете здороваться друг с другом, а именно, если один участник говорит: «Минга», то другой - отвечает: «Манга». По сигналу Ведущего тренера – хлопку, Вам надо будет быстро встать группой, образуя круг, касаясь партнеров локтями. Количество человек вашей группы будет совпадать с тем числом, которое я при этом назову. Например, если я хлопну в ладоши и скажу «4», то в вашем круге должно стоять 4 человека. И. так далее.
Блок 2.
2.1. Упражнение « Интеллектуальная разминка»
Цель: Пробуждение, отреагирование собственных чувств, эмоций, спонтанных, экспрессивных речевых и поведенческих реакций на нестандартные задания, осознание внешних, внутренних стереотипных установок.
Инструкция.
Как можно быстрее ответьте на следующие вопросы.
Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:
- Купил семена, приезжайте тянуть.
- Хвост нашли. Плакать перестал.
- Помни, всё исчезнет после 12 ночи.
- Ушел от зайца, волка и медведя.
- Купила самовар. Приглашаю к чаю.
- Ключ достал. Скоро буду.
- В гости не приду. Мотор забарахлил.
- Жена отобрала стрелу. На охоту не с чем.
- Люблю цветы, только красных оттенков.
- Ищу шестерых братьев после страшного происшествия.
- Подложили не свинью, а маленький шарик.
- Вывела на чистую воду. Получаю приданное.
- Стал благородных кровей. Скоро прилечу.
- У друга пропали очки. Попрошайничать стало трудно! Помогите.
2.3. Обсуждение в группе
Цель: Осмысление личностных установок. Что мешало и что помогало выполнять нестандартное задание.
Блок 3.
3.1. Упражнение. Притча
Цель: Проживание собственных эмоций, чувств через язык метафоры, смысловое и эмоциональное отреагирование, осознание собственных ресурсов.
Притча «Прошлое. Настоящее. Будущее».
Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал: «Моё прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Я верю в себя, потому что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них. Я гляжу на вас сейчас, вижу наши улыбки и жду ваших возражений, потому что мы уже не один раз спорили. И я уже знаю, что вы не привыкли соглашаться с чем-либо без возражений» «А с этим невозможно согласиться – сказал другой, - если бы ты был прав, человек был бы обречен как паук, сидеть день за днем в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас – я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Моё представление о том, каким я хочу стать через два года, куда более реально, чем мои воспоминания о том, каким я был два года тому назад, потому что мои действия сейчас зависят не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравится люди не похожие на тех, кого я знал раньше. А разговор с вами интересен не потому, что мы уже привыкли спорить друг с другом, а потому что я предвкушаю здесь увлекательную борьбу и неожиданные повороты мысли». «Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий, - что прошлое и будущее существует только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. И независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем. Только в настоящем можно что-то менять в жизни – ни прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно быть счастливым: вспоминания о прошлом счастье – грустны, ожидание будущего счастья – тревожно! А когда я вступаю в спор, я должен учитывать то соотношение сил и тот узор аргументов, которые сложились в настоящий момент». И мудрецы долго ещё спорили, наслаждаясь неспешной беседой. И я не знаю, кто из них победил в споре»
Притчу можно разыграть с педагогами. Можно предложить им представить себе как разворачивался спор мудрецов дальше, точка зрения, какого мудреца ближе для них. Можно нарисовать мудрецов и подписать свои слова каждому из них – о прошлом, настоящем и будущем.
3.2. Упражнение «Волшебная рука»
Цель: Обращение к собственным ресурсам, их осознание, укрепление личностного иммунитета.
Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет своё имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо своё качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем «ладошки» пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.
3.3. Обсуждение
Цель: эмоциональное и смысловое отреагирование, снятие психоэмоционального напряжения, осознание тех внешних и внутренних характеристик, которые мешали и которые помогали в работе.
- Что нового ты узнал о себе?
Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и о том, как мы себя воспринимаем, и о том, как видят нас другие люди.
Блок 4.
4.1. Рефлексия дня
Цель: Получение обратной связи, эмоциональное и смысловое отреагирование, осознание полученного опыта.
На круг поделитесь своими чувствами, мыслями, переживаниями.
Упражнение «Сегодняшний день для меня - это…», каждый проговаривает только одно слово, добавляя своё окончание.
4.2. Ритуал прощания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг "Свои и чужие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Попробуй сделать шаг - получится" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Давайте познакомимся" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Путешествие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по пофилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Уникальность" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Все в твоих руках" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального вагорания...
Тренинг "Борьба со страхом" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...