Статья "Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нетрадициоонные техники рисования | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Современное общество требует присутствия творчески активной личности. В условиях современного мира человек должен уметь решать различные проблемы, преодолевать различные препятствия эффективно и нестандартно. Поэтому перед образовательными учреждениями ставится вопрос о воспитании и развитии творческих способностей детей. Основной задачей дошкольного учреждения является развитие художественно-эстетических способностей дошкольников. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображения по средствам их выразительного исполнения. Развитие творческого воображения дошкольников охватывает практически все моменты в детском саду.
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
«Истоки воображения и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский.
Большое внимание в построении всей системы обучения изобразительному искусству должно уделяться воспитанию воображения ребенка, чему в полной мере соответствуют нетрадиционные техники рисования.
Великий чешский педагог Коменский Я.А., утверждая важность рисования для формирования всестороннее развитого человека, предлагал внести этот предмет в материнские школы как необходимое занятие для развития наблюдательности, ощущений ребенка: «Позволяйте им также срисовывать рисунки, если они захотят. Мало того, подстрекайте их к тому, чтобы они этого захотели. Во-первых, это также заостряет их внимание к вещам. Во-вторых, они станут наблюдать взаимные пропорции между отдаленными деталями вещей. Наконец будут развивать ловкость рук, что полезно во многих отношениях». Он считал, что изобразительное искусство и рисование позволяют развивать чувство прекрасного, учат «подмечать правильности и стройности в предметах», формируют способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы.
О важном значении рисования для всестороннего воспитания и образования ребенка писал известный немецкий педагог середины 19 века Фребель Ф., создатель учреждения для воспитания детей дошкольного возраста – детского сада, разработавший по тем временам уникальную систему воспитания малышей, в которой большое место отводилось ручным занятиям, включающим рисование и лепку: "... Развитие способности к рисованию в ребенке,- утверждал он,- составляет одну из существеннейших задач развивающе-воспитывающего обучения человека, составляет одно из самых существенных оснований давно предполагаемого человечеством и теперь с вожделением ожидаемого общего воспитания человечества, воспитание человеческого рода, для всеобщего единения жизни.
Нетрадиционные методы рисования способствуют развитию у детей воображения, фантазии, активной мыслительной деятельности. Ребенок воспринимает такое занятие как игру, и это доставляет ему двойную радость. Воспитатель учит ребенка размышлять, сравнивать, сопоставлять полученные результаты в рисунке с окружающей действительностью. Это в свою очередь приводит к активному формированию словарного запаса ребенка.
По Лыковой И.А. Основные нетрадиционные техники рисования, используемые в старшем возрасте:
- кляксография с трубочкой
- монотипия
- набрызг
- восковые мелки + акварель
- оттиск смятой бумагой
- рисование поролоном
- гравюра
- оттиск пробкой, поролоном, пенопластом.
- тычок жесткой полусухой кистью
- рисование по сырому
- кляксография с ниткой
- батик
- рисование солью
- расчёсывание краски
- двойное примакивание кисти.
Каждая из техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу самовыражения.
Проанализировав перечень нетрадиционных техник из разной литературы по Лыковой И.А., Никитиной А.В., Сакулиной Н.П., можно сделать сводную таблицу, в которой отмечены нетрадиционные изобразительные техники согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста:
Возраст | Нетрадиционные техники |
Младший возраст | рисование пальчиками рисование ладошками рисование тычками из поролона ватными палочками печатание листьями оттиск печатками из картофеля |
Средний возраст | рисование пальчиками рисование ладошками рисование тычками из поролона ватными палочками печатание листьями рисование свечой тычок жесткой полусухой кистью. печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки. |
Старший возраст | кляксография с трубочкой монотипия набрызг восковые мелки + акварель оттиск смятой бумагой рисование поролоном гравюра оттиск пробкой, поролоном, пенопластом рисование песком рисование мыльными пузырями рисование мятой бумагой кляксография с трубочкой монотипия пейзажная печать по трафарету монотипия предметная кляксография обычная пластилинография свеча + акварель |
Подготовительная группа | кляксография с трубочкой монотипия набрызг восковые мелки + акварель оттиск смятой бумагой рисование поролоном гравюра оттиск пробкой, поролоном, пенопластом тиснение тычок жесткой полусухой кистью рисование по сырому черно-белый граттаж кляксография с ниткой батик рисование солью расчёсывание краски двойное примакивание кисти печать по трафарету монотипия предметная чёрно-белый граттаж (грунтованный лист) кляксография обычная кляксография с ниточкой набрызг акварельные мелки тычкование цветной граттаж монотипия пейзажная |
Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.
Рисование - это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
В целом же использование нетрадиционных техник рисования дает большие возможности для осуществления развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Традиционно ребенка учат рисовать кистью. Является открытием то, что можно создавать изображение различными предметами , полученные фигуры позволяют развивать творческое изображение ребенка . побуждаю...
Программа саморазвития педагога по теме: «Нетрадиционные техники рисования – как средство развития творчества детей»
Программа саморазвития воспитателя ДОУ по теме "Нетрадиционные техники рисования - как средство развития творчества детей дошкольного возраста"...
План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».
План работы по самообразованию. 2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...
Статья «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста».
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...
Индивидуальная программа саморазвития на тему: " «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творчества детей»
Индивидуальная программа саморазвития на тему :: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творчества детей»...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста
Обзор различных методов использования нетрадиционных техник рисования в детском саду....
Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения старшего дошкольника
Нетрадиционные техники рисования открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выраз...