Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения старшего дошкольника
статья по рисованию (старшая группа)
Нетрадиционные техники рисования открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисования являются отличным средством развития воображения дошкольника..
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБДОУ Детский сад №69 Красносельского района г. Санкт-Петербург
Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения старшего дошкольника
Воспитатель Муха Т.И.
Санкт-Петербург 2022
В психической жизни дошкольника весомую роль играет воображение. С помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, выстраивать целостный образ какого-либо события или явления.
Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривают его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. В связи с этим, воображение ребенка значительно богаче воображения взрослого человека. Дети фантазируют по самым различным поводам: они придумывают ситуации, сочиняют фантастические сюжеты, разговаривают с вещами. Впрочем, эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы ими из опыта: сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в собственной реальной жизни.
В общих чертах воображение можно определить, как способность к перекомбинированию образов. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. работы, дающей в итоге уникальные и ценные продукты.
Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л. С. Выготского. Он писал: «обучить творческому акту нельзя, но это не означает, что нельзя педагогу помгать его образованию и проявлению». Л. С. Выготский отмечал, что самый первый, доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда – это изобразительная деятельность. Профессиональное и тактичное руководство изобразительной деятельностью поможет развить способности ребенка.
Психологи и педагоги сходятся во мнении, что изобразительное творчество – это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребёнок создает объект или идею нового, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей «вне времени и пространства». Дети, как правило, изображают не определенный образ, а обобщенное знание о нём, отражая и упорядочивая собственные знания о мире, осознавая себя в нём, обозначая индивидуальные черты символическими признаками. Поэтому, как говорят многие исследователи, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Ввиду того, что для развития творческого воображения детей часто традиционных подходов в изобразительной деятельности часто бывает недостаточно, в последнее время появились новые программы и технологии, которые дают возможность сделать процесс изобразительного творчества более интересным, продуктивным, увлекательным. Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные впечатления, реализовать свой творческий потенциал. Оно помогает развить чувство прекрасного в ребенке и обогатить его духовный мир.
Одно из наиболее важных условий успешного развития творческого воображения – множество вариантов работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и многообразные материалы гарантируют непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы каждый раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети имели возможность использовать усвоенные ранее знания и умения, находили новые пути решения творческой задачи. Именно это вызывает у ребенка положительные чувства и эмоции, радостное удивление, желание трудиться.
Однако, как считает Т. С. Комарова, внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование как вид художественно-творческой деятельности не терпит шаблона, стереотипа, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу, потому что оно так растет, а домик вот так…» и т.п. [2]. Чтобы у детей не создавалось шаблона, листы бумаги могут быть различной формы: квадрата (платочек, коробочка), круга (тарелочка, блюдце, салфеточка). Разнообразить можно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также воздействует на выразительность рисунка, и дает детям возможность выбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не дожидаться готового решения. Для разнообразия занятий можно менять расположение детей: дети могут рисовать сидя за отдельным столом (мольбертом), сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд и т.п. Также можно менять виды занятий: сказки, занятия-путешествия, игровые занятия, посиделки, мастерские, игровые занятия-выставки и т.п.
Для развития творческого воображения старших дошкольников на занятиях следует применять разные техники рисования. Доступность применения нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников и уровнем овладения ими. Термин «нетрадиционный» предполагает использование новых материалов, способов рисования, инструментов, которые не являются общепринятыми, традиционными (в пер. с лат. traditio – привычный) в педагогической практике образовательных организаций.
Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности, по мнению И. А. Лыковой, способствуют осмысленной, в конечном счёте, одухотворённой моторике. Одухотворённые орудийные действия ребёнка считаются основным механизмом поиска, воплощения и передачи смысла через образ, а значит – и способом построения и реализации замысла рисунка, а для того чтобы замысел осуществить, нужно многообразие техник, материалов.
Использование нетрадиционных техник рисования также способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. Детей учат работать не только красками, карандашами, но и свечой, подкрашенной мыльной пеной, демонстрируя, как применить для рисования клей и т.д. Дети учатся рисовать ладошкой, кулачком, пальцами, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, верёвок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев). На занятиях, где используются нетрадиционные техники рисования, дошкольникам предоставляется возможность провести эксперимент – смешивать краску с мыльной пеной, клеем; на изображение, созданное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.
А. В. Никитина считает, что при непосредственном контакте пальцев рук с красками дети узнают её свойства (густоту, твёрдость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают всевозможные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение. Всё необычайное и новое привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У дошкольников развивается вкус к познанию, исследованию, эксперименту. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, тем самым обогащается и активизируется их словарный запас.
Для нетрадиционного рисования в детском саду можно предложить всевозможные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. Ребенок должен иметь возможность выбора материала, что способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями нетрадиционного рисования позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.
Нетрадиционные техники рисования ориентированы на развитие не только творческого воображения, но и мышления, памяти, внимания, интереса, мелкой моторики, а также на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как игру, и это доставляет ему двойную радость.
На сегодняшний день существует множество техник нетрадиционного рисования, направленных на развитие творческого воображения:
1. Кляксография.
2. Раздельный мазок.
3. Монотипия.
4. Набрызг с помощью трафаретов.
5. Рисование на мокрой бумаге.
6. Рисование на мятой бумаге.
7. Раздувание капель.
8. Рисование свечой
9. Ниткография и др.
Итак, овладев разными нетрадиционными способами рисования, дети могут проявить творческий подход в самостоятельной продуктивной деятельности.
Чтобы ребёнок был свободен в творчестве, можно придерживаться следующих правил:
- предоставление детям свободы выбора места, вида, содержания, предметов и технологий;
- уважение к детям и результатам их творчества;
- индивидуальная своевременная поддержка и помощь;
- создание в группе условий для самостоятельной работы по изодеятельности;
- организация в группе выставки детских работ и приглашение на выставку детей из других групп, родителей.
Рисование на основе использования нетрадиционных техник рисования не утомляет детей старшего дошкольного возраста, а наоборот, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего занятия. Современные техники изобразительной деятельности развивают у детей творческое воображение, фантазию, наблюдательность, логическое и абстрактное мышление, внимание и уверенность в себе.
В творческой деятельности ребёнка мы выделяем три основных этапа, каждый из которых требует применения определенных методов и приемов руководства со стороны взрослого:
1. Появление и оформление замысла.
2. Процесс создания художественного образа.
3. Анализ результатов творчества взрослым и детьми.
При подготовке занятий с использованием нетрадиционных техник рисования необходимо побуждать детей к деятельности при помощи разных приемов:
- игра, которая считается главным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение.
Главным условием развития творческого воображения на занятии является овладение ребенком графическими навыками. Плохое владение инструментом, незнание выразительных возможностей материалов, способов рисования ими и другие затруднения могут спровоцировать отказ от рисования. Поэтому одна из задач, стоящих перед педагогом – помочь ребёнку овладеть техникой рисования.
Чем разнообразнее будут условия, в которых проходит изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные возможности.
Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, собственными чувствами и эмоциями. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В. А. Сухомлинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АПО "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
Выбор темы исследования возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, успешно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобраз...
Доклад нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников
Доклад нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников...
План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».
План работы по самообразованию. 2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...
Статья "Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей"
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....
Статья на тему: «Методика использования нетрадиционных техник рисования как средства формирования воображения у дошкольников»
На современном этапе творческое воображение становится определяющим во всей практической деятельности человека. Современные дети в большей степени ориентированы на творчество, креативность, самос...
Статья на тему: «Методика использования нетрадиционных техник рисования как средства формирования воображения у дошкольников»
В статье представлены несколько типов техник рисования , которые способствуют развитию творческого воображения дошкольников....
Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста
Обзор различных методов использования нетрадиционных техник рисования в детском саду....