Индивидуальная программа саморазвития на тему: " «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творчества детей»
учебно-методический материал (средняя группа)

Белякова Алеся Петровна

Индивидуальная программа саморазвития на тему :: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творчества детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_16.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творчества детей»

Введение

Профессия воспитателя очень важна, ведь он отвечает за жизнь и развитие детей. Педагог, который уважает себя, всегда будет стремиться быть компетентной, профессиональной личностью, интересной для детей и родителей. Современный воспитатель — тот, кто внимательно выслушает ребёнка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические условия для его всестороннего творческого развития и будет увлечённо этим заниматься. Для того чтобы стать именно таким воспитателем, нужно позаботиться о развитии своих интеллектуальных и педагогических способностей. Достичь этой цели можно, если заняться самообразованием. 

Саморазвитие — это совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.

Актуальность

 «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Цель: Повышение своего профессионального уровня. Изучение проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования в процессе художественно – эстетическо Задачи:

1.Изучить научно-теоретический материал, нормативную базу реализации ФГОС ДО в образовательную практику, систематизировать полученные знания.

2.Систематизировать изученную литературу

3. Наметить основные задачи работы по развитию творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования.

4. Изучить и внедрить современные формы работы, технологии в воспитательно-  образовательный  процесс.

5.Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

6.Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

 4. Разработать перспективный план работы с детьми по развитию творческих способностей детей в процессе художественно – эстетического развития через нетрадиционные техники рисования.

 5.Обобщить и распространить педагогический опыт.

Предполагаемый результат:

  • Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения.
  • Желание улучшить образовательный процесс.
  • Разработка и внедрение дидактических материалов.
  • Разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах.
  • Разработка перспективного планирования по художественно-эстетическому развитию детей.
  • Доклады и выступления по распространению опыта работы.

План реализации программы по самообразованию

№  

                     Тема

Форма работы

Уровень

1.

Изучение проблемы в научно-методической работе. 1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

 2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

 3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

 4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

 5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

 6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

 7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

Создание предметно- пространственной среды.

Изучение

места художественно-эстетического

развития в предпочтениях детей.

Отбор практического и наглядного материала для успешной реализации.  

 ДОУ

2.

  Изучение педагогического опыта.

Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области  развития творчества детей.

Разработка перспективного плана на сентябрь – май по нетрадиционной техники рисования в средней группе, в Творческой мастерской «Золотые ручки».

Консультация для родителей «Зачем детям рисовать».

 Семинар-практикум  для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».

 4. Выставки детских рисунков для родителей.

 Составить конспекты занятий в Творческой мастерской: «Золотые ручки» по нетрадиционному рисованию.

 Посещение авторского семинара С.В. Погодиной «Развитие творчества у детей дошкольного возраста в рисовании под влиянием художественных эталонов».

 7. Мастер-класс для педагогов по проведению занятия по авторскому семинару Погодиной С.В.

ДОУ

3.

Использование опыта на практике(методы, приёмы, технологии)

Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития художественно-эстетического развития.

Система занятий по художественно-эстетическому развитию

 детей средней группы

ДОУ

4.

Изучение условий и современных педагогических технологий по проблеме

  Консультации, участие в проектах, папки-передвижки, фото - выставки,

рекомендации  

 Консультация для воспитателей по теме самообразования.

 Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста».

 

ДОУ

Участие в сети интернет

5.

Внедрение в практику собственной профессиональной деятельности современных педагогических технологий по проблеме «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творчества детей»

Консультации, участие в проектах, папки-передвижки, фото - выставки,

рекомендации Разработка проекта «Русский сувенир»

Пополнение центра художественно-эстетического развития необходимым оборудованием

Разработка консультаций для родителей: «Развитие творческих способностей детей

через продуктивные виды деятельности», «Десять шагов на пути к творчеству», «Художественно эстетическое воспитание детей в семье»

ДОУ

6.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности

Мероприятия, направленные на организацию сотрудничества между родителями, детьми и воспитателем.

Участие в конкурсах в сети Интернет.

7.

Мероприятия, направленные на организацию сотрудничества между родителями, детьми и воспитателем.

Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

Открытые занятия.

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

Разработка конспектов

Организовать и обогащать предметно-развивающую среду по данной теме.

ДОУ

8.

 Обмен практическим и теоретическим опытом с коллегами

Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

Открытые занятия.

Консультация для воспитателей «Содержание зон художественно-эстетического развития»

Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах.

Изучение опыта педагогов ДОУ

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

Обмен опытом на сайтах

ДОУ

9.

Практические выходы

(открытые просмотры, выставка работ)

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.

Внедрение опыта работы в ДОУ (консультация для педагогов); пополнение развивающей предметнопространственной среды

- собрано много полезной и нужной информации по теме (конспекты НОД, игры);создание картотек дидактических игр;презентация проекта «Русский сувенир»; участие проекта Русский сувенир  в СМИ, публикации;участие в семинарах-практикумах:

Современные педагогические технологии в ДОУ»,

изготовлены буклеты, наглядная информация, бюллетени для родителей по теме плана саморазвития;

ДОУ

Заключение

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в средней группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь.

Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Традиционно ребенка учат рисовать кистью. Является открытием то, что можно создавать изображение различными предметами , полученные фигуры позволяют развивать творческое изображение ребенка . побуждаю...

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества у детей дошкольного возраста»

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творчества у детей дошкольного возраста»Рисование входит в число наиболее любимых занятий для детей дошкольного возраста. Эта любовь объясняется...

Программа саморазвития педагога по теме: «Нетрадиционные техники рисования – как средство развития творчества детей»

Программа саморазвития воспитателя ДОУ по теме "Нетрадиционные техники рисования - как средство развития творчества детей дошкольного возраста"...

Масстер класс ТЕМА: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству

-  в непосредственно-образовательной деятельности по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.-   в процессе работы, у ...

ПРОЕКТ Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы»

ПРОЕКТ Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы»Автор проекта: Николаева О.Н. воспитатель МБДОУ «Дет...

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития креативной личности ребенка» 2020год

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя.Срок - 5 месяцев. Тема - Нетрадиционная техника рисования как средство развития креативной личности ребенка....

Мастер-класс для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского творчества»

Мастер-класс для педагогов по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского творчества»...