Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста
статья по рисованию

Кудревская Ирина Николаевна

Обзор различных методов использования нетрадиционных техник рисования в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования  как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста

                                 Кудревская И.Н., воспитатель

ГБДОУ 362 Кировского района

Санкт – Петербурга

«Фантазировать для ребенка так же естественно, как и дышать. Не считайте фантазию ложью. Ложь всегда вырастает из страха и преследует какую-либо цель. Детские фантазии бескорыстны и раскрывают перед взрослыми удивительный внутренний мир ребенка. Дети должны жить в мире красоты, игры,  сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В. Сухомлинский

В современном нам обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности, способной эффективно и оригинально мыслить, решать новые задачи, которые ставят жизнь и прогресс. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является воображение.

Воображение – это психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности.

Воображение играет в жизни ребенка более важную роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.

         Тема развития воображения всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов. Если бы человек не обладал воображением, то мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства.

Вопросы развития  воображения  детей актуальны тем, что этот внутренний мыслительный процесс является важным компонентом любой формы творческой активности ребёнка, его поведения и реакций в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии дошкольника, о чётком определении механизмов воображения.

Соответственно возникает важная задача по развитию творческого

 воображения детей как нового поколения, так как умения и способности к             созданию чего-то нового, нестандартное мышление формируется у ребенка в детском возрасте через развитие воображения. Поэтому начиная с самого младшего возраста ребенка наиболее важно уделять внимание развитию у детей фантазии, наблюдательности, речи, а также художественных и творческих способностей.

Значимость развития творческого воображения, как компонента творческого развития личности, отмечается в ФГОС ДО, где подчеркивается значимость создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, а также склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, формирование культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических  качеств.

Одной из интересных видов художественно-творческой деятельности являются нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники рисования отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах. Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности может приобрести творческий характер, если у детей сформированы эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, а также, если дети овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. В детском саду недостаточно используют образовательные возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения. Дети не имеют представления, что существуют такие нетрадиционные техники рисования как кляксография, монотипия. Нетрадиционные техники рисования практически не востребованы в образовательном процессе. Обучение детей традиционным видам рисования изучены в трудах Т.С. Комаровой, Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой, Г. Г. Григорьевой. Существуют исследования по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду С. К. Кожохиной, С.В.Погодиной, А. Ярыгиной, Р.Г.Казаковой, А.В.Никитиной, Т.А.Цквитарии.

Давыдова Г.Н. пишет: «Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно [12,с.3].Таким образом, можно утверждать, что обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию творческого воображения» [12, с.45].

Нетрадиционные художественные техники в изобразительном искусстве - это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти рисунки от традиционных по выполнению.

Нетрадиционные художественные техники соответствуют одному из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразию и вариативности работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую художественную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Нетрадиционные художественные техники способствуют обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения, окружающем мире, развивают творческий потенциал, воображение, способствуют интеллектуальному развитию, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников, учат мыслить смело, и свободно, дают возможность удивиться и порадоваться миру.

Наша задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.

Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, оно помогает развить ребенка всесторонне.

Практические исследования О.А. Белобрыкиной, Р.Г. Казаковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и других педагогов в области использования нетрадиционных техник прошли открытую проверку в дошкольных образовательных учреждениях и показали значимость для повышения уровня выразительности рисунков, повышения эффективности усвоения художественно-выразительных приемов в создании образа или композиции.

А.А. Белобрыкина отмечает: «Развивая у детей способности к изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике». Она разработала методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы «Маленькие волшебники, или на Пути к Творчеству». Цель методических рекомендаций – оказание практической помощи всем, кто заинтересован в раннем развитии творческих способностей детей. В работе предлагаются не только методы и приемы, развивающие воображение, фантазию, но и даны в игровой форме упражнения по технике рисования. Дан перечень техник рисования по возрастам, их описание. Хочется отметить, что техники идут с усложнением.

Другой педагог-психолог И. А. Лыкова разработала программу «Цветные ладошки», в которой имеется перспективное планирование и цикл занятий с применением нетрадиционных техник рисования по возрастам.

В современных журналах по дошкольному образованию « Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика» «Старший воспитатель», «Обруч», «Современное дошкольное образование» и др. публикуется много статей, посвященных проблеме использования техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. В них представлен опыт работы педагогов, описание нетрадиционных техник, а также предлагаются конспекты занятий с использованием разнообразных нетрадиционных техник.

Т.С. Комарова рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники, обучать способам работы с ними, пониманию выразительных свойств.

Лыкова И.А. дает следующие рекомендации по использованию нетрадиционных техник. Работу с использованием нетрадиционных техник следует начинать с младшей группы по принципу «от простого к сложному».

В настоящее время команда педагогов: Казакова Р. Г, Сайганова Т.И, Седова Е.М., Слепцова В. Ю., Смагина Т.В. изучили и освоили более 30 различных нетрадиционных техник рисования, ранее не используемых в работе с детьми и рекомендовали их для работы с детьми в детских садах [20, с.4].

Материалы и средства необходимые для изображения в технике нетрадиционного рисования: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; бумага; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки, зубная щётка, расчески, поролон, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.

Никитина А.В. отмечала, что многообразие материала и использование различных техник развивает у дошкольников воображение, самостоятельность, оригинальность, творческие способности [29,с.10].

Многие учёные сходятся во мнении, что детям любопытны разные, необычные материалы, новизна, и в результате дети получают успешный продукт деятельности. Оригинальные, разнообразные, предоставляемые детям изобразительные техники, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения.

Преимущество нетрадиционных техник в том, что ребёнок не боится ошибиться, сделать что-нибудь не правильно. В процессе рисования дошкольник проявляет самостоятельность и воображение. В результате, не опираясь на образец, получается уникальное изображение, но самое главное, что дети получают радость от самого процесса рисования

Т.С. Комарова утверждает, что определение художественной техники, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка.

Следовательно, понимать художественную технику и в детском творчестве следует широко, включая сюда технику исполнения, манеру ведения работы, способы использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, акварели, гуаши, темперы, масляных красок и пр.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Организованная система мероприятий, включающая в себя занятия с нетрадиционными техниками рисования, комплексно воздействует на развитие воображение детей:

-повышает сенсорную чувствительность;

-развивает пространственное, логическое и конструктивное мышление;

-развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;

-формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

-развивает творчество, фантазию и воображение;

-способствует развитию речевой и познавательной активности;

-развивает ребенка эстетически, учит ребенка видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Все это способствует всестороннему гармоничному развитию  детей дошкольного возраста, что в дальнейшем становится необходимым условием успешного обучения не только письму, но и школьному обучению в целом. Применяя в работе различные традиционные и нетрадиционные материалы и техники изображения, педагог способствует расширению и уточнению представлений детей об окружающем мире.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Перечислим наиболее известные виды нетрадиционных художественно-графических техник, представленных А.В.Никитиной в старшем дошкольном возрасте:

- рисование песком;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

- кляксография с трубочкой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- монотипия предметная;

- кляксография обычная;

- пластилинография.

Другой педагог Сакулина Н.П. рекомендует такой перечень нетрадиционных техник для детей старшего возраста:

- печать по трафарету;

- монотипия предметная;

- чёрно-белый граттаж (грунтованный лист);

- кляксография обычная;

- кляксография с трубочкой;

- кляксография с ниточкой;

- набрызг;

- акварельные мелки;

- тычкование;

Остановимся более подробно на нетрадиционных техниках рисования, используемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Тычок жесткой полусухой кистью (О.А. Белобрыкина).

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками (Г.Н. Давыдова).

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой (Г.Н. Давыдова).

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля (М. Шклярова).

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск поролоном (М. Шклярова).

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом (М. Шклярова).

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Оттиск печатками из ластика (М. Шклярова).

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Оттиск смятой бумагой (М. Шклярова).

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Фотокопия (Р.Романова).

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: техника работы со свечой носит специфическое название - фотокопия. Слово «фото» в названии техники указывает на ее причастность к фотографии и объясняется тем, что эффект, получаемый при использовании свечи, как бы в упрощенном виде воспроизводит процесс проявления фотопленки. А достигается он следующим образом: ребенок наносит на лист белой бумаги какое-либо изображение или просто ставит жирные точки; после этого весь лист равномерно покрывают тушью (лучше темного цвета). Происходит удивительный фокус - изображение, сделанное свечой и не видимое на белой бумаге, проявляется прямо на глазах.

Восковые мелки + акварель (Р. Романова).

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель (Р. Романова).

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная (А. Ильина).

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная (О.А. Белобрыкина).

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой (О.А. Белобрыкина).

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой (О.А. Белобрыкина).

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг (Р. Романова).

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев (Е.К. Брыкина).

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Акварельные мелки (Р. Романова).

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Тычкование (М. Шклярова).

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

Монотипия пейзажная (А. Ильина).

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Создание фона также относится к нетрадиционным техникам в рисовании. Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требуют фона. Многие дети делают фон кисточкой. Но есть и другие способы делать фон:

- ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске;

- широкой полусухой кистью для побелки потолков, используя 2-3 цвета («шотландская клетка»);

- на лист бумаги наносятся в свободной манере гуашевые краски, сверху прижимается целлофановый пакет, сушится вместе с ним («эффект мрамора») .

Рисование на листе, протертом наждачной бумагой (М. Шклярова)

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: наждачная бумага, бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.

Наждачной бумагой протереть сухой, чистый лист в горизонтальном и вертикальном направлении. Лист смочить водой и рисовать любой сюжет. Рисунок получается как на холсте.

Клеевые картины (О.А. Белобрыкина)

Средства выразительности: фактура, объем, пятно, цвет, линия. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, акриловая краска, клей ПВА, манная крупа, гречневая или рисовая крупа.

Нарисовать на картоне простой карандашный набросок. Приставив узкую насадку с клеем ПВА, обвести по контуру рисунок. Клей выдавливать осторожно, плавно передвигая по контуру. Дать ему высохнуть. Потом покрыть рисунок акриловой краской. Дать просохнуть. Чтобы получился эффект «старого золота», нанести на мягкую тряпочку черного крема для обуви и протереть рисунок.

Нарисовав рисунок карандашом, крупные детали промазать клеем ПВА, пока клей не высох, присыпать манной крупой. Дать клею высохнуть, стряхнуть лишнюю крупу и красками осторожно раскрасить.

Примечание: можно для образности в работе использовать гречневую крупу, различные по форме макароны.

Рисование пластилином (О.А. Белобрыкина)

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, пластилин, стека.

Пластилин наносится пальцем на лист бумаги с предварительным рисунком и растирается, постепенно вырисовывается определенная картина.

Из пластилина вырезаются определенные детали и прикрепляются к основе (лист бумаги, деревянная доска).

Граттаж (М.В. Добужинский)

Средства выразительности: фактура, объем, пятно, цвет, линия.

Материалы: бумага, мелки, мыло, свеча, гуашь, зубочистки.

Берется лист бумаги, покрывается (без пробелов) мелками, мылом или свечой. После этого наносится слой туши с добавлением моющего средства для посуды. Если тушь плохо укладывается, в тех местах, где остались пробелы, следует подкрасить их после высыхания. Когда заготовка полностью высохнет, можно начинать рисовать. Для этого понадобится пустая паста от шариковой ручки или зубочистка. С помощью этих приспособлений процарапывается изображение.

Таким образом, на примере некоторых нетрадиционных техник в рисовании, мы можем говорить о том, что большое разнообразие материала, легкость в исполнении работы, не требующей специальных навыков, обеспечивают ребенку высокий эмоциональный подъём, самостоятельность.

Нетрадиционные техники рисования стимулируют развитие воображения, творчества, инициативы, выражения индивидуальности при помощи использования новых материалов, инструментов и способов рисования. Чем разнообразнее материалы и инструменты, тем многообразнее возможности для развития ярких творческих способностей, возникает желание творить и рисовать ещё больше. Чем разнообразнее будут условия, в которых проходит изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные возможности.

Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, собственными чувствами и эмоциями. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В. А. Сухомлинский.

Список использованных источников

  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст]/ Л.С.Выготский. – СПб: Союз, 1997. - 234 с.57.
  2. Гердт, Н. И. Художественная деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. – С.30-34.
  3. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада [Текст]/ Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 1995. – С.61.
  4. Григорьева, О.А. Особенности развития творческого  воображения старших дошкольников [Текст] /О.А. Григорьева //Издательство Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 568-569.
  5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2007. – 78 с
  6. Дьяченко, О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения  [Текст] / О.М. Дьяченко //Вопросы психологии. - 1986 - 389 с.
  7. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2.– С. 48-50.
  8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:
    нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Р.Г.Казакова Т.И. Сайганова , Е.М. Седова , В.Ю.Слепцова. – М.: «Сфера»,2005. – 128 с
  9. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]/Т.С. Комарова. – М.  Просвещение, 2006. – 115 с.
  10. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей  2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст]/ И.А. Лыкова. – М.:«Карапуз-дидактика», 2007.
  11. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования./ А.В.Никитина.- Спб.: изд-во «Каро», 2008. – 96 с
  12. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование. – 2000. - №3. – С. 33-35.
  13. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] / Н.П.Сакулина, Т.С. Комарова. – М., Просвещение,1982.
  14. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике// Дошкольное воспитание. – 1995. - № 11. – С. 34-36.
  15. Утробина Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка» М., 2006.
  16. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.:ТЦ Сфера, 2011.

Интернет ресурсы

http://www.maaam.ru/detskijsad/

http://www.1umka.ru - «Умка - Детский развивающий сайт».

http://bukashka.org – «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА развития воображения детей старшего дошкольного возраста через креативные психотерапевтические техники

Данная программа, представляющая собой авторскую методику основанную на развитии воображения, поможет ребёнку не потерять способность к творчеству даст возможность детям творить самоутверждаться, само...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста

Использование нетрадиционных техник  рисования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста              ...

Консультация. «Творческие игры как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста»

В консультации раскрываются понятие творческого воображения и особенности его формирования у детей старшего дошкольного возраста через творческую игру, предложены условия и способы формирования у дете...