«Практическое применение арт-терапии в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС»
статья (старшая группа)

С введением ФГОС дошкольного образования, педагогам представилась возможность выбора разнообразных методик, программ и технологий, которые позволяют эффективно воздействовать на всесторонне развитие личности дошкольника. Внедрение новых педагогических технологий осуществляется весьма активно.

В настоящее время в дошкольном  образовании ведущую роль занимает сохранение и укрепление здоровья детей. От поколения к поколению все ниже опускается порог жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов человеческой жизни. В связи с этим я выбрала простой и эффективный способ  помощи моим воспитанникам – это детская арт-терапия, которая основывается на творчестве и игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivy_art-trapii_v_obrazovanii.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Практическое применение арт-терапии в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС»

С введением ФГОС дошкольного образования, педагогам представилась возможность выбора разнообразных методик, программ и технологий, которые позволяют эффективно воздействовать на всесторонне развитие личности дошкольника. Внедрение новых педагогических технологий осуществляется весьма активно.

В настоящее время в дошкольном  образовании ведущую роль занимает сохранение и укрепление здоровья детей. От поколения к поколению все ниже опускается порог жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов человеческой жизни. В связи с этим я выбрала простой и эффективный способ  помощи моим воспитанникам – это детская арт-терапия, которая основывается на творчестве и игре.

  С помощью арт-терапии мы создаем положительный эмоциональный настрой, преодолеваем негативизм, снимаем эмоциональное напряжение, развиваем чувства внутреннего контроля, развиваем воображение, повышаем адаптационные способности ребенка к повседневной жизни.

  В своей работе я применяю один из методов арт-терапии- изотерапию, которая развивает эстетический вкус и снижает переживание, чувство одиночества, повышенную тревожность, страхи, искаженную самооценку, повышает уровень развития мелкой моторики руки.

Занятия по арт-терапии я провожу один раз в неделю длительностью 20 минут. Наши занятия не ограничиваются обычным набором изобразительных средств, для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, бумага различной фактуры, размера и цвета, кисти разных размеров и жесткости, уголь, соленое тесто, глина, продукты (крупы, горох, фасоль, макароны), засушенные листья и т.д.

Сегодня  я познакомлю вас с некоторыми техниками изотерапии, которые особенно нравятся моим детям.

  1. Техника каракулей

Изображение дети создают без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги.

Материал, который мы используем: бумага А4 и А3, цветные карандаши, мелки, фломастеры.

Алгоритм проведения занятия:

  1. Детям предлагаю выбрать карандаш любого цвета.
  2. Воспитанники рисуют «каракули» на листе бумаги, из которых получается сложный «клубок» линий.
  3. Затем я предлагаю увидеть в этом «клубке» линий какой-либо образ и развить его.
  4. Потом мы обсуждаем проделанную работу.

Цель нашего занятия: снять эмоциональное и мышечное напряжение, активизировать воображение, раскрыть творческий потенциал, повысить уверенность в собственных возможностях.  Полученные рисунки никого не оставляют равнодушными.

2. Рисование пальцами, ладошками

Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления.

Рисование пальцами, ладонями - это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме. Ребёнок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которых обычно не совершает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.

Материал, который мы используем: кисточки с краской, широкие блюдечки с гуашью, плотную бумагу, тряпочки, небольшие листы.

Алгоритм проведения занятия:

  1. Детям предлагаю нарисовать, что-то интересное и необычное.
  2. Воспитанники опускают пальчики в гуашь или наносят гуашь на ладошки, а затем на листе бумаги рисуют пятнышки, точки, отпечатки своих ладошек.
  3. В своей работе дети используют краску разного цвета. Далее идет «оживление» рисунка, он дорабатывается кистью до получения более точного изображения.

Цель  занятия: формировать эмоционально-чувственный внутренний мир, развивать фантазию, воображение и творческие способности воспитанников.

3.Рисование предметами окружающего пространства

Материал, который мы используем:  мятая бумага, губки, зубные щетки, ватные палочки, нитки, коктейльные соломинки, ластики, спичечные коробки, пробки, гуашь, плотная бумага, тряпочки. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется.

Алгоритм проведения занятия:

  1. Сначала дети выбирают, чем сегодня они будут рисовать.
  2. Затем воспитанники опускают в гуашь выбранный предмет и наносят рисунок.
  3. Далее дети дорисовывают свой рисунок.
  4. Мы рассматриваем получившиеся рисунки и обсуждаем проделанную работу.

Цель занятия: повысить уровень уверенности у детей, снизить эмоциональное напряжение, развить познавательный интерес.

   Весь процесс творческой деятельности является важным элементом  развития ребенка. На занятиях в нём открываются такие творческие начала, о которых он ранее и не подозревал. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, он учится выражать свои чувства, справляться с переживаниями, дает возможность выходу своей накопившейся энергии, а также развивает творческие способности.

    Дети с большим удовольствием посещают занятия. С каждым занятием они становятся все активнее, преодолевают свои страхи и застенчивость. Улучшается их эмоциональный настрой. Воспитанники очень бережно относятся к своим произведениям. Мы делаем выставки детских работ. С родителями проводим работу по использованию изотерапии с детьми дома.

                                           Список литературы

  1.   Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми С.Пб, «Речь», 2007

    2. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. С.Пб, «Питер», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Методические разработки программы по психолого-педагогичекому сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО...

Проект программы «Интеграция - как инструмент обеспечивающий целостность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

Один из основополагающих  принципов  развития современного дошкольного образования является принцип  интеграции содержания психолого-педагогической работы, обеспечивающей целостность об...

Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллект...

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»

Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...

Статья на тему: Организация образовательного процесса с учётом применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Важнейшая задача современной педагогической науки и практики в сфере развития детей дошкольного возраста заключается в активизации поисков новейших образовательных технологий, способствующих всесторон...

«Особенности организации образовательного процесса с учетом применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Для меня, как специалиста дошкольного образования, процесс применения электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования интересен, т.к. помогает организовать образовательный процесс в...