ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»
статья ( группа) на тему
Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с детьми.
В ФГОС ДО большое внимание отводится индивидуализации дошкольного образования. Обеспечить становление личности ребенка и раскрыть его индивидуальные особенности воспитателю помогает технология «портфолио дошкольника».
В работе даны рекомендации по ведению портфолио дошкольника, определены его основные функции, цель, обозначены задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ
«ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»
А.С.Пухова, воспитатель
МБДОУ №60 «Снегурочка»
Аннотация к тесту
Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с детьми.
В ФГОС ДО большое внимание отводится индивидуализации дошкольного образования. Обеспечить становление личности ребенка и раскрыть его индивидуальные особенности воспитателю помогает технология «портфолио дошкольника».
В работе даны рекомендации по ведению портфолио дошкольника, определены его основные функции, цель, обозначены задачи.
В настоящее время дошкольное образование претерпевает большие изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с детьми.
Таким образом, теперь в центре внимания находится ребенок с его индивидуальными и возрастными особенностями. При организации образовательной деятельности современный педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
В ФГОС ДО большое внимание отводится индивидуализации дошкольного образования. Технология портфолио является средством, которое помогает воспитателю в становлении личности ребенка и раскрывает его индивидуальные особенности.
Портфолио дошкольника — это первая ступенька, которая помогает малышу раскрыть свое «Я»: свои чувства, переживания, победы, разочарования, открытия. Это - своеобразная «копилка» личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, его «побед». Однако, портфолио дошкольника – это не только папка, в которой мы собираем и храним всю информация о ребенке, его успехах и наградах, это ещё и результат нашего сотрудничества с родителями по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. Таким образом, портфолио раскрывает условия жизни и творчества ребёнка, как дома, так и его успехи в детском саду.
Применение этой технологии дает возможность педагогу лучше понять ребенка и разработать индивидуальный маршрут его развития. Учитывая информацию, которую содержит портфолио дошкольника, его можно определить как инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, как способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей "траектории развития" (Л. И. Адаменко).
Таким образом, целью создания детского портфолио является сбор, систематизация и фиксация результатов развития дошкольника, его усилий, прогресса и достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интересов, склонностей.
Работая над портфолио мы выделили для себя следующие задачи:
1. Определить форму и содержание портфолио
2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка.
3. Развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию.
4. Формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный») .
5. Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель». Родители должны принимать самое непосредственное участие в оформлении портфолио. Нами были разработаны следующие способы сотрудничества: анкета для родителей «Какой мой ребенок», сочинения на темы: «О моем малыше», «Таланты моего малыша», «Тайны моего ребенка», «корзинка пожеланий», проведение семинара-практикума, на котором совместно мы определяем структуру портфолио, систематичность наполняемости, форму наполнения и т.д.
Исходя из этого можно выделить несколько функций портфолио:
- диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и
физический) за определенный период времени, наличие интересов и склонностей;
- целеполагающая - поддерживает воспитательно-образовательные цели (чему мы обучаем
ребенка и для чего);
- мотивационная - поощряет ребенка к достижению результатов;
- содержательная - раскрывает весь спектр деятельности воспитанника и его семьи;
- развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
- рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Есть несколько простых правил, которые позволят добиться поставленной цели:
1. Составление портфолио – дело добровольное.
Ребенок должен быть заинтересован в создании портфолио. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно.. (И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио. А каждый ребёнок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это).
2. При создании портфолио дошкольника вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. («корзина пожеланий»). Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
3. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
4. Систематичность в сборе информации.
Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
5. Отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы папка нравилась ребёнку.
Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации, пиктограммы, символы, схемы. Ребенок должен гордиться своим портфолио, любить пересматривать его и хотеть добавлять туда что-то новое.
Конкретной структуры у детского портфолио нет. В данном случае все зависит от воспитателей, родителей ребенка, их фантазии.
Предлагаю следующие варианты структуры портфолио.
1. Структура портфолио дошкольника может быть представлена тремя основными блоками:
- "Какой он (ребенок) хороший";
- "Какой он умелый";
- "Какой он успешный".
Наполняемость блоков определяется педагогами и родителями. Приведу примеры.
Блок "Какой ребенок хороший" может включать в себя следующие материалы:
- сочинение родителей о ребенке;
- размышления воспитателей о ребенке;
- неформальная беседа "Расскажи о себе";
- интервью у друзей, других детей;
- самооценка по тесту "Лесенка";
- книжках в картинках - "Я", "Я и моя семья", "Я и мои друзья", "Моя мечта", "Детский сад", "Школа" и др.;
- психолого-педагогическая характеристика ребенка;
- корзина пожеланий: благодарность ребенку - за доброту, щедрость, хороший поступок, умение дружить и др.;
- благодарственное письмо родителям - за воспитание ребенка;
- иллюстративные документы - фото-, видеоматериалы.
В оценивании участвуют все взрослые (родители, воспитатели, педагоги).
Блок "Какой ребенок умелый" может содержать такие материалы:
- анкеты для родителей;
- отзывы воспитателей о ребенке;
- неформальная беседа с ребенком "Чем ты любишь заниматься?";
- рассказы детей о ребенке;
- рассказы педагогов по кружковой работе;
- оценка участия в акциях (экологических, ознакомительных);
- мнение социального педагога;
- оценка участия в проектах (познавательных, исследовательских);
- характеристика психолога (познавательные интересы);
- грамоты по номинациям - за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность, грамоты за участие в интеллектуальных играх, викторинах, конкурсах;
- иллюстрации "умений" - фото-, видеоматериалы.
Блок "Какой ребенок успешный" может содержать:
- отзыв родителей о ребенке;
- рекомендации воспитателей; рассказ ребенка о своих успехах;
- заключения педагогов по кружковой работе (ожидаемый результат - реальные достижения);
- творческие работы: рисунки, аппликация, стихи, проекты;
- свидетельства об участии в концертах, выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;
- заметки социального педагога;
- выводы заведующего, заместителя заведующего по методической и воспитательной работе;
- документы о наличии курса обучения в художественной, музыкальной школах;
- грамоты — за участие и победы в конкурсах, выставках, фестивалях;
- иллюстрации успешности - фото-, видеоматериалы.
Содержательные линии блоков отражают оценку развития у ребенка:
1. личностных качеств;
2. представлений и умений;
3. творческих возможностей и способностей.
2. Возможен другой вариант структуры портфолио.
Портфолио состоит из нескольких разделов, каждый из которых имеет свое название и содержание:
Раздел 1. «Давайте познакомимся»
Фото. Фамилия, имя ребенка. Номер группы.
Рубрика: «Я люблю...», «Мне нравится...», «Обожаю, когда...».
Раздел 2. «Я расту!»
Антропометрические данные (в художественно-графическом решении):
«Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и т. д.
Раздел 3. «Портрет моего ребенка»
Сочинение родителей о своем малыше.
Раздел 4. «Я мечтаю...»
Высказывания самого ребенка: «Я мечтаю о ...», «Я бы хотел быть...», «Кем и каким я буду, когда вырасту...», «О чем я люблю думать...», «Я жду, когда...», «Каким я вижу себя...», «Каким я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела».
Раздел 5. «Вот что я могу!»
Образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки...).
Раздел 6. «Мои достижения»
Грамоты, дипломы (не только от детского сада, но и от мэрии, Департамента культуры, предприятий, средств массовой информации, проводящих различные конкурсы и соревнования).
Раздел 7. «Посоветуйте мне...»
Лист рекомендаций заполняется воспитателями и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8. «Спрашивайте, родители!»
Вопросы родителей специалистам ДОУ.
Все эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Даже за один год ведения такой папки почти у всех детей накапливается достаточно большой материал, касающийся их жизни в детском саду.
Таким образом, воспитатели, педагоги и родители помогают дошкольникам "расцвести", поверить в свои силы, возможности.
Работа над созданием портфолио сближает всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И мы уверены, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.
Перечень литературных источников:
1. Белая К.Ю. «Портфолио участников образовательного процесса В ДОУ»,
УЦ Перспектива,2011
2. Кочкина Н.А., Чернышова А.Н. «Портфолио в ДОУ», Скрипторий – 2009.
3. Хабарова Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании»,
«Детство –пресс», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Место и роль игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
ИГРА — это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата....
" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра
Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...
"Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской Федерации", в котором впервые дошкольное образование...
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.
В связи с введением ФГОС дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основн...
Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Слайд-презентация "Использование оптимальных моделей организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"...
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ "ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА"
В данной презентации можно найти варианты оформления портфолио дошкольника и памятку для воспитателей по ведению портфолио...
Доклад: «Современные технологии в организации образовательного процесса на этапе реализации ФГОС дошкольного образования».
Доклад: «Современные технологии в организации образовательного процесса на этапе реализации ФГОС дошкольного образования»....