Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Экспериментирование с детьми «Загадочная вода».
опыты и эксперименты (старшая группа)
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе
Экспериментирование с детьми «Загадочная вода».
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Социально – коммуникативное развитие.
Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность, воспитание в детях бережного отношения к живой и неживой природе, к водным ресурсам.
Задачи:
- обучить детей различать состояния воды;
- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);
- формировать наблюдательность и любознательность;
- развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно - следственные связи;
- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, к водным ресурсам.
Обогащение словаря:
Исследователи, лаборатория, прозрачная, жидкая, твердая, пар, круговорот.
Оборудование: прозрачные стаканчики по 2 штуки на ребенка, мерные стаканчики, ложки, трубочки, салфетки, камешки, краска гуашь, кисточки, лед, сок, сахарный песок, соль, лимон, сосуды разной формы, воздушные шарики.
Предварительная работа: наблюдение во время прогулок за физическими явлениями (дождь, снег, лед, туман, иней, сосулька).
Ход работы.
В круг широкий вижу я встали все мои друзья,
мы сейчас пойдем направо,
а теперь пойдем налево.
В центре круга соберемся и на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем и к гостям здороваться пойдем.
Ребята, давайте поздороваемся с гостями, подойдем к гостям и прикоснемся своими ладошками к их ладошками. Какие ладошки у гостей? (теплые). Наши гости, добрые и они поделились с нами своим теплом.
Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, что это у меня? Правильно – это капелька, она пришла сегодня к нам гости со своими загадками.
«Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить. Ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
чтобы плыли корабли,
чтоб варились кисели,
чтобы не было беды – жить нельзя нам без воды».
Молодцы, это вода. Вода необходима всему живому на земле.
- Ребята, посмотрите, что это такое?
Дети:- Это глобус.
-А что такое – глобус?
- Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Именно такой видят нашу Землю космонавты во время полёта.
А какого цвета на глобусе больше всего?
(- Синего, голубого)
- Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
(- Животным, растениям, человеку)
-Правильно, без воды нет жизни на земле.
- А как в вашей семье используют воду?
- Как мама использует воду?
(- Готовит, стирает, поливает растения)
- А как вы используете воду?
(-Пьём, умываемся)
- Молодцы.
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде (звучит шум воды).
- Я слышу какие-то звуки. Что это за звуки? (шум воды) Ребенок читает стихотворение «Вы слыхали о воде? ».
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
•Игра «Я начну, а вы продолжите»
Вода, которая бежит из крана называется -водопроводная.
В море вода… ? (морская).
В реке вода ….? (речная).
В роднике вода …? (родниковая).
В болоте вода ..? (болотная).
Но прежде, чем мы пойдем в лабораторию я вам расскажу о правилах поведения в лаборатории.
«Правила поведения в лаборатории»
· Внимательно слушать старшего научного сотрудника
· Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу
· Аккуратно пользоваться емкостью для воды
· Поддерживать порядок на своем рабочем месте
· После каждого опыта делать вывод
Я приглашаю вас отправиться в институт исследования воды. Давайте займём места лаборантов и проведём исследования.
Вода обладает различными свойствами.
Опытно-исследовательская деятельность.
Дети подходят к столу, на котором стоят чашки с водой и сок с трубочкой.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?
Вывод детей: вода жидкая – течет.
Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? А теперь попробуйте сок. Какой он? Сладкий. Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли.
Вывод детей: вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – солёная.
Воспитатель: Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением кусочек лимона.
Вывод детей: вода не имеет запаха.
Воспитатель: Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?
Вывод детей: в стакане с водой ложки и трубочки видны – вода прозрачная.
Опыт №2 «Вода меняет цвет»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода меняет цвет.
Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Какая стала вода? Видите ли вы камушек?
Вывод детей: вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно.
Опыт №3 «Вода - хороший растворитель»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода растворяет многие вещества.
Воспитатель: Ребята, мы с вами попробовали и заметили, что при добавлении в воду сахара или соли, вода изменила вкус. Почему это произошло? Вода растворила сахар и соль.
А при добавлении краски в воду, вода меняет цвет. Это опять же говорит о том, что краска растворилась в воде.
Вывод детей: вода растворяет некоторые вещества.
Воспитатель: Это свойство мы используем с вами при умывании, мытье посуды, стирке и многих других случаях.
Опыт №4 «Вода не имеет формы»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.
Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы или в воздушные шарики. Видите, вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если налить воду в шарик, то можно изменить его форму самостоятельно, движениями рук. Имеет ли вода формы?
Вывод детей: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №5 «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Ребята, помогите разобраться, о чём идёт речь в этом стихотворении:
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода-
Неподвижна и тверда.
Что же случилось с водой,
Дети.
- она превратилась в лёд;
-наверное, это было зимой, и она замёрзла;
-вода превратилась в лёд от мороза.
Воспитатель: Мороз сделала нам подарок (показываю лед). Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Вывод детей: лед – твердая вода.
Воспитатель: А где еще мы с вами можем видеть лед? (Ответы детей: узоры на стекле, лед на водоемах)
Опыт №6 «Газообразная вода - пар»
Цель: Подвести детей к пониманию трех состояний воды.
Беру стакан с горячей водой и накрываю стеклом. Дети наблюдают. Показываю стекло. Что вы видите на стекле?
Ответ: Образовались капли воды.
Вывод: вода может превратиться в пар.
Опыт №7 «Круговорот воды в природе»
Цель: Подвести детей к пониманию взаимосвязи трех состояний воды, о возможности перехода из одного состояния в другое.
Ребята, в самом начале занятия я положила несколько кусочков льда в эту тарелочку. Смотрите, что произошло с ним за это время? (Ответы детей: он растаял). Твердая воды превратилась в жидкую воду. А теперь мы нагреем воду, получившуюся из растаявшего льда. Что происходит, видите? Выделяется пар. Если мы накроем стакан с горячей водой стеклом, то на стекле образуются капельки. Мы уже видели этот процесс. Дети наблюдают. Показываю стекло еще раз. Видите, сначала жидкая вода превратилась в газообразную, или в пар. А потом, осев на стекле, снова получилась жидкая вода. Если мы с вами соберем образовавшиеся капельки в чашку, то мы можем поместить ее в морозилку и жидкая вода станет твердой, или льдом. Как вы видите, вода очень легко переходит из одного состояния в другое и обратно.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)
Что показалось вам самым интересным? (ответы детей)
Воспитатель: Я очень рада, что ты будешь дружить с водой.
А сейчас я вам хочу показать фокус.
1. «Достань предмет, не замочив руки». В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
У меня для вас есть домашнее задание.
Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.
Приложение № 1. Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
1. Налить в стакан воды.
2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
3. Залить формочки цветной водой или в воздушные шарики.
4. Поставить в холодильник.
Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.
Воспитатель: Благодарит детей за участие в опытно – экспериментальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН – КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Загадочный магнит».
· познакомить детей со способностью магнита притягивать некоторые предметы, помочь накоплению конкретных представлений о магните; ·...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Бесценная и всем необходимая вода» Формирование целостной картины мира.
2017 год обозначен годом экологии. Целью этого заняти является развитие экологического сознания....
Проект интегрированного мероприятия непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Подсолнушки» Тема: «Рисование на воде в технике - Эбру»
Проект интегрированного мероприятия непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Подсолнушки»Тема: «Рисование на воде в технике - Эбру»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ Чудеса воды!
Приоритетная интегративная область: ПознаниеИнтеграция образовательных областей: Физическое развитие, Речевое развитие.Цель: ознакомление детей со свойствами воды в окружающем мире.Задачи: Познакомить...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с магнитом и его удивительными свойствами» (с использованием метода экспериментирования)
Конспект НОД, способствующий формированию у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы; Занятие объясняет детям через какие материалы воздействует магнит, знакомит их с мет...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме "Загадочный воздух"
Материал позволит сформировать представление о воздухе через познавательно-исследовательскую деятельность...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Познавательное развитие» (экспериментирование) «Испекли мы колобок. Соленое тесто»
Цель: Формирование представление детей о свойствах соленого теста, научить детей делать тесто....