Методическая разработка образовательной деятельности с детьми 6-8 лет по теме: «Зимующие птицы Ставропольского края»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Тема занятия выбрана мной не случайно, ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.
Занятие имеет экологообразовательную направленность, так как знакомит детей дошкольного возраста с разнообразием представителей класса «Птицы». Оно направлено на развитие представлений у детей дошкольного возраста о зимующих птицах Ставропольского края. Занятие включает разные методы работы с дошкольниками (беседа, рассказ, инсценировка,практическая и игровая деятельность).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._metodicheskaya_razrabotka_od_s_detmi_zimuyushchie_ptitsy.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников
№ 21 города Буденновска Буденновского района»
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми 6-8 лет
по теме: «Зимующие птицы Ставропольского края»
Воспитатель МДОУ ДС № 21 г. Буденновска:
Бровенко Мария Викторовна
2020 г.
Возраст: Подготовительная к школе группа
Тема: «Птичий калейдоскоп»
Направление образования и развития (образовательная область): Познавательное развитие
Цель: Создать условия комфортного и эмоционального развития детей, воспитывать чувство радости и удивления от познания нового, неизвестного.
Задачи:
Образовательные: Расширять представления о зимующих птицах Ставропольского края; закреплять знания детей о внешнем виде птиц, их питании, особенностях жизни в зимних условиях.
Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание, воображение, любознательность; активизировать словарь детей (орнитолог, фазан, сойка, сдобная (съедобная) кормушка, энциклопедия); развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к природе, вызвать желание заботиться о птицах.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры, упражнения, эксперименты, ручной труд.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, компьютер, музыкальный центр.
Материалы: коробочка с сюрпризом (перо, гнездо, кормушка, яйца птиц-муляж), картинки с изображением птиц (синица, сойка, дятел, сова-сплюшка, фазан), деревья, мешочки для игры «Угадай на ощупь», емкость для сыпучих материалов, деревянная ложка с длинной ручкой, маленькие ложки – 10 шт., формочки для сдобных кормушек – 10 шт., столы – 2 шт., имитация степной местности с камышами, фонограмма музыкальной физминутки, игра «Птичий калейдоскоп» на мольберте.
Содержание
образовательной деятельности
- Вводная часть
Создание благоприятного психологического климата
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Я сегодня ваш новый друг. Меня зовут Мария Викторовна. Я проведу у вас занятие.
Постановка проблемы
Воспитатель: Пришла я не с пустыми руками, принесла коробочку, в которой есть для вас сюрприз. Подойдите поближе к столу и станьте так, чтобы всем было видно. Давайте посмотрим, что в этой коробочке (Воспитатель достаёт по одному предмету из коробочки и выкладывает их на стол)Ребята! Что это?(Ответы детей: перо, гнездо, кормушка, яйца птиц)Посмотрите на все эти предметы и ответьте, о ком сегодня пойдёт речь на нашем занятии?(Ответы детей)
- Основная часть
Игровая ситуация «Юные орнитологи»
Воспитатель: Правильно, ребята, о птицах. Сегодня мы рассмотрим зимующих птиц Ставропольского края, и вы будете юными орнитологами!
А вы знаете, кто такие орнитологи? (Ответы детей)
Воспитатель: Орнитологи – это учёные, которые изучают птиц. Возьмите бейджики (Дети надевают бейдж, на котором написано «Юный орнитолог») Теперь, вы настоящие ученые! И мы приступаем к изучению интересных фактов о зимующих птицах нашего края.
Воспитатель: Почему некоторых птиц называют зимующими? (Ответы детей)
Воспитатель:А какую первую птицу мы сейчас будем изучать, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала.
Это маленькая птичка.
Отгадайте, кто? … (Синичка)
(Воспитатель достает из коробочки птицу и показывает детям)
Воспитатель: Ребята, послушайте, как синичка тинькает (Звучит аудиозапись с голосами синичек)
Воспитатель: Синичка любопытная птичка, она ни минуты не сидит на месте. Летом она живёт в лесу и делает запасы на зиму: жучков, паучков, мошек. Она их ловит и прячет в щелки коры деревьев. А с наступлением зимы, синица найдет припасенного жучка и склюет его. А когда закончатся все припасы, синичка прилетает ближе к человеку, где может полакомиться нежареными семечками и несолёным салом. Вот какая птичка невеличка – птичка синичка! (Сажает птицу на дерево)
Воспитатель: А чтобы познакомиться со следующей птицей, мы проведём эксперимент. Подойдите ко мне поближе и присядьте на корточки, и мы с вами погрузимся в полную темноту (Воспитатель накрывает себя и детей тёмным покрывалом)
Воспитатель: Ребята, как вы видите в темноте? (Ответы детей)
- А есть такая птица, которая хорошо видит в темноте или ночью. Вы догадались кто это? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это сова. Тише, тише…слышите? Это ухает сова (Звучит аудиозапись) (Воспитатель снимает покрывало и достает птицу из коробочки, показывает детям)
- Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.
Воспитатель: Попробуйте повернуть голову назад. Получается? Нет.
А вот сова может ловко поворачивать голову назад. Эта способность нужна ей для охоты. Вот какая сова охотница! (Воспитатель сажает птицу на дерево с дуплом)
Воспитатель: А теперь присядьте на стульчики, и обратите внимание на экран. Силуэт какой птицы изображён на ветке дерева? (Ответы детей)
Даю подсказку:
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком ... (Сойка)
(эффект проявления птицы на экране)(Звучит аудиозапись с криком сойки)
Туловище птички окрашено в коричнево-рыжий цвет, на голове красуется широкий черный хохолок, крылья пестрят разными цветами.
Перья имеют красивый голубой отлив. Сойка ведет дневной образ жизни, ночью неактивна. Предпочитает разнообразный корм: ягоды, семена, орехи, зерна, насекомые, яйца других пернатых, некрупная мышь или лягушка. А любимое лакомство – жёлуди. Заметив опасность, приподнимает свой чёрный хохолок и начинает издавать резкие неприятные для слуха звуки. Сойку называют «пересмешницей», как вы думаете почему? (Ответы детей) Потому что замечательно передразнивает ранее услышанные голоса. (Воспитатель сажает птицу на дерево)
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в гости к следующей птице (Воспитатель с детьми подходят к макету поля с камышами)
Воспитатель: Ой, а где же птица? Только перышки остались! Как вы думаете, перо какой птицы мы нашли сейчас? Правильно, перо фазана.
Воспитатель: А фазан собой гордится.
Прямо радуга - не птица!
Он гостям ужасно рад -
Демонстрирует наряд.
Фазан – это невероятно красивая птица, ведь у него очаровательный внешний вид. Посмотрите на эту птицу, послушайте, как она кричит, и ответьте, на какую птицу похож фазан? (Звучит аудиозапись) Правильно фазан очень схож с курицей.
Фазаны практически не летают, а большую часть времени находятся на земле, но быстро бегают. Летают они только при необходимости, например, нападает хищник или они хотят забраться на дерево для ночлежки или питания. Очень любят ягоды облепихи. Часто эту птицу можно увидеть на обочинах дорог, собирающую зерно и мелкие камешки, под которыми она прячет свой корм. Посмотрите, фазан сделал припасы на зиму и укрыл их камешками от других птичек (Воспитатель обращает внимание на небольшую горку из камешков) А так как фазан не имеет способности перелетать на дальние расстояния, он зимует в нашем крае.
Воспитатель: Оставим фазана на своей территории в камышах, у дороги. (Сажают птицу в камыши, а в это время слышится стук дятла - аудиозапись)
-Слышите? Кто-то стучит. Кто это? (Ответы детей) Верно! Это дятел. А вы видите его? (Воспитатель обращает внимание на макет с деревом, на котором сидит дятел)
Воспитатель: А что вы уже знаете об этой птице? (Ответы детей)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, и поэтому клюв постоянно стачивается и имеет свойство расти. Дятел - врач лесного царства, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Дупло в стволе служит гнездом. А еще дятел любит полакомиться еловыми и сосновыми шишками. У дятла жесткие перья хвоста, и это помогает ему удерживаться на стволе дерева. У дятла очень длинный язык (показывает веревочку 50 см и уточняет, что язык вот такой длины). Опилки, которые дятел складывает в дупло, служат ему надежной защитой от холода.
Воспитатель: Ребята, что птицы умеют делать лучше всего? (Летать) Да! А еще, птицы любят танцевать, и я предлагаю вам за мной повторять.
Музыкальная физминутка «Птички-невелички»
Воспитатель: В какой помощи от человека нуждаются птицы зимой? (Птицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что под снегом трудно найти себе корм) Чем мы можем покормить птиц зимой? (Их можно угостить семечками, хлебными крошками, пшеницей, кусочками сала, ягодами)
Дидактическая игра «Что в мешочке?»
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Что в мешочке?» Вам нужно на ощупь определить, какой корм лежит в мешочке? (Угаданный корм высыпают в заранее приготовленную емкость)
Работа в «Творческой мастерской»
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием! Мы сегодня с вами сделаем доброе дело для наших птиц. Как вы думаете, что именно мы будем делать? (Ответы детей)
Воспитатель: Приглашаю вас в свою мастерскую для изготовления сдобных кормушек для птиц, а использовать мы для этого будем их любимые лакомства (Воспитатель указывает на корм, который дети высыпали из мешочков)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
(Изготовление сдобных кормушек для птиц. Для этого в одну емкость с уже приготовленной смесью (разбавленный желатин с водой и мукой) добавляется птичий корм. Дети размешивают деревянной ложкой получившийся состав и каждый заполняет формочку, используя ложку. Готовые кормушки складывают на поднос)
III. Заключительная часть
Игра «Птичий калейдоскоп»
Воспитатель: А сейчас, мои юные орнитологи, предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Птичий калейдоскоп». Нужно прокрутить диск с секторами, и на какой птичке остановится стрелка, про нее нужно рассказать, что вы запомнили. (Дети играют по очереди. Если возникают трудности при ответах, воспитатель предлагает помочь вспомнить другим ребятам)
Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня вы были замечательными орнитологами. А вам понравилось быть орнитологами? (Ответы детей)
Сюрпризный момент
Воспитатель: Чтобы ещё больше узнать о других птицах, я дарю вам вот такую интересную энциклопедию «Птицы»
Дети становятся по кругу и берутся за руки, говорят слова:
Все мы дружные ребята
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло!
Воспитатель: До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬС ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ Ф.И.О.: Беклемыш...
Методическая разработка образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему: «Покормите птиц зимой»
"Покормите птиц зимой"...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми второй младшей группы на тему «Поможем медвежонку»
Конспект НОД во второй младшей группе по позновательному развитию....
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зимовье зверей и птиц"
В методической разработке рассматриваются вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством создания игровых образовательных ситуаций на песочном столе....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми 2 ранней группы «А» Тема: «Зимующие птицы» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие (Лепка)
Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами.Развивать умение раскатывать пластилин, отщипывать и надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик; формировать интерес к работе с пластил...
Календарное планирование воспитательно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме "Зимующие птицы"
Представляю в помощь педагогам Календарное планирование воспитательно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме "Зимующие птицы".В планировании используются пал...