НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Ф.И.О.: Беклемышева Татьяна Алексеевна МБОУ
Место работы: МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Должность: учитель-логопед
Группа: старшая разновозрастная
Программа: «Программа воспитания и обучения в детском саду» «Коррекция нарушений речи» под редакцией М.М. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы».
Порядковый номер: 82
Тип НОД: закрепление нового материала.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять обобщающее понятие «зимующие птицы».
- Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
- Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
- Формировать фразовую речь.
Развивающие:
- Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
- Совершенствовать грамматический строй речи и навыки словообразования.
Воспитательные:
- Вызвать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.
Оборудование: презентация; картинки птиц и корма для птиц; письмо от Сороки; картинно-графический план; магнитная доска; мяч; медиапроектор; ноутбук; колонки; цифровой фотоаппарат.
Ход занятия
- Организационный момент
Слайд № 1
- Ребята, поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит, наша встреча будет радостной, доброй и, надеюсь, очень интересной.
Очень интересно,
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем,
И мир большой познаем!
- Сегодня я получила необычное письмо!
- Откуда же оно пришло? Вот обратный адрес. Написано – из леса.
- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Сорока).
- Это письмо от Сороки.
- Кому оно адресовано? (Нам, детям). Давайте посмотрим, а что же внутри? (Открываю конверт)
- Письмо. А что же пишет нам Сорока?
Здравствуйте, дорогие ребята!
Помогите мне отгадать загадки.
Ваш друг – Сорока.
Логопед загадывает детям загадки и по мере называния птиц показывает на слайде соответствующую картинку.
- Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.) Слайд № 2 - Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка.
И полоска шарфика. (Синица.) Слайд № 3 - В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел.) Слайд № 4 - Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом.
Тут как тут! (Снегирь.) Слайд № 5
- Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона.) Слайд № 6 - Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.) Слайд № 7 - Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова.) Слайд № 8
2. Введение в тему
Логопед: Ребята, о каких птицах загадки?
Дети: О зимующих. Слайд № 9
Логопед: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками и т.д. Слайд № 10
Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает.
Логопед: Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, холодно, птицам не удается достать пищу.
Логопед: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать, сделать кормушки. Слайд № 11
- Артикуляционная гимнастика и проговаривание чистоговорок
Мы немножко отдохнем, язычок свой разомнем.
Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д
Ар – ар- ар – кричит ворона кар.
Ыр – ыр – ыр – ворона любит сыр.
Ри – ри – ри – свиристели, посмотри!
Ирь – ирь – ирь – к нам летит снегирь.
4. Упражнение на внимание «Кормушка»
Логопед: я предлагаю вам внимательно прослушать стихотворение З. Александровой «Новая столовая», запомнить и сказать, какие птицы прилетели на кормушку? слайд №12
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели,
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог,
Налетели семь сорок.
Логопед: Ребята скажите, пожалуйста, какие же птицы прилетели к кормушке? Каких птиц было много, каких по одной? (ответы детей)
5. Упражнение «Накорми птиц»
Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:
Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.
Дети:
– Я насыплю снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
6. Физминутка «Снегири» Слайд № 13
Вот на ветках, посмотри! | Руки выставляем по сторонам. Присели. |
7. Игра с птичкой « Назови ласково»
Логопед предлагает детям назвать слова в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
8. Игра с мячом «Составь новое слово» Слайд № 14
Логопед предлагает детям закончить предложения:
- У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
- У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
- У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
- У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
- У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
- У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
Далее логопед предлагает детям внимательно рассмотреть картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.
9. Составление описательных рассказов о зимующих птицах
Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире. Слайд № 14
Снегирь – это зимующая птица. Голова черная, спинка серая, хвостик черный, грудка у него красная. Грудка у него красная, поэтому его называют красногрудый. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.
Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить, опираясь на картинно-графический план рассказы-описания зимующих птиц.
10. Игра «Четвертый лишний»
Детям предлагается назвать птиц изображенных на слайде и выбрать из четырех птиц одну лишнюю, объяснив свой выбор. Слайд № 15, 16, 17
- Снегирь, ворона, аист, сова.
- Дятел, ворона, воробей, скворец.
- Соловей, кукушка, сорока, журавль.
11. Рефлексия Слайд 18
Логопед: Ребята, о чем мы сегодня беседовали? (Ответы детей.) Свою работу: участие в играх, составление рассказа – оцените с помощью птичек. Выберите птичек. Если у вас сегодня получилось все хорошо, то посадите птичку в кормушку. Если у вас были затруднения, то поместите птичку на край кормушки. Так же детям предлагается организовать птичью столовую на участке детского сада.
Спасибо за внимание и сотрудничество! Слайд № 19
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_pticy.doc | 858 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПО ТЕМЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Ф.И.О.: Беклемышева Татьяна Алексеевна МБОУ
Место работы: МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Должность: учитель-логопед
Группа: старшая разновозрастная
Программа: «Программа воспитания и обучения в детском саду» «Коррекция нарушений речи» под редакцией М.М. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы».
Порядковый номер: 82
Тип НОД: закрепление нового материала.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять обобщающее понятие «зимующие птицы».
- Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
- Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
- Формировать фразовую речь.
Развивающие:
- Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
- Совершенствовать грамматический строй речи и навыки словообразования.
Воспитательные:
- Вызвать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.
Оборудование: презентация; картинки птиц и корма для птиц; письмо от Сороки; картинно-графический план; магнитная доска; мяч; медиапроектор; ноутбук; колонки; цифровой фотоаппарат.
Ход занятия
- Организационный момент
Слайд № 1
- Ребята, поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит, наша встреча будет радостной, доброй и, надеюсь, очень интересной.
Очень интересно,
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем,
И мир большой познаем!
- Сегодня я получила необычное письмо!
- Откуда же оно пришло? Вот обратный адрес. Написано – из леса.
- Давайте посмотрим, от кого оно может быть? Кто нарисован на конверте? (Сорока).
- Это письмо от Сороки.
- Кому оно адресовано? (Нам, детям). Давайте посмотрим, а что же внутри? (Открываю конверт)
- Письмо. А что же пишет нам Сорока?
Здравствуйте, дорогие ребята!
Помогите мне отгадать загадки.
Ваш друг – Сорока.
Логопед загадывает детям загадки и по мере называния птиц показывает на слайде соответствующую картинку.
- Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.) Слайд № 2 - Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка.
И полоска шарфика. (Синица.) Слайд № 3 - В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел.) Слайд № 4 - Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом.
Тут как тут! (Снегирь.) Слайд № 5
- Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона.) Слайд № 6 - Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.) Слайд № 7 - Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова.) Слайд № 8
2. Введение в тему
Логопед: Ребята, о каких птицах загадки?
Дети: О зимующих. Слайд № 9
Логопед: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками и т.д. Слайд № 10
Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает.
Логопед: Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, холодно, птицам не удается достать пищу.
Логопед: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать, сделать кормушки. Слайд № 11
- Артикуляционная гимнастика и проговаривание чистоговорок
Мы немножко отдохнем, язычок свой разомнем.
Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу
Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д
Ар – ар- ар – кричит ворона кар.
Ыр – ыр – ыр – ворона любит сыр.
Ри – ри – ри – свиристели, посмотри!
Ирь – ирь – ирь – к нам летит снегирь.
4. Упражнение на внимание «Кормушка»
Логопед: я предлагаю вам внимательно прослушать стихотворение З. Александровой «Новая столовая», запомнить и сказать, какие птицы прилетели на кормушку? слайд №12
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели,
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог,
Налетели семь сорок.
Логопед: Ребята скажите, пожалуйста, какие же птицы прилетели к кормушке? Каких птиц было много, каких по одной? (ответы детей)
5. Упражнение «Накорми птиц»
Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:
Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.
Дети:
– Я насыплю снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
6. Физминутка «Снегири» Слайд № 13
Вот на ветках, посмотри! | Руки выставляем по сторонам. Присели. |
7. Игра с птичкой « Назови ласково»
Логопед предлагает детям назвать слова в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
8. Игра с мячом «Составь новое слово» Слайд № 14
Логопед предлагает детям закончить предложения:
- У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
- У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
- У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
- У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
- У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
- У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
Далее логопед предлагает детям внимательно рассмотреть картинки с изображением птиц и самостоятельно составить предложения.
9. Составление описательных рассказов о зимующих птицах
Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире. Слайд № 14
Снегирь – это зимующая птица. Голова черная, спинка серая, хвостик черный, грудка у него красная. Грудка у него красная, поэтому его называют красногрудый. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.
Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить, опираясь на картинно-графический план рассказы-описания зимующих птиц.
10. Игра «Четвертый лишний»
Детям предлагается назвать птиц изображенных на слайде и выбрать из четырех птиц одну лишнюю, объяснив свой выбор. Слайд № 15, 16, 17
- Снегирь, ворона, аист, сова.
- Дятел, ворона, воробей, скворец.
- Соловей, кукушка, сорока, журавль.
11. Рефлексия Слайд 18
Логопед: Ребята, о чем мы сегодня беседовали? (Ответы детей.) Свою работу: участие в играх, составление рассказа – оцените с помощью птичек. Выберите птичек. Если у вас сегодня получилось все хорошо, то посадите птичку в кормушку. Если у вас были затруднения, то поместите птичку на край кормушки. Так же детям предлагается организовать птичью столовую на участке детского сада.
Спасибо за внимание и сотрудничество! Слайд № 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по теме "Зимующие и перелетные птицы"
Образовательная область "Коммуникация"....
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»
Расширять представление детей о птицах, их разнообразии. Обогащать словарный запас. Развивать представление об окружающем мире, развивать память, связную речь. Разв...
Конспект психоречемоторной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Зимующие птицы»
Перед вами развернуты конспект психоречемоторной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Зимующие птицы»...
Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности по развитию речи на тему: «Зимующие птицы», для детей 6-7 лет.
Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности по развитию речи на тему: «Зимующие птицы», для детей 6-7 лет....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Зимующие птицы"
Цели :познакомить детей с зимующими птицами.Задачи: изучать их особенности;воспитывать любовь к природе;развивать интерес к наблюдению за птицами;обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушк...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»Лепка (пластилинография)...