Проект «Времена года» по познавательному развитию вторая младшая группа
проект
Проект "Времена года" по познавательному развитию вторая младшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vremena_goda_2.docx | 41.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно - практикоориентированный проект
«Времена года».
Автор проекта:
Доценко Т. А.-воспитатель МБДОУ № 8 «Зоряночка».
Целевая группа:
Проект предназначен для детей от 3 до 4 лет.
В работе по проекту участвуют:
- дети от 3 до 4 лет;
- воспитатели;
- родители (законные представители) воспитанников.
Цель: Формирование у дошкольников начальных представлений о временах года. Задачи: |
1. Формирование первичных представлений об особенностях природы. 2. Формирование позитивных установок к различным видам труда. 3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. 4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи. |
Актуальность проекта: В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Масштаб: группа детей от 3 до 4 лет (43 воспитанника).
Длительность проекта: Долгосрочный проект с июня 2019г. по май 2020 г.
Этапы реализации:
1 этап –организационно – диагностический
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – формирующий
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.
3 этап-обобщающий
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы.
Условия необходимые для реализации проекта :
1. Психолого – педагогические условия: Владею знаниями программного содержания и хода деятельности. В работе учитываю психологию детей дошкольного возраста, их возможности. Соблюдаю технику безопасности и гигиенические требования в образовательной деятельности. Учитываю целесообразность размещения материала и эстетику оформления наглядных пособий.
2. Предметно-развивающая среда: Групповое помещение подразделено: «Центр природы», «Центр книги», «Центр театра», «Центр игры».
3. Материально – технические условия: Наличие ТСО, фонотеки, коллекция учебно – методической литературы и наглядно – дидактических пособий.
Формы работы с детьми:
- Беседы;
- занятия;
- рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
- выставки детских работ по проекту «Осень разноцветная»;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
- заучивание стихов, пословиц, поговорок;
- творческая речевая деятельность;
- утренники, развлечения;
- конкурсы;
- театрализованная деятельность;
- сочинение рассказов и сказок о природе;
- видеопросмотры.
Формы работы с родителями:
- Наглядная пропаганда;
- беседы и консультации;
- дни открытых дверей;
- круглый стол;
- конкурсы.
Методы и приёмы:
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников: метод сравнения. |
элементарный анализ |
метод эксперимента |
метод моделирования и конструирования. |
метод проектной деятельности. |
метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать. |
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств. |
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний: игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. |
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
|
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о природе, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании. |
беседа – является связующим звеном. |
Предполагаемые результаты:
1. Сформированы начальные представления о природном мире.
2. Сформировано положительное отношение к различным видам труда.
3. Обеспечено активное общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми
4. Владение связной речью, как средством общения.
Ожидаемый результат:
1. Лучше научить замечать красоту родной природы.
2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
3. Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.
4. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
5. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят
полученные знания на практике.
План работы по проекту
«Осень разноцветная»: сентябрь – ноябрь.
Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Срок реализации Тема | Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй |
Сентябрь Рисование (нетрадиционная техника) «Разноцветный осенний листик». | Чтение художественной литературы: И. Бунин «Листопад», Беседа: «Осень в гости к нам пришла». Аппликация: «Осеннее дерево». Д/игра: «Что нам осень принесла». П/ игра: «Листья» | Разучивание стихотворений об осени. | Консультация «Витамины с грядки». |
Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских работ «Дары осени». | |||
Октябрь Экскурсия в осенний парк. | Чтение художественной литературы: З. Александрова «Дождик». Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку». Аппликация: «Дождик дождик – кап, кап, кап». П/игра: «Солнышко и дождик». | Сбор гербария | Фото выставка «Осень золотая». |
Итоговое мероприятие: праздник «Золотая осень». | |||
Ноябрь Животные | Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме». Рассматривание картины: «Зайчиха с зайчатами». Раскрашивание: «Морковка для зайчика». П/игра: «Зайка беленький….». | Совместное ухаживание за домашними животными дома. | Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе». |
Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы осенью». |
«Волшебница – зима»: декабрь – февраль.
Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Срок реализации Тема | Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй |
Декабрь Пришла зима | Беседа на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос». Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий). Рисование: «Падает, падает снег». Игровая ситуация: «Не идется и не едется, потому что гололедица». Д/и: «Когда это бывает», «Что сначала, что потом». П/и: «Два Мороза», «Мороз красный нос». | Работа детско- родительская на тему: «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». | Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». Объявление конкурса: «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». |
Итоговое мероприятие: Выставка «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». Новогодний утренник. | |||
Январь Зимующие птицы | Рассматривание альбома: «Зимующие птицы». Чтение худ. литературы: М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно» Игра-опыт: «Цветной снег». Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». П\И: «Зайка беленький», «Птички в гнездышке». | Совместное кормление птиц в садике и дома. Изготовление кормушек. | Папка-передвижка: «Как помочь птицам зимой?» |
Итоговое мероприятие: открытое занятие для педагогов ДОУ «Зоряночка» № 8. Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». | |||
Февраль Зимние забавы | Беседа: «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек». Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку». Эксперимент с водой: «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает». П/И: «На земле снежок лежит», «Снежиночки пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки», «Игра в снежки». | Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница - зима». | Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?». |
Итоговое мероприятие: Спортивное развлечение в зале. |
«Весна-красна»: март– апрель.
Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Срок реализации Тема | Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй |
Март Весна пришла | Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; за птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, проталины. Чтение худ. литературы: В. Берестов «Март». Рисование: «Вот какие у нас сосульки». Словесно-речевые игры: «Вот пришла весна», «Какие сосульки? ». П/И: «В гости к нам весна пришла». | Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд». | «Чем же занять ребенка на прогулке весной?». |
Итоговое мероприятие: утренник, посвящённый 8 марта. | |||
Апрель Прилёт птиц | Словесно-речевые игра: «Что весной бывает». Пальчиковая игра: «Возвращение птиц». Д/игра: «Перелётные птицы. П/игра: «Птички, раз! Птички, два! ». | Изготовление скворечника с ребёнком дома. | Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!». |
Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы весной». | |||
Май В мире животных и растений | Беседа: «Хорошо у нас в лесу». Аппликация: «Весенний букет». Д/игра: «Чудесный мешочек», «Времена года». Экспериментирование: «Соберём водичку», «Тень». Презентация: «Звери весной». П/И: «Скворечники», «У медведя во бору», «Через ручеёк». | Чтение художественной литературы о весне. | Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе». |
Итоговое мероприятие: Праздник «Времена года». |
«Ах, лето»: июнь – август.
Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Срок реализации Тема | Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй |
Июнь «Здравствуй, Лето» | Дидактическая игра: «Что бывает летом?». Словесно-Речевая игра: «Лето к нам пришло». Рисование: «Божья коровка». Потешка: «Травка муравка». Труд: полив цветов. П/и: «Солнышко и дождик». | Экскурсия в летний лес. | Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)». |
Итоговое мероприятие: "Солнышко лучистое, в гости приходи!". | |||
Июль «Расцвело цветами лето» | Беседа: «Цветы – краса земли». Д/игра: «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок). Хороводная игра: «Вейся венок». Потешка: «Как по лугу». Труд: полив цветов. Раскрашивание раскрасок: «Цветы». Опыт: «Нужна ли цветам вода». | Уход за огородом и цветником с детьми дома. | Консультация «О летнем отдыхе детей». |
Итоговое мероприятие: Выставка детских рисунков. | |||
Август «Насекомые» | Д/игра: «Кто летает, а кто ползает». Чтение худ. литературы: А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха». Лепка: «Бабочка». Наблюдение: «Стрекоза, стрекозка». П/игра: «Пчелки и медведи». | Рассматривание насекомых. | Консультация «Если ребенка ужалила пчела». |
Итоговое мероприятие: Стенгазета «Как мы провели лето». |
Литература:
1.Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
2.Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).
3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
4. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
5. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
Статьи из журналов
1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
2. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
3. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
4. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательному развитию вторая младшая группа "Мои помощники - руки"
Тема. Мои помощники – руки. Задачи. 1.Продолжать формировать представления о том, что руки – важная часть человеческого тела.2. Совершенствовать координацию движений рук.3. Закр...
«В гости к нам пришла матрешка» НОД Музыкально-познавательное развитие вторая младшая группа.
Цель: Развитие музыкальных способностей, ритмического, динамического слуха.Развитие танцевально-игрового творчества Знакомство с русской народной игрушкой "Матрешкой".Воспитание эстетическо...
«Подарки осени» (организованная образовательная деятельность «Познавательное развитие»; вторая младшая группа)
Программное содержание:· Закреплять знания детей о том, что фрукты растут в саду, а овощи в огороде.· ...
Конспект НОД по познавательному развитию вторая младшая группа
Конспект НОД по познавтельному развитиюТема: «Дары осени»...
Конспект НОД по ознакомление с миром природы образовательная область «Познавательное развитие» вторая младшая группа Тема: «Незнайка в большом городе»
Конспект НОД по ознакомление с миром природы образовательная область «Познавательное развитие» вторая младшая группаТема: «Незнайка в большом городе»Задачи:-обогащение опыта де...
Долгосрочный проект на тему: "Времена года" (сентябрь-май) во второй младшей группе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, источник познания, творчества. Дети о...
Проект Тема: «Мое село» Образовательная область: «Познавательное развитие» Вторая младшая группа
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата наши...