ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
проект (старшая группа)
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к технике, они пытаются понять как это устроено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проэкт | 106.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 421 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ИМЕНИ С.Н. РОВБЕЛЯ»
ПРОЕКТ
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
АВТОРЫ ПРОЕКТА:
МАЗУР ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Воспитатель высшей кв .категории
ЛОЕНКО ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
Воспитатель высшей кв. категории
НОВОСИБИРСК 2017
Актуальность проекта
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к технике, они пытаются понять как это устроено.
В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера.
Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.
Главное в инженерном мышлении – решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.
Дошкольный возраст – важный период развития всех психических функций, в том числе и мышления. В этот период мы можем говорить о формировании предынженерного мышления В развитии мышления дошкольников существенную роль играет овладение различными способами наглядного моделирования.
В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является важным способом формирования профессиональной ориентации, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Цель и задачи проекта
Цель: формирование предпосылок инженерного мышления, навыков технического конструирования и основ робототехники у старших дошкольников.
Задачи:
1 Развивать у детей интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно – техническое творчество.
2 Учить видеть и понимать конструкцию объекта, анализировать ее основные части и возможность дополнить их и усовершенствовать.
3 Формировать представления о механизмах, их функциональном назначении.
Новизна концепции проекта, основанного на совмещении базового курса конструирования с робототехникой, в изучении робототехники имеющей конструктивно-модельную направленность: дети конструируют механизмы, решают конкретные задачи, приобретают умения создавать игрушки-трансформеры, видоизменять механизмы.
Для дошкольников с ОНР данный проект необходим в качестве средства:
- обогащения, активизации словаря;
- развития связной речи;
- развития произвольного внимания, памяти;
- развития мелкой моторики и координации движений;
- усидчивости и умения доводить начатое дело до конца.
Проект направлен на:
- помощь в индивидуальном развитии
- мотивацию к познанию и творчеству
- развитию способности и потребности в самообразовании
- объединение детей по интересам в самостоятельн6ой деятельности.
Формы работы (индивидуальная и групповая) и методы реализации проекта:
- наглядный (показ педагога, использование схем и иллюстраций, просмотр обучающих презентаций и фильмов)
- словесный (разъяснение, анализ)
- игровой (использование сюжета, обыгрывание и использование в игровой деятельности)
- проблемный (постановка проблемы и поиск ее решения, преобразование готовых механизмов при изменении условий).
Продолжительность проекта:
Проект рассчитан на 2 года (старший дошкольный возраст) с учетом возрастных особенностей и предполагает еженедельные занятия в рамках ОД в режимных моментах. И неограниченное время при создании условий для самостоятельной деятельности.
Материальные ресурсы:
Техническое моделирование, сборка и программирование роботов с использованием:
- конструктор «Фикси-город» (простые механизмы)
- конструктор «Самоделкин» (пластик, металл)
- конструктор «Веселые горки» (с электроприводом)
- конструкторы Лего (транспорт, роботы-трансформеры, водяная мельница)
-конструктор Magformers (плоскостное и объемное моделирование, механизмы)
- конструктор Klikko знаток (трансформация, механизмы, объемное моделирование)
- набор «Робототехника» (роботы, управляемые пультом и модели, реагирующие на свет фонарика)
- электронный конструктор (приборы и механизмы 180 схем)
- интерактивное моделирование в программе SMART
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей «Значение развития конструктивных способностей у дошкольников»
- Мастер-класс «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»
- Презентации различных видов конструкторов
- Консультации:
«Организация игрового пространства дома»
«Значение конструирования и моделирования для дошкольников с ОНР»
«Автоматизация звуков и развитие связной речи посредством конструирования»
«Инженерное мышление – залог успешного обучения в школе»
- Выставки детских моделей
- Проект «Мобильный репортер», где дети с родителями снимают на мобильный телефон модели и механизмы, сделанные дома монтируют короткие ролики.
- Фотовыставки: «Чудо техника», «Я играю в конструктор», «Я в Галилео», «Вместе с папой»
Предполагаемые результаты:
Ребенок знает:
- правила безопасности работы с различными конструкторами
- основные детали конструкторов (назначение, особенности)
- конструктивные особенности различных механизмов, сооружений и моделей конструкторов
- виды подвижных и неподвижных соединений деталей конструкторов
- основные приемы конструирования роботов и механизмов
- технологическую последовательность изготовления конструкций, механизмов и роботов
- создавать реально действующие модели
- демонстрировать технические возможности моделей, роботов, механизмов
Ребенок умеет:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по размеру, цвету и форме)
- при помощи родителей и педагога работать с литературой, каталогами, находить схемы в сети интернет
- создавать модели, механизмы, роботов по схеме, чертежу, собственному замыслу
- демонстрировать технические возможности и реализовывать творческий замысел
Перспективный план
Месяц | Лексическая тема | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | ||
СЕНТЯБРЬ | МОНИТОРИНГ | ||||
Осень. Деревья. | Дерево (плоскостная фигура ) Klikko стр. 15) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для создания плоскостной фигуры, передавая внешние сходства. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность | Корзина для грибов(Magformers стр 18) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | |||
Грибы. | Вентилятор для сушки грибов (электронный конструктор знаток стр 6) Цель: учить собирать простейшие электрические схемы. Развивать представления об устройстве электрических приборов. Создавать движущуюся модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | (усложнение)Вентилятор для сушки грибов, управляемый сенсором (электронный конструктор знаток стр 17) Цель: учить собирать электрические схемы с усложнением. Развивать представления об устройстве электрических приборов. создавать движущуюся модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | |||
ОКТЯБРЬ | Ягоды. Домашние заготовки/Откуда хлеб пришел? | Торт. (Magformers стр 27) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | Мельница.( Klikko стр. 15) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной, движущейся модели здания. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность | ||
Овощи. | Грузовики с овощами. (набор «Грузовички 3» модель 43, 48) Цель: закрепить представления о сенсорных эталонах формы, пространственное восприятие. Развивать способность анализировать схемы, чертежи, конструкции. Воспитывать самостоятельность, активность, уверенность. | Овощной магазин. (новая стройка. Усложнение. Модель № 48) Цель: упражнять в строительстве зданий по предлагаемым условиям (схема), анализ схем и конструкций. Формировать конструкторские навыки, направленное воображение. Развивать моторику. Воспитывать самостоятельность. | |||
Фрукты. | Вишенка .( Klikko стр.17 ) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели . Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность | Лимон.( Klikko стр.31 ) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность | |||
Продукты питания/ Школа | Леденец. конфета. (Magformers стр 14,15) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | Школа (новая стройка. Усложнение. Модель № 55) Цель: упражнять в строительстве зданий по предлагаемым условиям (схема), анализ схем и конструкций. Формировать конструкторские навыки, направленное воображение. Развивать моторику. Воспитывать самостоятельность. | |||
Человек. Части тела | Актер.( Klikko стр. 15) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для создания плоскостной фигуры человека, передавая внешние сходства. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность | Акробат.( Klikko стр. 15) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для создания плоскостной фигуры человека, передавая внешние сходства. Дополняя образ необходимыми деталями. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность | |||
НОЯБРЬ | ТВОРЧЕСКИЕ КАНИКУЛЫ | ||||
Дикие животные. | Белка. (Magformers стр 7) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | Заяц. (Magformers стр 2) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | |||
Зимующие птицы | Синица. (Magformers стр 6) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | Сова.( Klikko стр. 43) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для создания объёмной модели птицы, дополняя образ необходимыми деталями. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность | |||
Животные холодных стран. | Пингвин. (Magformers стр 13) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель, учитывая внешние признаки (наклон головы, положение крыльев). Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | Северный олень. (Magformers стр 9) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | |||
ДЕКАБРЬ | Зима. | Звездочки. (Magformers стр 19) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. | Снежинка.( Klikko стр. 59) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность | ||
Одежда. | Ателье (крупный строительный материал) Цель: упражнять в строительстве различных зданий, в анализе схем и конструкций. Формировать конструкторские навыки, направленное воображение. | Туфелька (Magformers стр 22) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | |||
Игрушки. | Волшебная палочка (Magformers стр 24) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | Музыкальное радио(электронный конструктор знаток стр 11) Цель: учить собирать простейшие электрические схемы. Развивать представления об устройстве электрических приборов. создавать движущуюся модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | |||
Зимние забавы. НГ | Елка (кубики Никитина) Цель: развивается способность детей к анализу и синтезу, мыслительным операциям, способность к комбинированию. | Новогодняя свеча (Magformers стр 26) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | |||
ЯНВАРЬ | ТВОРЧЕСКИЕ КАНИКУЛЫ | ||||
Мебель | |||||
Посуда. | |||||
ФЕВРАЛЬ | Домашние животные | Лошадь. (Magformers стр 12) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | Конь.( Klikko стр. 47) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной, движущейся модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. Воспитывать самостоятельность и настойчивость в достижении поставленных целей. | ||
Домашние птицы | Гусь. (Magformers стр 6) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную, модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. | Курица.( Klikko стр. 44) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной, модели . Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. Воспитывать самостоятельность и настойчивость в достижении поставленных целей. | |||
Наша армия | Военная машина .( Klikko стр. 34) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели с движущимися деталями. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. Воспитывать самостоятельность и настойчивость в достижении поставленных целей. | Танк.( Klikko стр. 35) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной, движущейся модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. Воспитывать самостоятельность и настойчивость в достижении поставленных целей, | |||
Профессии. | Кинооператор(Magformers стр 21) Цель: Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную, модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. | Крановщик .( Klikko стр. 67) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели с движущимися деталями. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность | |||
МАРТ | Семья. Мамин день | Сердечко (Magformers стр 16) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную, модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. | Бабушка (Magformers стр 25) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную, модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность | ||
Город.Транспорт. ПДД | Дома в городе. (новая стройка. Усложнение. Модель № 30,36,52) Цель: упражнять в строительстве зданий по предлагаемым условиям (схема), анализ схем и конструкций. Формировать конструкторские навыки, направленное воображение. Развивать моторику. Воспитывать самостоятельность. | Вертолет.( Klikko стр. 38) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели с движущимися деталями. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность | |||
Водный мир. Рыбы | Рыбка.( Klikko стр. 42) Цель: учить подбирать детали для постройки объемной модели золотой рыбки. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. Воспитывать самостоятельность и настойчивость в достижении поставленных целей, | Жаба.( Klikko стр. 41) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели земноводного. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. Воспитывать самостоятельность и. | |||
ТВОРЧЕСКИЕ КАНИКУЛЫ | |||||
АПРЕЛЬ | Животные жарких стран. | Кенгуру. (Magformers стр 10) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. | Слон. (Klikko стр 50) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель, дополняя необходимыми деталями (хобот, большие уши ) Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. | ||
Космос. | Ракета. (Magformers стр 17) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. | HЛО.( Klikko стр. 40) Цель: учить подбирать детали для постройки объемной, движущейся модели и соединительные элементы. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. | |||
Весна. | Цветок. (Magformers стр 23) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную, модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. | Цветок.( Klikko стр. 59) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. Воспитывать самостоятельность. | |||
Перелетные птицы | Гусь. (Magformers стр 6) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную, модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. | Утка .( Klikko стр. 41) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной, движущейся модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность | |||
МАЙ | Насекомые. Лето | Бабочка. (Magformers стр 1) Цель: учить передавать внешнее сходство. Совершенствовать знания об эталонах цвета, формы, размера. Учить создавать объемную модель. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. | Улитка. .( Klikko стр. 42) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность. Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. Воспитывать самостоятельность. | ||
День победы | Военная лодка .( Klikko стр. 37) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность | Авианосец.( Klikko стр. 36) Цель: учить подбирать детали и соединительные элементы для постройки объемной модели. Развивать моторику. Воспитывать сосредоточенность.Развивать абстрактное и пространственное мышление, ловкость рук и координацию движений. | |||
МОНИТОРИНГ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"
Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...
Проект «Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом».
Проект«Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом»....
: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".
Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технолог...
Использование STEAM-технологии "Йохокуб" в развитии инженерных навыков старших дошкольников
Статья о новом конструкторе "Йохокуб" и использовании его в работе с детьми старшего дошкольного возраста...
Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников.
Под предпосылками инженерного мышления понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производс...
Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников
Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников...
«Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников»
Сегодня зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники.«В современном мире инженер – высококвалифи...