«Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников»
статья по конструированию, ручному труду

 

Сегодня зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники.

«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность», - В.В.Путин.

Современное направление развития окружающего мира требует от человека жить в качественно новых условиях, умеющего не только осваивать и эксплуатировать современную технику и технологии по инструкциям, но и самим создавать их, модернизировать, улучшая тем самым качество жизни и неся пользу для общества. Зрелое инженерное мышление – один из факторов залога успеха в современном мире. Но данный вид мышления не формируется сам по себе. Могут быть предпосылки, а задача педагогов развивать эти предпосылки, формируя тем самым инженерное мышление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

   учреждение детский сад №67 «Аистёнок»

                       Старооскольского городского округа

«Конструирование как первый этап формирования

 инженерного мышления у дошкольников»

        

Подготовили: Долгих И.В.,

Котлярова Н.В.,

воспитатели

                                                   2023

Конструирование как первый этап формирования  инженерного мышления у дошкольников

Сегодня зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники.

«В современном мире инженер – высококвалифицированный специалист, не просто обеспечивающий работу сложного оборудования, а, по сути, формирующий окружающую нас действительность», - В.В.Путин.

Современное направление развития окружающего мира требует от человека жить в качественно новых условиях, умеющего не только осваивать и эксплуатировать современную технику и технологии по инструкциям, но и самим создавать их, модернизировать, улучшая тем самым качество жизни и неся пользу для общества. Зрелое инженерное мышление – один из факторов залога успеха в современном мире. Но данный вид мышления не формируется сам по себе. Могут быть предпосылки, а задача педагогов развивать эти предпосылки, формируя тем самым инженерное мышление.

Инженерное мышление — системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблемы целиком с различных сторон, связи между ее частями. Кроме того, инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них.

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Инструментом, способным сформировать у детей дошкольного возраста инженерное мышление, является конструирование.

В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами — надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу. Конструирование также является фундаментом научно-технической деятельности, на основе которой формируется инженерное мышление.

Характерной особенностью процесса этой деятельности является воссоздание и преобразование пространственных представлений, образов, что способствует практическому познанию свойств и пространственных отношений.

Разнообразие выбора строительного материала для конструирования  в нынешнее время может утолить даже самые изысканные запросы ребенка. Деревянный конструктор, конструкторы «Лего», крупный напольный строительный материал, магнитный конструктор, мягкие модули – все это позволит воплотить в жизнь любые замыслы детей.

Использование разных конструкторов, показывает, что конструкция

одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются его детали.

Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, необходимо дать детям образец постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения. Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их. И наконец,

конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески

использовать знания и умения, полученные ранее. Дети экспериментируют,

изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки.

Формирование интереса к техническому творчеству начинается с самого младшего возраста и уже в старших и подготовительных группах конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием. Старшие дошкольники с легкостью создают целые локации, воплощенные лишь из одной идеи. По завершению конструктивной деятельности обязательно организуется игра с новыми постройками и их элементами. Это ведет к тому, что дети становятся более мотивированы к дальнейшему экспериментированию, созданию новых конструкций и моделей. А это уже и есть работа инженерной мысли – когда проводится исследование и включается творчество. Следуя таким путем, закладывается «зерно» инженерного мышления в голову дошкольника.

Таким образом, можно отметить, что конструирование одно из важных условий формирования у дошкольников инженерного мышления, так как оно влияет на развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; развивает у детей умение планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить необходимые изменения в работу; способствует формированию у воспитанников умение фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей, «читать» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей; развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

 Дети, набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои постройки. Все это является началом  технического, а затем и инженерного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"

Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...

: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".

    Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технолог...

Консультация для воспитателей "Конструирование как средство развития логического мышления у дошкольников"

Консультация для воспитателей "Конструирование как средство развития логического мышления у дошкольников"...

Статья "Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

Спросите любого ребенка, чем он любит заниматься больше всего на свете, и он обязательно ответит — играть. Дети живут игрой и выражают в ней свою индивидуальность. В процессе игры формируются ка...

Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию творческого мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является...

Конструирование как первый этап формирования инженерного мышления у дошкольников.

Под предпосылками инженерного мышления понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производс...

Консультация: "LEGO-конструирование как средство развития инженерного мышления у дошкольников".

Лего- конструирование для дошкольников способствует техническому творчеству, представляет возможность творческой самореализации посредством овладения....