Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Я - эмоция"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
СОДЕРЖАНИЕ
Цель: развитие дружелюбного, внимательного отношения к другому, развитие умения дифференцировать у себя и у других людей базовые эмоции, снятие мышечного напряжения, расслабление организма, формирование положительного образа Я.
Задачи:
- развить интерес к самому себе;
- расширить представления детей об эмоциональных состояниях;
- развить и обогатить формы взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Материалы: клубок ниток, изображения эмоций (облака-эмоции, схемы эмоций для фигурок людей), стол с песком, конструктор «Веселый городок», пластилин, ноутбук, колонки (для музыки), влажные салфетки.
Участники: дети старшей группы в количестве 5 человек.
Ход занятия
- Приветствие
Все стоят в кругу.
Психолог: ребята, мы с вами встретились в этом светлом и уютном зале. А что делают люди, когда видят друг друга при встрече?
Дети: здороваются!
Психолог: правильно, ребята, здороваются! Давайте же и мы с вами поздороваемся. Только сделаем мы это необычным способом – боками!
Все здороваются друг с другом боками.
Психолог: а теперь – коленками!
Все здороваются коленками.
Психолог: а теперь – пальчиками!
Все здороваются пальчиками.
Психолог: вот мы и поприветствовали друг друга.
Ребята, предлагаю нам с вами сегодня отправиться в Город эмоций. Вы хотите?
Дети: да.
Психолог: хорошо. Там мы познакомимся с Радостью, Грустью, Злостью, Спокойствием, Страхом. А что это такое?
Дети: это эмоции.
Психолог: да, ребята, это – эмоции! Сегодня мы поиграем с ними, расскажем о себе, а они расскажут нам о себе. Как вы думаете, как мы можем попасть в Город эмоций? На чем нам добраться?
Дети: на машине, на автобусе, на самолете, на маршрутке, на поезде.
Психолог: да, действительно, можно поехать туда на поезде, на машине, полететь на самолете или даже пойти пешком! А я предлагаю вам попасть в этот Город через волшебный портал!
- Ритуал входа
Психолог и дети подходят к «волшебному порталу» - тоннелю.
Психолог: поглядите, ребята, нас встречает Белый Кролик (психолог показывает на сидящую рядом игрушку). Сегодня он будет нашим проводником в Город эмоций. Он проведет нас через волшебный портал. А чтобы портал отправил нас именно в Город эмоций, а не в какой-то другой, необходимо сказать волшебные слова:
- Чудо чудное явись,
Нам на глазки покажись,
Дверь волшебную открой,
Волшебство зовет с собой!
И вот портал открылся и готов нас отправить в путешествие!
Психолог проходит через волшебный портал, затем идут дети с Белым Кроликом.
Психолог: вот мы и оказались в Городе эмоций. Что вы слышите? (звучит легкая музыка).
Дети: звучит музыка!
Психолог: и правда – звучит музыка. Это нас зовет поиграть волшебный клубочек. Ему интересно узнать, с каким настроением мы пришли в Город. И, если нам грустно – он постарается сделать так, чтобы нам в городе стало веселее. А если страшно – он постарается защитить, успокоить. Предлагаю рассказать ему о своем настроении. Вы согласны?
Дети: да!
Проводится упражнение «Волшебный клубочек»: дети сидят на стульях по кругу. Психолог оставляет начало клубка у себя, а сам клубок передает ребенку и говорит о своем настроении (оно радостное, грустное, тревожное и т.д.). Ребенок держит нитку в руках, а клубок передает дальше, при этом называя свое настроение. Упражнение продолжается, пока клубок не вернется к психологу.
Психолог: теперь клубочек знает о нашем настроении и постарается сделать так, чтобы по возвращении обратно в детский сад мы все были радостными.
Дети и психолог оставляют клубок размотанным на полу. Они вернутся к нему в конце занятия.
- Пантомимический этюд
Звучит мелодия природы (гроза, небольшой дождик).
Психолог: ой, кажется, погода стала меняться. Только что было солнечно, а сейчас, кажется, дождик собирается!
Посмотрите, к нам приплыли по небу облака (психолог показывает детям карточки с изображением облаков-эмоций). И что-то мне подсказывает – они необычные, ведь мы с вами в необычном городе – Городе эмоций.
Хотите посмотреть на них?
Дети: да.
Психолог: видите, у каждого облачка тоже есть эмоция? Я предлагаю вам поиграть в игру. Я закрою глаза, выберу одно облачко и покажу его эмоцию вам, но сама смотреть не буду. А вы постараетесь изобразить эту эмоцию так, чтобы я догадалась. Попробуем?
Дети: да.
Психолог вытягивает облако и показывает его детям. Дети изображают эмоцию, а психолог старается ее отгадать. Так происходит, пока все не изобразят эмоции.
Психолог: легко или трудно вам было изображать эмоции? А угадывать? Что вам больше понравилось: показывать эмоции или угадывать их?
Дети: трудно было изображать. Больше понравилось угадывать эмоции.
- Игра с песком
Звучит звук ветра. Психолог переключает внимание детей на песочный стол, где беспорядочно лежат фигурки домов, деревьев, дорожек, людей с разными эмоциями из конструктора «Веселый городок». Все подходят к нему и садятся на стулья.
Психолог: ой, ребята, это ветер! Какой же он сильный! (на столе уже разбросаны детали из конструктора). Он смог разрушить Город эмоций. Где же теперь жить его обитателям - Эмоциям? Я вижу Грусть (психолог берет в руки фигурку человека с наклеенной эмоцией грустью). Что же она делает?
Дети: плачет, что его дом разрушился.
Психолог: кто хочет помочь Грусти заново построить свой домик?
Дети отвечают. Психолог отдает фигурку одному ребенку.
Психолог: а тут виднеются Страх и Злость. Они недовольны, что их дом разрушился, и все животные разбежались. Теперь они боятся, что им не за кем будет ухаживать, не с кем гулять. Кто хочет помочь им восстановить хозяйство?
Дети отвечают. Психолог отдает фигурки злости и страха двум детям.
Психолог: ой, кажется, я вижу Радость и Спокойствие. Они, похоже, совсем не расстроились, а решили, что смогут построить дом еще лучше, еще выше. И смогут у них жить еще больше животных, и расти больше деревьев. Кто хочет помочь им в этом?
Дети отвечают. Психолог отдает фигурки радости и спокойствия.
Психолог: ребята, чтобы нам с вами начать восстанавливать город, нужно сначала проверить почву – можно ли на ней что-то строить? Не разрушатся ли дома снова? Для этого предлагаю прикоснуться к песку пальчиками, а теперь двумя, всей ладошкой. Погрузите ручки в песок: какой он?
Дети: сухой, холодный, мелкий.
Психолог: да, песок сухой, холодный, мелкий, а еще липкий, поэтому, чтобы стряхнуть его с рук, похлопайте ладошками друг о друга над столом.
А теперь, чтобы город был крепким, надежным, нам самим важно подготовиться. Повторяйте за мной.
Проводится дыхательное упражнение: дети набирают песок в руки (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, они удерживают песок в руках (задержка дыхания). Далее они постепенно высыпают песок, раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивают песок с рук, расслабляя кисти и пальцы, и бессильно роняют руки вдоль тела. Такие манипуляции с песком с участием дыхания повторяются 2-3 раза.
Психолог: ну, вот, теперь мы можем начать строительство.
Дети совместно с психологом пробуют восстановить Город эмоций с помощью фигур из конструктора «Веселый городок» и фигур разных животных.
Психолог: посмотрите, ребята, мы восстановили город?
Дети: да.
Психолог: теперь у каждой эмоции есть свой домик: и у Грусти, и у Страха, и у Радости… И все они на своих местах.
Как вам новый город?
Дети: красивый город. У всех есть свой дом.
- Подведение итогов занятия
Психолог: вот и настало время возвращаться обратно в детский сад. Предлагаю нам переместиться на ковер и поделиться друг с другом впечатлениями.
Все возвращаются к месту, где оставили клубок.
Психолог: ребята, расскажите, пожалуйста, что и кого мы с вами сегодня видели? А что делали?
Дети: мы сегодня видели Белого Кролика, волшебный клубок, разные эмоции. Мы показывали друг другу эмоции и угадывали их, а потом строили город для эмоций.
Психолог: помните, ребята, мы с вами рассказывали клубочку о своем настроении? Оно у кого-нибудь изменилось? Давайте поделимся с клубочком.
Психолог заматывает конец клубка и проговаривает свое актуальное эмоциональное состояние. Клубок переходит другому ребенку, он тоже заматывает его и проговаривает свое настроение и так далее, пока клубок не замотается до конца.
Психолог: похоже, теперь у всех радостное настроение! Давайте сохраним его до конца сегодняшнего дня! А для этого я подарю вам маленькие мешочки, в которые вы можете сложить свое настроение. И у меня такой будет!
Психолог раздает детям символические подарки - мешочки.
- Ритуал прощания
Психолог: кажется, Белый Кролик уже заждался нас! Пойдемте к волшебному порталу.
Дети и психолог идут к порталу, проговаривают «волшебные слова»:
- Чудо чудное явись,
Нам на глазки покажись,
Дверь волшебную открой,
Волшебство зовет с собой!
И проходят через портал, попадая обратно в детский сад.
Психолог: нам пора прощаться. Мне было очень интересно и весело с вами путешествовать по Городу эмоций. А как вам?
Дети: было интересно.
Психолог: предлагаю попрощаться в кругу:
- Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять.
После этих слов все дружно обнимаются, так же стоя в кругу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspektnod_ya_emotsiya.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №132 «Золотая рыбка» города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Я - Эмоция»
Составитель:
Педагог-психолог
Борисова Екатерина Михайловна
Чебоксары, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Цель: развитие дружелюбного, внимательного отношения к другому, развитие умения дифференцировать у себя и у других людей базовые эмоции, снятие мышечного напряжения, расслабление организма, формирование положительного образа Я.
Задачи:
- развить интерес к самому себе;
- расширить представления детей об эмоциональных состояниях;
- развить и обогатить формы взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Материалы: клубок ниток, изображения эмоций (облака-эмоции, схемы эмоций для фигурок людей), стол с песком, конструктор «Веселый городок», пластилин, ноутбук, колонки (для музыки), влажные салфетки.
Участники: дети старшей группы в количестве 5 человек.
Ход занятия
- Приветствие
Все стоят в кругу.
Психолог: ребята, мы с вами встретились в этом светлом и уютном зале. А что делают люди, когда видят друг друга при встрече?
Дети: здороваются!
Психолог: правильно, ребята, здороваются! Давайте же и мы с вами поздороваемся. Только сделаем мы это необычным способом – боками!
Все здороваются друг с другом боками.
Психолог: а теперь – коленками!
Все здороваются коленками.
Психолог: а теперь – пальчиками!
Все здороваются пальчиками.
Психолог: вот мы и поприветствовали друг друга.
Ребята, предлагаю нам с вами сегодня отправиться в Город эмоций. Вы хотите?
Дети: да.
Психолог: хорошо. Там мы познакомимся с Радостью, Грустью, Злостью, Спокойствием, Страхом. А что это такое?
Дети: это эмоции.
Психолог: да, ребята, это – эмоции! Сегодня мы поиграем с ними, расскажем о себе, а они расскажут нам о себе. Как вы думаете, как мы можем попасть в Город эмоций? На чем нам добраться?
Дети: на машине, на автобусе, на самолете, на маршрутке, на поезде.
Психолог: да, действительно, можно поехать туда на поезде, на машине, полететь на самолете или даже пойти пешком! А я предлагаю вам попасть в этот Город через волшебный портал!
- Ритуал входа
Психолог и дети подходят к «волшебному порталу» - тоннелю.
Психолог: поглядите, ребята, нас встречает Белый Кролик (психолог показывает на сидящую рядом игрушку). Сегодня он будет нашим проводником в Город эмоций. Он проведет нас через волшебный портал. А чтобы портал отправил нас именно в Город эмоций, а не в какой-то другой, необходимо сказать волшебные слова:
- Чудо чудное явись,
Нам на глазки покажись,
Дверь волшебную открой,
Волшебство зовет с собой!
И вот портал открылся и готов нас отправить в путешествие!
Психолог проходит через волшебный портал, затем идут дети с Белым Кроликом.
Психолог: вот мы и оказались в Городе эмоций. Что вы слышите? (звучит легкая музыка).
Дети: звучит музыка!
Психолог: и правда – звучит музыка. Это нас зовет поиграть волшебный клубочек. Ему интересно узнать, с каким настроением мы пришли в Город. И, если нам грустно – он постарается сделать так, чтобы нам в городе стало веселее. А если страшно – он постарается защитить, успокоить. Предлагаю рассказать ему о своем настроении. Вы согласны?
Дети: да!
Проводится упражнение «Волшебный клубочек»: дети сидят на стульях по кругу. Психолог оставляет начало клубка у себя, а сам клубок передает ребенку и говорит о своем настроении (оно радостное, грустное, тревожное и т.д.). Ребенок держит нитку в руках, а клубок передает дальше, при этом называя свое настроение. Упражнение продолжается, пока клубок не вернется к психологу.
Психолог: теперь клубочек знает о нашем настроении и постарается сделать так, чтобы по возвращении обратно в детский сад мы все были радостными.
Дети и психолог оставляют клубок размотанным на полу. Они вернутся к нему в конце занятия.
- Пантомимический этюд
Звучит мелодия природы (гроза, небольшой дождик).
Психолог: ой, кажется, погода стала меняться. Только что было солнечно, а сейчас, кажется, дождик собирается!
Посмотрите, к нам приплыли по небу облака (психолог показывает детям карточки с изображением облаков-эмоций). И что-то мне подсказывает – они необычные, ведь мы с вами в необычном городе – Городе эмоций.
Хотите посмотреть на них?
Дети: да.
Психолог: видите, у каждого облачка тоже есть эмоция? Я предлагаю вам поиграть в игру. Я закрою глаза, выберу одно облачко и покажу его эмоцию вам, но сама смотреть не буду. А вы постараетесь изобразить эту эмоцию так, чтобы я догадалась. Попробуем?
Дети: да.
Психолог вытягивает облако и показывает его детям. Дети изображают эмоцию, а психолог старается ее отгадать. Так происходит, пока все не изобразят эмоции.
Психолог: легко или трудно вам было изображать эмоции? А угадывать? Что вам больше понравилось: показывать эмоции или угадывать их?
Дети: трудно было изображать. Больше понравилось угадывать эмоции.
- Игра с песком
Звучит звук ветра. Психолог переключает внимание детей на песочный стол, где беспорядочно лежат фигурки домов, деревьев, дорожек, людей с разными эмоциями из конструктора «Веселый городок». Все подходят к нему и садятся на стулья.
Психолог: ой, ребята, это ветер! Какой же он сильный! (на столе уже разбросаны детали из конструктора). Он смог разрушить Город эмоций. Где же теперь жить его обитателям - Эмоциям? Я вижу Грусть (психолог берет в руки фигурку человека с наклеенной эмоцией грустью). Что же она делает?
Дети: плачет, что его дом разрушился.
Психолог: кто хочет помочь Грусти заново построить свой домик?
Дети отвечают. Психолог отдает фигурку одному ребенку.
Психолог: а тут виднеются Страх и Злость. Они недовольны, что их дом разрушился, и все животные разбежались. Теперь они боятся, что им не за кем будет ухаживать, не с кем гулять. Кто хочет помочь им восстановить хозяйство?
Дети отвечают. Психолог отдает фигурки злости и страха двум детям.
Психолог: ой, кажется, я вижу Радость и Спокойствие. Они, похоже, совсем не расстроились, а решили, что смогут построить дом еще лучше, еще выше. И смогут у них жить еще больше животных, и расти больше деревьев. Кто хочет помочь им в этом?
Дети отвечают. Психолог отдает фигурки радости и спокойствия.
Психолог: ребята, чтобы нам с вами начать восстанавливать город, нужно сначала проверить почву – можно ли на ней что-то строить? Не разрушатся ли дома снова? Для этого предлагаю прикоснуться к песку пальчиками, а теперь двумя, всей ладошкой. Погрузите ручки в песок: какой он?
Дети: сухой, холодный, мелкий.
Психолог: да, песок сухой, холодный, мелкий, а еще липкий, поэтому, чтобы стряхнуть его с рук, похлопайте ладошками друг о друга над столом.
А теперь, чтобы город был крепким, надежным, нам самим важно подготовиться. Повторяйте за мной.
Проводится дыхательное упражнение: дети набирают песок в руки (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, они удерживают песок в руках (задержка дыхания). Далее они постепенно высыпают песок, раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивают песок с рук, расслабляя кисти и пальцы, и бессильно роняют руки вдоль тела. Такие манипуляции с песком с участием дыхания повторяются 2-3 раза.
Психолог: ну, вот, теперь мы можем начать строительство.
Дети совместно с психологом пробуют восстановить Город эмоций с помощью фигур из конструктора «Веселый городок» и фигур разных животных.
Психолог: посмотрите, ребята, мы восстановили город?
Дети: да.
Психолог: теперь у каждой эмоции есть свой домик: и у Грусти, и у Страха, и у Радости… И все они на своих местах.
Как вам новый город?
Дети: красивый город. У всех есть свой дом.
- Подведение итогов занятия
Психолог: вот и настало время возвращаться обратно в детский сад. Предлагаю нам переместиться на ковер и поделиться друг с другом впечатлениями.
Все возвращаются к месту, где оставили клубок.
Психолог: ребята, расскажите, пожалуйста, что и кого мы с вами сегодня видели? А что делали?
Дети: мы сегодня видели Белого Кролика, волшебный клубок, разные эмоции. Мы показывали друг другу эмоции и угадывали их, а потом строили город для эмоций.
Психолог: помните, ребята, мы с вами рассказывали клубочку о своем настроении? Оно у кого-нибудь изменилось? Давайте поделимся с клубочком.
Психолог заматывает конец клубка и проговаривает свое актуальное эмоциональное состояние. Клубок переходит другому ребенку, он тоже заматывает его и проговаривает свое настроение и так далее, пока клубок не замотается до конца.
Психолог: похоже, теперь у всех радостное настроение! Давайте сохраним его до конца сегодняшнего дня! А для этого я подарю вам маленькие мешочки, в которые вы можете сложить свое настроение. И у меня такой будет!
Психолог раздает детям символические подарки - мешочки.
- Ритуал прощания
Психолог: кажется, Белый Кролик уже заждался нас! Пойдемте к волшебному порталу.
Дети и психолог идут к порталу, проговаривают «волшебные слова»:
- Чудо чудное явись,
Нам на глазки покажись,
Дверь волшебную открой,
Волшебство зовет с собой!
И проходят через портал, попадая обратно в детский сад.
Психолог: нам пора прощаться. Мне было очень интересно и весело с вами путешествовать по Городу эмоций. А как вам?
Дети: было интересно.
Психолог: предлагаю попрощаться в кругу:
- Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять.
После этих слов все дружно обнимаются, так же стоя в кругу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.
У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится строить....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"
Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...
«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (группа ОНР) "Прекрасная щедрая осень"
Представлен конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи. В нем дан материал на закрепление знаний об овощах и фруктах, об осенних явлениях в природе, задания по согласованию прилагател...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «НАШИ ЭМОЦИИ»
Цель: формирование навыков снятия внутренней эмоциональной напряженности у воспитанников.Задачи:Познакомить дошкольников с понятием эмоциональная напряжённость.Познакомить дошкольников с способам...