Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (группа ОНР) "Прекрасная щедрая осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Представлен конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи. В нем дан материал  на закрепление знаний об овощах и фруктах, об осенних явлениях в природе, задания по согласованию прилагательных с существительными, образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, образование глаголов в прошедшем времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_prekrasnaya_shchedraya_osen.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (группа ОНР)

                             «Прекрасная щедрая осень»

Цель:  Закрепить знания детей об овощах и фруктах, вспомнить признаки осени, учить любоваться красотой осени – как это делали русские поэты, воспитывать слуховое внимание, образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами и глаголы в прошедшем времени.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций осенних пейзажей, чтение и заучивание стихов и загадок  об осени, чтение рассказов о природе в осенний период, работа над лексическими темами: «Осень», «Грибы», «Деревья», свободное рисование осенних пейзажей, совместное посещение с родителями осенних парков, скверов.

Материал к занятию: аудиозапись  музыки П.И. Чайковского «Времена года. Осень», иллюстрации осенних  пейзажей, муляжи овощей и фруктов, карточки с загадками, картины:  Лентунова «Овощи», Машкова «Тыква», картины художников «Натюрморты»

Ход занятия.  

Звучит отрывок из музыки  П.И. Чайковского «Времена года. Осень»

Воспитатель. Закончилось лето. Как-то незаметно подошла осень. Почему, дети,  мы решили, что пришла осень? Какие признаки осени мы можем наблюдать?

 Ответы детей.  Опадают листья (листопад), небо серое, хмурое, пасмурное, птицы улетают в теплые края  (называют птиц), дети стали теплее одеваться.

Воспитатель. А как красиво описали осень русские поэты.

Ребенок читает стихотворение «Осень»  К. Бальмонта.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Воспитатель. А кто помнит стихотворение  И. Бунина?

Ребенок.

         Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Воспитатель.  Как красиво описал осень А.Н. Толстой!

       Ребенок.  Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Воспитатель.  Осень – время сбора урожая.

      У меня в корзине  овощи и фрукты: всё перемешалось.

Необходимо разложить по корзинам отдельно овощи и фрукты. (Выложить из корзинки на поднос,  дети разбирают по корзинам.)

(Воспитатель показывает – дети называют)

Дети. Помидор.

Воспитатель.   Какого цвета помидор?

Дети.   Красный помидор.

Воспитатель. Как сказать в уменьшительно- ласкательной форме?

Дети.  Красненький помидорчик.

(Далее разбирают следующие слова):

зелёный огурец –

острый перец –

желтая репа –

оранжевая морковь –

кислый лимон –

сладкое яблоко –

(Воспитатель проводит игру на внимание).

Игра  «Как Антошка собирал урожай»

Воспитатель. Дни стали ненастными, по ночам холодно. Антошка помогал убирать овощи, чтобы не погибли, не замёрзли.

Сначала убрали: огурцы, потом помидоры, потом лук. Убрали кабачки, баклажаны, свёклу, морковь, чеснок. Одна капуста осталась. Её позже всех убирают.

Я не знаю, почему. А вы, ребята, догадались?

Дети.   У неё, у капусты, «сто одёжек и все без застёжек» - она холода не боится!

 (Звучит песня «Антошка», дети выполняют танцевальные движения, затем  садятся на стулья).

Воспитатель. Ребята, как убирают урожай овощей и фруктов.

Картофель: Что делают? (Дети: выкапывают). Что сделали? (Дети: выкопали).

Капусту: Что делают? (срезают). Что сделали? (срезали).

Морковь: Что делают? (выдергивают). Что сделали? (выдернули).

Яблоки: Что делают? (срывают). Что сделали? (сорвали).

(Входит  логопед,  переодетый в Бабушку)       

Воспитатель.В гости к нам пришла Бабушка-Загадушка.

Бабушка – Загадушка.  Я буду загадывать вам  загадки, а за правильный ответ давать свежий овощ или фрукт.

  1. Закопаю штучку –

           Выкопаю кучку.  (Картошка)

  1. Летом – сладкий и зелёный,

          А зимой такой солёный. (Огурец)

  1. За кудрявый хохолок

          Лису из норки поволок.

          На ощупь – очень гладкая,

          На вкус – как сахар сладкая.  (Морковь).

  1. Что за скрип? Что за хруст?

           Это что ещё за куст?

           Как же быть без хруста,

           Если я …(капуста).

  1. Круглый бок, желтый бок,

          Сидит на грядке колобок.

          Врос в землю крепко.

          Что же это? (Репка)

Воспитатель.  Собранные овощи и фрукты хранят в овощехранилищах, из которых они поступают в магазин «овощи и фрукты».

Всех, кто любит салаты,

Всех, кто любит компоты,

Всех, кто любит овощи и фрукты

И прочие вегетарианские продукты

Приглашаем в наш магазин.

Старой бабушке Марусе

Трудно в магазин ходить.

Мама с папой на работе

     Надо ей обед варить.

Посылает бабушка внуков в магазин.

Бабушка:  Иди-ка …(подходит к ребенку), в магазин и купи всё для борща. (Мальчик идёт, кладёт в корзинку все необходимое для борща, дети разбирают правильность его выбора), а …(подходит к другому ребенку) всё купит для компота.  (Девочка идёт в магазин и т.д.).

Воспитатель. Теперь я пойду в магазин  с …(подходит к ребенку).

  1. Мне бы хотелось купить яблок, чтобы сварить сливовый компот. Могу ли я это сделать? Почему? (берет  другого ребёнка)
  2. А груши мне нужны для вишнёвого варенья.
  3. А из крыжовника получится варенье крыжовенное.

  1. Ребята! Я вам в магазине куплю сок, сделанный из фруктов, которые принесла нам осень. (Положить сок  в корзину). 

    Воспитатель.  Художники на своих картинах рисовали овощи и фрукты.

(Показать картины Лентулова «Овощи», Машкова «Тыква»)

Эти картины называются натюрмортами, т.к. на них изображены овощи, фрукты, посуды, срезанные  цветы.

Сейчас мы с вами составим и нарисуем натюрморт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста. «Осенний пейзаж».

Широки возможности работы с детьми в технике, основанной на применении различных печаток. Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных кр...

Конспект занятия с детьми дошкольного возраста Тема: «Золотая осень»

Конспект занятия с детьми дошкольного возрастаТема: «Золотая осень»...

Конспект занятия для детей дошкольного возраста I младшей группы на тему: «В гости к Бабушке»

Образовательные области: чтение художественной литературы, познание, физическая культура, музыка.Вид образовательной деятельности: классическийТип образовательной деятельности: комплексный Цель: вызва...

Конспект занятия «Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах» в старшей группе

Конспект занятия «Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах» в старшей группе...

Конспект занятия для детей дошкольного возраста подготовительной группы по познавательному развитию (ФЭМП) на тему : " Спасение трёх поросят"

Конспект занятия  по познавательному развитию (ФЭМП) на тему : " Спасение трёх поросят", с помощью этого конспекта можно провести открытое занятие  в подготовительной группы...

Конспект занятия для детей дошкольного возраста младшей группы по познавательному развитию на тему : " Моя семья"

Конспект занятия для детей дошкольного возраста младшей группы по познавательному развитию  на тему : " Моя семья"...

Интегрированное занятие с детьми дошкольного возраста (трех лет) "Путешествие в осенний лес"

Занятие разработано с целью закрепление представления об осени, о признаках и приметах осени (На улице стало холодно, люди тепло одеваются; дни становятся короче, а ночи длиннее; на деревьях...