Отчёт по самообразованию на тему: "Использование игр, тренингов, упражнений для коррекции психического состояния детей в период адаптации".
материал (младшая группа)
Практический материал из опыта своей работы, используемый для коррекции психического состояния детей в период адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu_igry_treningi_adaptatsiya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ № 34 «РАДУГА»»
Отчёт по самообразованию на тему:
Использование игр, тренингов, упражнений для коррекции психического состояния детей в период адаптации».
Воспитатель: Лебедева И.В.
Псков 2019год
С поступлением в детский сад в жизни ребёнка происходят большие перемены, которые не всегда бывают радостными и желанными для него. Чтобы обеспечить детям привыкание к новым условиям жизни необходимо позабавить ребят, развеселить, поскорее отвлечь от всего, что омрачает их пребывание среди незнакомых людей.
Изучив методическую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что сделать это можно с помощью совместных игр, которые помогают сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Соперничество друг с другом в таких играх недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания. По своему характеру – это игры-забавы, хороводы с использованием элементов фольклора, которые помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание.
Авторы книг, в которых описаны игры, тренинги, упражнения для коррекции психического состояния детей в период адаптации, предлагают начинать работу с самых простых игр. Это игры-забавы, хороводы, где воспитанники действуют одновременно и одинаково: «Солнышко и дождик», «Ножки», «Лови - лови», «Раздувайся пузырь», «Карусели», Здесь дети учатся согласовывать свои действия с действиями друг друга и ориентироваться на пространственных условиях движений.
В играх-забавах все движения знакомы детям из повседневного опыта (ходьба, бег, прыжки и т.д.) Новым явлением является лишь переход от одного движения к другому. Подражание воспитателю облегчает такие переходы. Постепенно при неоднократном проведении игры, дети начинают выполнять движения самостоятельно, подражая друг другу. Ни в коем случае нельзя превращать игру-забаву в упражнения по отрабатыванию последовательности движений!
Следующим этапом работы является использование игр, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами: «Куклы пляшут», «Подарки». Дети учатся считаться друг с другом, уступать игрушки и активную привлекательную роль. Такие игры готовят к новой форме партнёрства, в них ребёнок действует индивидуально и сам выбирает замену: «По дороге Ваня шёл», «Зайка», «Магазин игрушек». Эти игры закладывают начало самостоятельности и дружеским контактам детей.
Изучив методическую литературу по данной теме и из многолетнего опыта своей работы, я пришла к выводу, что для коррекции психического состояния детей в период адаптации необходимо использовать следующие игры: «Давайте познакомимся!», «Лови – лови», «Кто в домике живёт?», «Расскажи стихи руками», которые направлены на сближение детей друг с другом и воспитателем.
А также игры: «Найди игрушку», «Чьи вещи?», «Как пройти?», «Где звенит колокольчик?»
Данные игры направлены на освоение окружающей среды ребёнком и его знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.
Игры, которые знакомят детей с окружающими вещами, их свойствами, назначением: «Путешествие в страну вещей».
Целесообразно проводить с детьми в период адаптации развлечения:
«Приходите ко мне в гости», «Загляни ко мне в окошко», «Шли – шли. Что же мы нашли?»
Музыкальный вечер: «Будем весело играть, песни петь и танцевать».
(Сами игры и развлечения предоставлены в приложении №1)
В изученной мною методической литературе рекомендуется проводить родительские собрания, консультации, беседы, в процессе которых родителям предлагается ряд игр и упражнений для коррекции психического состояния детей в период адаптации, оформление папок – передвижек по данной теме.
Предлагаются следующие темы родительских собраний: «О здоровье всерьёз», «Игра – не забава».
Содержание родительских собраний можно найти в книгах: Н.М. Метенова «Родительское собрание» и «Родительское собрание в детском саду»; «Как преодолеть трудности, возникающие при поступлении в ДОУ».
Список используемой литературы:
1. Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» (ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.)
2. Н.В. Кирюхина «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ» (Москва 2007г.)
3. К.Р. Овсепян «Я иду в детский сад» («Карапуз» 2005г.)
4. Н.В. Дубровская «Яркие ладошки» (Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2004г.)
5.Н.М.Мешенова «Родительское собрание», «Родительское собрание в детском саду» 2000г.)
Приложение №1
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем.
«Давай познакомимся!»
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч, называет своё имя или имя того, кому бросает мяч. Названный ребёнок ловит мяч, называет своё имя и имя следующего участника игры.
Варианты игры: можно передавать самую красивую игрушку, или предложить детям поприветствовать друг друга по имени.
«Лови – лови!»
Эта игра способна снимать скованность, нервное напряжение. К небольшой палочке на крепком шнуре прикрепляют лёгкий, удобный для хватания предмет
( поролоновый мяч, лоскуток, мешочек, мягкую игрушку). Опуская и поднимая её, предлагают отдельным детям поймать игрушку. Привлекая, таким образом, внимание детей, заинтересовав их самой задачей – ловить игрушку. «Лови – лови!» - говорит ведущий, стоящим по кругу участникам игры, задача которых – схватить игрушку, заставляя детей тянуться и подпрыгивать.
«Солнышко и дождик»
Эта игра помогает завоевать доверие и расположение детей. Удовлетворяет потребность малышей в движении, позволяет бегать, прыгать без ограничений, в общении с взрослым легко перенимается радостное настроение воспитателя, друг друга.
Описание и приёмы проведения игры: Дети сидят на стульчиках, воспитатель говорит: «Светит солнышко с утра, нам гулять идти пора!» (Дети бегают и прыгают). После слов: «Ой, дождик начинается! Бегите скорее домой!» ( Дети бегут на свои места). Когда воспитатель вновь повторяет: «Светит солнышко с утра, нам гулять идти пора!» игра повторяется.
«Кто в домике живёт?»
Воспитатель рассказывает детям сказку «Теремок», а после этого предлагает им поиграть в игру. Воспитатель: - Сейчас мы с вами поиграем. Вот здесь будет домик, Пойдёт Даша постучится, как мышка стучалась в теремок, и спросит: «Кто, кто в теремочке живёт?» (Даша повторяет). Никто ей не ответил, и Даша стала жить одна в домике.
Идёт Женя, постучался в домик: «Кто в домике живёт?» Даша: «Я - Даша, а ты кто?» Женя: «А я - Женя, пусти меня в дом, будем вместе жить!»
Воспитатель: «Впустила Даша Женю в дом, и стали они вместе жить – не тужить. Тут идёт Оля, постучалась в домик: «Кто в домике живёт?»
-Я – Даша, а я – Женя, а ты кто? – А я – Оля, пустите меня в дом, будем вместе жить.
И так дальше приходят дети и называют свои имена.
«Зайка»
Воспитатель читает стихотворение, затем читает ещё раз и одновременно выполняет движения, затем читает ещё раз и показывает их вместе с детьми.
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Вот как, вот, как и ушами шевелит.
(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Вот как, вот, как надо лапочки погреть.
(Дети поглаживают то одну, то другую руку, затем встают)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот как, вот, как надо зайке поскакать.
(Дети подпрыгивают на двух ногах)
Подобные игры: « Мишка косолапый по лесу идёт», «Большие ноги шли по дороге», «Идёт коза рогатая», «Мой весёлый, звонкий мяч».
Игры, направленные на освоение окружающей среды ребёнком и его знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.
«Найди игрушку»
Ведущий прячет небольшую игрушку в группе (в одном из её помещений), после чего предлагает остальным детям найти её. После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала: собиралась на прогулку, спала, умывалась, обедала и т.д.
Аналогично проводится игра «Где звенит колокольчик?»
«Чьи вещи?»
Игра проводится для запоминания имён работников детского сада.
Заготовить атрибуты разных профессий (градусник – медсестра, половник – повар, стиральный порошок – прачка, гармошка – музыкальный работник, свисток – физруководитель и т.д.) Воспитатель сообщает детям, что в группу приходили разные люди, и все они забыли какую-то вещь. Затем просит ребят разобраться, потому, как не вспомнит, кому что принадлежит.
Дети не просто называют профессию, но и называют имя хозяина этой вещи. Например: «Этот градусник оставила Елена Ивановна – наша медсестра».
Когда вещи будут все опознаны, можно их раздать детям, и предложить им сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т.д.
«Как пройти?»
Воспитатель говорит детям, что у зайки Степашки заболели ушки. Ему срочно надо пойти к врачу. Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет. Предлагает детям помочь зайке. Сначала дети описывают путь до кабинета: выйти из группы, спуститься на первый этаж, свернуть направо, пройти по коридору, первая дверь налево – медицинский кабинет. Возможно, дети не сразу усвоят «направо», «налево», в этом случае можно ориентироваться на какие-либо предметные признаки: увидев нарисованного волка свернуть, на двери медицинского кабинета красный крест, т.д. После чего двум-трём детям предлагается проводить Степашку к врачу.
Вылеченный Степашка (как доказательство – забинтованные ушки) благодарит за помощь и передаёт от врача пожелание не болеть и подарки – витаминки для всех детей.
Примерно так же можно постирать платье для куклы, взять интересную книжку у методиста, т.д.
Игры, направленные на знакомство детей с окружающими вещами, их свойствами, назначением.
«Путешествие в страну вещей».
Цель: Обратить внимание детей на то , что вокруг них находится множество разных предметов. Выяснить, знают ли дети их точное название, назначение. Развивать умение правильно пользоваться вещами в повседневной жизни и при разных обстоятельствах. Вызвать интерес к обычному через необычное – путешествие в «страну вещей».
Игровые действия: осмотр мебели, называние, сравнение одних видов мебели с другими; выявление частей и особенностей каждого вида мебели; правильные практические действия.
Правила игры: выполнение организующих поведение и познавательную деятельность, указания старшего путешественника, показывать и называть вещи так, чтобы всем было видно и слышно; рассказывать об особенностях и правилах обращения с ней, помогать друг другу при затруднениях.
Оборудование: обычная мебель в группе.
«Путешествие в страну вещей (второй вариант)»
Цель: обратить внимание на то, что в комнате есть не только функционально необходимые вещи, но и те, что не имеют практической пользы, а только радуют глаз. Вызвать чувство удовольствия от красоты вещей. Формировать умение видеть красоту и уметь пользоваться красивыми вещами.
Игровые действия: собрать вещи и разложить их на столе. Провести с ними разнообразные действия: переставить, перенести, пронести на указанное расстояние, составить композицию из разных вещей.
Правила игры: подбирать красивые вещи, сотрудничая друг с другом; осторожно и целесообразно пользоваться этими вещами.
Оборудование: небольшие вазочки с цветами; стаканчики для карандашей, кисточек; подносы; чашечки; фарфоровые фигурки; декоративные шкатулки; коробочки; цветные флажки; народные игрушки и т.д.
Развлечение «Приходите ко мне в гости».
Крупным строителем отгораживается часть групповой комнаты. Воспитатель в нарядном фартуке и косынке встречает гостей. Беседа с детьми о культуре поведения. Рассматривают коробку с соком, пляшут, поют знакомые песенки (можно использовать аудиозапись детских песенок), благодарят хозяйку.
«Загляни ко мне в окошко».
Ширма, украшенная осенними листьями. Куклы бибабо: медведь, ёж, заяц. Герои кукольного театра знакомятся с детьми. Дети рассказывают о себе, называют своё имя, рассказывают о своих близких, чем они любят заниматься, читают любимые стихи, поют песенки. Медведь угощает детей яблоками (морковкой, капустой или др.) Дети благодарят сказочного персонажа, приглашают ещё раз придти к ним в гости.
Развлечение «Шли, шли, что же мы нашли».
Воспитатель заранее заготавливает и прячет в групповой комнате атрибуты разных профессий (градусник – медсестры, кастрюлю – повара, свисток – физруководителя, гармошку – музыкального руководителя, стиральный порошок - прачки и т.д.)
Воспитатель сообщает детям, что в группу приходили разные люди и оставили разные вещи. Педагог просит помочь, отыскать их в группе и определить где, чьи вещи. Например, гармошка потерялась у Веры Юрьевны – нашего музыкального руководителя и т.д. Все «потерянные» вещи доставляются своим хозяевам.
Музыкальный вечер. «Будем весело играть, песни петь и танцевать».
Дети устраивают «концерт» для любимых кукол, выступают в роли артистов, используется «уголок ряженья». Дети вместе пляшут под аудиозаписи детских песенок. В заключении концерта организуется небольшой «сладкий» стол.
Игровые упражнения:
- Ходьба, наклоны. Дети шли, шли. Шли и грибок нашли.
Раз грибок, два грибок, полезай в кузовок.
- Кружимся в разные стороны. Снег, снег кружится, белая вся улица,
Собрались мы в кружок, завертелись как снежок.
- Прыжки. Вот лягушки по дорожке скачут, вытянули ножки.
Кве – кве – кве, кве – кве будет дождик на реке.
- Ходьба с высоким подниманием колена.
Цок! Цок! Цок! Цок! Я лошадка серый бок.
Я копытцами стучу, если хочешь, прокачу.
5. Бег, прыжки. Ножки, ножки бежали по дорожке.
Бежали лесочком, прыгали по кочкам.
Прибежали на лужок, потеряли сапожок.
- С погремушками. Все скорей ко мне бегите, погремушки получите!
Погремушки дети взяли, с ними быстро зашагали!
Стали бегать и скакать, погремушками играть!
Погремушки поднимать, а потом их опускать.
Поднимать и опускать. Поднимать и опускать.
А теперь мы все бежим, погремушками гремим.
Тихо-тихо все пойдём, погремушки уберём.
- Ножки по дорожке. Зашагали ножки, топ-топ-топ.
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
Ну-ка веселее: топ-топ-топ.
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.
Топают сапожки: топ-топ-топ.
Это наши ножки: топ-топ-топ.
- Солнышко и дождик. Светит солнышко в окошко, смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки: очень рады солнышку.
Дождик, дождик веселей, капай, капай, не жалей.
Только нас не замочи, зря в окошко не стучи.
Эмоциональность игр идёт от стихотворной основы народных потешек, считалок, стихотворений.
«Топор»
Взял Егор в углу топор, с топором пошёл во двор.
Стал Егор чинить забор, потерял Егор топор.
Вои ищет до сих пор, поищи и ты топор.
«Петух»
Шёл по мостику петух, поскользнулся, в речку бух!
Будет знать петух, что впредь надо под ноги смотреть.
«Поезд»
Чух, чух, чух, чух. Мчится поезд во весь дух.
Загудел паровоз и вагончики повёз. Чох-чох, чу-чу!
Жук»
Я весёлый майский жук. Знаю все сады вокруг.
Над лужайкою кружу, а зовут меня Жу-жу.
«Зайки»
Зайки скачут скок-скок-скок на зелёный, на лужок.
Травку щиплют, кушают, осторожно слушают: не идёт ли волк?
«Зайка»
Зайка, зайка маленький, заинька удаленький.
Пройди, зайка, по дорожке, топни, зайка, серой ножкой.
«Зайка серенький»
Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так, он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Скок, скок, скок, скок, надо зайке поскакать.
Лохматый пёс.
Вол лежит лохматый пёс, в лапы свой, уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим, и посмотрим: «Что-то будет?»
«Мячик»
Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой. Не угнаться за тобой!
«Пузырь»
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой. Оставайся такой и не лопайся.
А пузырь летел-летел и за ниточку задел: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
Курочка
Вышла курочка-хохлатка, с нею жёлтые цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко-ко-ко. Не ходите далеко!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».
Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе логопеда с родителями подготовительной группы"....
«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»
«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»...
Статья «Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»
quot;Многие жанры нородного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир..."Г.С. Виноградов...
Отчёт по самообразованию на тему: «Использование логоритмики и ритмопластики, с целью развития музыкально-творческих способностей и речевой активности детей дошкольного возраста»
Отчет по самообразованию музыкального руководителя....
Картотека игр по теме: «Использование игр и игровых упражнений в коррекции девиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Картотека игрпо теме: «Использование игр и игровых упражнений в коррекциидевиантного поведения у детей старшего дошкольного возраста»...
Отчёт по самообразованию на тему: «Использование Песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста»
Развитие эмоциональной и познавательной сфер детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии «Песочная терапия»....
Отчёт по самообразованию на тему «Использование конструктора лего в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, пр...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Я тоже воспитатель младшей
Я тоже воспитатель младшей группы. Считаю,что материал полезный. Некоторые игры возьму на заметку. Спасибо