Статья «Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»
статья (младшая группа) на тему
"Многие жанры нородного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир..."
Г.С. Виноградов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»
Воспитатель:
Гусарова Ольга Евгеньевна
Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит
в окружающий мир…»
Г.С. Виноградов
(ученый, этнограф, фольклорист)
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Поступление малыша в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко.
В период адаптации меняется привычный образ жизни ребенка. Новый режим дня, новая пища, новые помещения, определенные ограничения, незнакомые взрослые, постоянный контакт с другими детьми, отсутствие родителей. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно и создают для него сильную стрессовую ситуацию, часто приводящую к нарушению психо- эмоционального состояния. Нарушается аппетит, сон. Меняется его активность по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Именно в этот период эмоциональное благополучие имеет очень большое значение для ребенка
Перед нами воспитателями встает вопрос: как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла более легко и безболезненно?
Процесс адаптации во многом зависит от того, как мы — воспитатели сумеем понять ребёнка, его потребности, интересы, наклонности и умения снять эмоциональное напряжение. Каждому ребенку очень важно дать почувствовать то, что он ценен, значим, что его понимают и принимают таким, какой он есть.
Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка необходимо создать в группе обстановку психологического комфорта, установить эмоциональные контакты – «ребенок — взрослый", "ребенок — ребенок", завоевать доверие и привязанность малыша. Дети будут чувствовать себя более уютно и комфортно, если воспитатель с первых дней наполнит их жизнь в дошкольном учреждении светом добра и ласки, создаст для них обогащенную духовную среду. Малые жанры фольклора в полной мере способствуют созданию такой среды.
Фольклор, используемый впервые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, приобретает особую значимость. С его помощью легче установить с малышом эмоциональный контакт, вызвать у него положительные эмоции и симпатию к малознакомому человеку-воспитателю. Потешки, песенки, приговорки, прибаутки, сказки, – потешают детей, веселят, забавляют, развивают, способствуют социализации и обучают навыкам поведения.
Малые фольклорные жанры могут использоваться в течение всего дня, включая его в различные режимные моменты.
Поскольку самым важным моментом для ребенка является его встреча с воспитателем, то встречать его надо с улыбкой, ласково обращаться к нему, обеспечивая контакт «глаза в глаза», здороваться и приглашать пройти в
группу, использовать в этот момент потешку «Заинька мой»:
Доброе утро, заинька, мой.
Доброе утро, Сашенька, дорогой.
А, я Сашеньку люблю,
Ему песенку спою
Такие добрые, ласковые слова стараться говорить всем детям, приходящим в детский сад.
Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность.
Вовремя прозвучавшая из уст воспитателя потешка, прибаутка, как элемент педагогики, способна погасить отрицательные эмоции у ребенка, отвлечь и успокоить его. Например, потешка «Мальчик пальчик»:
Мальчик – пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Или: «Ладушки», «Сорока», «Коза», «Кто у нас хороший», «Чики – чики,
чикалочки». Прибаутки: «Из – за леса, из- за гор», «Совушка»:
Совушка — сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да, к - а –а - к полетит!
Потешки, прибаутки проговаривать или пропевать нужно эмоционально выразительно, сопровождая игровыми действиями, стараться вовлечь в этот процесс ребенка. Как правило, дети включаются в процесс такой игры – забавы, проявляют радостные эмоции, потому что он интересен им своей яркой, доступной, понятной формой. При этом воспитатель помогает ребенку почувствовать себя значимым, уверенным в себе.
Поэтому когда ребенок, упав или нечаянно ударившись, плачет, то начиная его успокаивать, приговариваем: «У киски боли, у собаки боли, у нашего Коленьки не боли…», или
У киски боли,
У собачки боли,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи
это нравится малышу, он не только умолкает, но и может развеселиться.
. Игры с использованием малых жанров фольклора позволяют в сложный адаптационный период, побудить детей к двигательной активности — обыгрыванию сюжета с помощью пальцев рук, ног, мимики.
Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком, они забавляют детей, вызывают у них радость. Если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать себя раскрепощённо. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства.
При проведении пальчиковых и подвижных игр используются потешки: «Этот пальчик – дедушка», «Большие ноги шли по дороге», «Солнце», «Дождик» и другие.
* «Этот пальчик – дедушка»
Этот пальчик — дедушка,
этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик — папочка,
этот пальчик — мамочка,
А вот этот пальчик — я, вот и вся моя семья!
Известно, что в период адаптации, ребенок нередко из – за сильных эмоциональных переживаний отказывается от приема пищи.
Магия потешки способна не только отвлечь малыша, если он не хочет есть, но и накормить его кашей, которую он не очень любит. Рассказать потешку ласково, с улыбкой, а между делом подносить ложку ко рту. И вот уже ребенок хорошо кушает, не проявляя отрицательных эмоций. В процессе кормления используются потешки: «Травка – муравка», «Варись, варись кашка…»,«Умница, Катенька».
* «Умница, Катенька»
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую!
При подготовке детей ко сну напевно проговаривать:
* «Вот и люди спят»:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки, на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят – поспят, всему миру спать велят!
В спальне тихонечко напевать колыбельную «Засыпай»:
Баю, баюшки, баю,
Деток спать укладу.
Детки, глазки закрывайте,
Сладким сном засыпайте.
Потешка, рассказанная бодрым, веселым, ласковым голосом после сна, делает процесс пробуждения детей приятным, помогает проснуться, вызывая положительные эмоции:
* «Мы проснулись»:
Мы проснулись,
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись…
Здравствуй солнышко,
Колоколнышко
.или
Потягушка, потянись,
Поскорей, скорей проснись.
День настал давным-давно
и глядит в твое окно.
Создать и поддержать у ребенка положительное эмоциональное отношение, интерес
к бытовому процессу – умыванию, помогают прибаутки, потешки про умывание.
Они не только помогут сделать умывание приятным, но и будут стимулировать мышление, память, вызывать радостные эмоции.
В процессе умывания приговаривать потешки: «Ай, лады – лады, лады»,«Зайка начал умываться», «Водичка, водичка», «Кран откройся».
* «Ай, лады – лады, лады» *
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко.
или
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся
друг другу улыбаемся
* «Зайка начал умываться»
Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался,
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо.
Сделать процесс причесывания более приятным помогают потешки: «Петушок – петушок», «Расти коса». Они успокаивают ребенка, отвлекают, превращают его в игровой момент с позитивными эмоциями.
* «Петушок – петушок»
Петушок-петушок,
Подари мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
Слова малых фольклорных жанров волшебно действуют на ребенка сами по себе, а если их произносить ласковым нежным голосом — эффект усиливается вдвойне.
Анализируя, можно сделать вывод, что использование малых жанров
фольклорных произведений, наряду с другими факторами,
способствует психо — эмоциональному благополучию детей, помогает
им почувствовать себя комфортно и защищено,
что облегчает период адаптации, способствует их дальнейшему психическому развитию.
То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни.
Поэтому, так важно окружить детей теплом и наполнить их детство с первых дней настоящими сокровищами народной мудрости.
1. «Зайка начал умываться Видно в гости он собрался. Вымыл ротик Вымыл носик Вымыл ухо Вот и сухо.» | 2. «Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки глядели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!» |
3. «А у нас есть ложки Волшебные немножко. Вот — тарелка, вот — еда. Не осталось и следа.» | 4. «На моей тарелочке Рыженькая белочка, Чтоб она была видна, Все съедаю я до дна. Пей, дружок, томатный сок, Будешь строен и высок.» |
5. «Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ. Топ-топ по земле, Ведь земля-то наша. И для нас на ней растут Пироги да каша!» | 6. «Раз, два, три, четыре, пять — Собираемся гулять. Завязала Катеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Валенки-сапожки И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать» |
7. «Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу, Оба глаза! Мойтесь, уши, Мойся, шейка! Шейка, мойся Хорошенько! Мойся, мойся, Обливайся! Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» | 8. «Спи, усни, детка Андрюшенька. Все ласточки спят, Все касаточки спят, Нашему Андрюшеньке Спать велят.» |
9. «Баю, баю, баюшок, В огороде петушок. Песни громко поет, Ване спать не дает А ты, Ванечка, усни, Крепкий сон к тебе приди. Тебе спать - не гулять, Только глазки закрывать.» | 10. «На кота потягушки, На дитя порастушки, А в ручки хватушки, А в ножки ходушки, А в роток говорунок, А в голову разу мок!» |
11. «Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепко кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!» | 12. «Уж я косу заплету, Уж я русу заплету, Я плету, плету, плету, Приговариваю: «Ты расти, расти, коса — Всему городу краса» |
Литература:
1. «Воспитание и развитие детей раннего возраста» — Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова Н.М. и др. – М.: Просвещение, 1981.
2. «Адаптация ребенка в детском саду» — Заводчикова О.Г., М.:, Просвещение, 2007.
3. «Использование малых фольклорных форм» — Загрутдинова М., Гавриш Н., «Дошкольное воспитание», 1991 — № 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей».
Собрание, которое мы с напарницей проводили с родителями своей группы....
Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста
Фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяется успешностью его общего развития в дошкольный период детства, закладывается в раннем возрасте. На мой взгляд, необходимо возродить лучшие о...
Родительское собрание «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей»
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство.Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкр...
«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»
«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»...
Роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей 2-3 лет
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость, это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой о...
Консультация для родителей роль малых фольклорных жанров в развитии речи детей раннего возраста
laquo;РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»....
Роль эмоционального состояния ребенка в период адаптации
Главным расслабляющим средством для дошкольника в период адаптации является игра...