Пояснительная записка
материал (старшая группа)

Пашинина Инна Анатольевна

........

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_syuzh-rol.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район

Тема: «Сюжетно – ролевая игра как средство социализации дошкольника»

Из опыта работы творческой группы:

         

Замышляева И.М. – старший воспитатель МАДОУ № 34

Пашинина И.А. – воспитатель МАДОУ № 34

Оглавление

Пояснительная записка.        3

Актуальность.        3

Цель данного проекта        4

Задачи        4

Гипотеза        5

Предполагаемый результат        5

План реализации        6

I этап. Аналитический        8

II этап. Технологический        9

III этап. Внедренческий        10

IV этап.  Итоговый        10

Результативность внедрения педагогического проекта        10

Библиографический список        11

Приложения        12


Пояснительная записка.

Актуальность.

В результате проведенного анкетирования родителей МАДОУ № 34 выявлено, что  главной заботой родителей становятся не игрушки, не сказки и потешки, а подготовка дошкольника к будущему школьному обучению. И родители ищут такой детский сад, в котором как можно раньше и как можно больше учат. И воспитатели, охотно идут навстречу потребителю (т.е. родителю) и учат. Учат статично, не учитывая физиологические и психологические особенности ребенка – дошкольника, переносят модель школьного обучения в детский сад.

В результате система дошкольного воспитания всё более превращается в подготовительную ступень школьного обучения. А методы, используемые педагогами, отрицательно сказываются на здоровье детей.

Несмотря на прогрессивные и гуманистические концепции учёных, несмотря на политику дошкольного отдела Министерства образования и его призывы сохранить детство, страх перед будущим берёт своё и "готовность к школе" становится главной целью родителей.

Дело в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста (до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности. Знания и умения, приобретаемые в ситуации учебных занятий и не включенные в контекст жизненных интересов детей, не имеют для дошкольников личного смысла, а потому плохо усваиваются и не несут развивающего эффекта. Даже заучив какие-либо термины и формулировки, дети не понимают их и не могут использовать. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Анкетирование педагогов нашего дошкольного учреждения показало, что им легче провести занятие, дидактические игры, но испытывают затруднения в организации и проведении сюжетно – ролевых игр.  Воспитатели не придают должного внимания  игре, недооценивают ее влияние на развитие и становления личности дошкольника.  Типичным для молодых воспитателей является представление о спонтанном развитии сюжетно-ролевой игры как естественной, стихийной и самостоятельной деятельности дошкольников. Наблюдение за детьми  позволяет сказать, что сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста характеризуются низким, либо средним уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий; ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Дошкольники, не умеющие играть, не могут содержательно общаться, они не способны к совместной деятельности, не интересуются нуждами и проблемами сверстников. Нарастают проявления агрессивности, отчуждённости, враждебности к сверстникам

 В качестве главной причины педагоги  называют недостаток времени на игру, скудную предметно – развивающую среду,  недостаток опыта. Воспитателю комфортно, когда дети заняты спокойными видами деятельности, не шумят.  

Общеизвестно, что игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат.

Таким образом, актуальным для нашего дошкольного учреждения являются следующие проблемы:

  • Воспитатели испытывают затруднения в организации и проведении сюжетно – ролевых игр;
  • Воспитатели не видят значимости игры, не используют как основной вид деятельности;
  • Недостаточная оснащенность предметно-развивающей среды;
  •  Дети испытывают затруднения в развитии сюжетной  линии, в распределении ролей;
  • Дети не могут договариваться, уступать. Конфликты возникают по поводу затруднения в распределении ролей, выборе атрибутов, когда ребенок не хочет считаться с общезаданными  правилами или его не устраивает какой-либо участник игры;
  • У детей старшего возраста наблюдается снижение интереса к тематике игр.

Цель данного проекта:  повысить качество воспитательно-образовательного процесса посредством проведения сюжетно-ролевых игр;

Задачи

  • систематизировать  знания и умения педагогов по теме проекта;
  • оказать помощь в организации и проведении сюжетно-ролевых игр;
  • разработать сценарии сюжетно-ролевых игр на современную тематику;
  • развивать прогностические, коммуникативные, творческие  способности педагогов;
  • способствовать обогащению игровой среды в группах.

Гипотеза: осознание педагогами значимости сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте и использование ее в практике работы будет способствовать успешной  социализации ребенка и  формированию нравственно-ценного поведения;

Предполагаемый результат

  • обогащена предметно-игровая среда;
  • у детей старшего возраста сформирован интерес к сюжетно-ролевой игре, развиты игровые умения;
  • у детей сформировано умение взаимодействия  в коллективе, развиты  нравственные качества:

- отзывчивость;

- умение уступить, подождать;

- толерантное отношение к сверстникам и др.

  • пополнился методический банк разработками сюжетно-ролевых игр на современную тематику.

План реализации

I этап: аналитический

Цель: провести анализ условий реализации проекта

Задачи:

проанализировать:

  • развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста;
  • умения воспитателей организовать и развить сюжетно – ролевую игру;
  • отношение родителей к игровой деятельности ребенка;
  • предметно – развивающую среду групп (с точки зрения игровой деятельности).

Предполагаемый результат:

  1. Разработаны анкеты для родителей, воспитателей;
  2. Проведено анкетирование воспитателей, родителей, наблюдение за детьми в игровой деятельности;
  3. Проанализирован уровень развития игровых умений старших дошкольников, оснащенность игровой среды в группах;
  4. Выявлены затруднения воспитателей в организации и проведении сюжетно – ролевых игр.

II этап: технологический

Цель: повышение педагогического мастерства педагогов по проблеме развития игровой деятельности дошкольников.

Задачи:

  • провести методические мероприятия с педагогами по данной проблеме с учетом выявленных затруднений;
  • оказать помощь в организации предметно – игрового пространства;
  • пополнить методический банк данных перспективным планированием сюжетно – ролевых игр, их сценариями.

Предполагаемый результат:

  1. Подготовлены рекомендации по оснащению предметно – игровой среды;
  2. Проведены методические мероприятия с педагогами ДОУ  по организации и проведению сюжетно – ролевой среды;
  3. Разработаны сюжетно – ролевые игры   на современную тематику;
  4. Разработано перспективное планирование программных сюжетно – ролевых игр,  сценарии  игр;
  5. Создана предметно – игровая среда в соответствии с возрастом.

III этап: внедренческий

Цель: реализация проекта.

Задачи:

  • внедрить в практику работы дошкольного учреждения перспективное планирование сюжетно – ролевых игр;
  • использовать в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста игры на современную тематику.

Предполагаемый результат:

1. Воспитатели в работе используют методические разработки по сюжетно – ролевой игре.

IV этап: итоговый

Цель:  обобщение и пропаганда результатов.

Задачи:

  • провести анализ реализации проекта;
  • провести методические мероприятия с целью обмена опытом.

Предполагаемый результат:

  1. Проведен анализ развития игровых умений у дошкольников, умений воспитателей в организации и развитии сюжетно – ролевой игры.
  2. При положительной динамике проекта проведены методические мероприятия с целью обмена опытом.

I этап. Аналитический

Цель: провести анализ условий реализации проекта

Задачи:

проанализировать:

  • развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста;
  • умения воспитателей организовать и развить сюжетно – ролевую игру;
  • отношение родителей к игровой деятельности ребенка;
  • предметно – развивающую среду групп (с точки зрения игровой деятельности).

Направления работы

Сроки

Создание творческой группы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры.

Разработка плана работы творческой группы.

сентябрь 2013г.

Анализ методической литературы по теме: "Организация и развитие сюжетно-ролевой".

октябрь

2013г.

Разработка анкет для педагогов и родителей по теме проекта.

октябрь

 2013 г.

Анкетирование педагогов и родителей по теме проекта.

октябрь

2013г.

Наблюдение за детьми  в игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра).

ноябрь

2011 г.

Анализ предметно-развивающей среды в группах.

декабрь – январь

2013г.- 2014г.


II этап. Технологический

Цель: повышение педагогического мастерства педагогов по проблеме развития игровой деятельности дошкольников.

Задачи:

  • Провести методические мероприятия с педагогами по данной проблеме с учетом выявленных затруднений;
  • Оказать помощь в организации предметно – игрового пространства;
  • Пополнить методический банк данных перспективным планированием сюжетно – ролевых игр, их сценариями.

Направление работы

Сроки

Оформление рекомендаций по оснащению предметно-игровой среды.

февраль  2014 г.

Семинар – практикум « Организация и проведение сюжетно – ролевых игр»

ноябрь – декабрь 2014 г.

Обмен опытом работы Пашининой И.А. «Познавательное развитие дошкольников через игру»

январь 2014 г.

Консультация «Роль игры в нравственном воспитании ребенка»

февраль 2014 г.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников в сюжетно – ролевой игре»

март 2014 г.

Смотр – конкурс развивающей среды в группах для организации сюжетно – ролевых игр

март 2014 г.

Разработка сюжетно-ролевых игр на современную тематику.

январь  2014– май  2014

Разработка перспективного планирования и сценариев  программных сюжетно-ролевых игр

апрель – июль 2014г.


III этап. Внедренческий

Цель: реализация проекта.

Задачи:

  • внедрить в практику работы дошкольного учреждения перспективное планирование сюжетно – ролевых игр;
  • использовать в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста игры на современную тематику.

Направление работы

Сроки

Применение воспитателями ДОУ методических разработок по теме проекта

2014 – 2015 уч. год

IV этап.  Итоговый

Цель:  обобщение и пропаганда результатов.

Задачи:

  • провести анализ реализации проекта;
  • провести методические мероприятия с целью обмена опытом.

Направление работы

Сроки

Анализ результатов

Июнь 2015 г.

Организация мероприятий по обмену опытом: фестиваль педагогический идей с педагогами района по теме, методическое объединение, выступление в СМИ.

2014 – 2015 уч. год

Результативность внедрения педагогического проекта

В результате внедрения педагогического проекта в старших, подготовительных группах детского сада пополнилась предметно – развивающая среда  атрибутами к играм на современную тематику. Дети стали активными участниками сюжетно - ролевых игр ( в начале проекта – 30%, в конце – 75%).

Во время игрового взаимодействия дети дружелюбны, редко возникают конфликтные ситуации, в процессе решения которых дети выслушивают мнение друг друга, обращаются к взрослому за помощью; дети стали прислушиваться друг к другу, уступать, договариваться, идти на компромисс.

Воспитатели получили положительный опыт в практике организации и руководства игровой деятельностью дошкольников.


Библиографический список

  1. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. «Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников», М., 2009 г.
  2. Бондаренко А.К. «Воспитание детей в игре», М., 1983 г.
  3. Ткаченко И.В. «играю – значит интересно живу». М., Дрофа, 2008
  4. Карабанова О.А. «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет», М., Просвещение, 2010 г.

Приложения

  1. Приложение 1: «Подготовка и организация сюжетно-ролевых игр»
  2. Приложение 2: «Сценарии сюжетно-ролевых игр на современную тематику»
  3. Приложение 3: «Анкета для педагогов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию  перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...

Пояснительная записка на перспективное планирование недели «Яблочный Спас не пройдет без нас».

планирование составлено в целях духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Я...

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...

Пояснительная записка

В соответствии с «Положением о дошкольном учреждении и о группах с нарушениями речи», Программами дошкольных образо­вательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией...

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Пояснительная записка к теме: "Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста".

         С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, разви...