Пояснительная записка
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район
Тема: «Сюжетно – ролевая игра как средство социализации дошкольника»
Из опыта работы творческой группы:
Замышляева И.М. – старший воспитатель МАДОУ № 34
Пашинина И.А. – воспитатель МАДОУ № 34
Оглавление
Результативность внедрения педагогического проекта 10
Пояснительная записка.
Актуальность.
В результате проведенного анкетирования родителей МАДОУ № 34 выявлено, что главной заботой родителей становятся не игрушки, не сказки и потешки, а подготовка дошкольника к будущему школьному обучению. И родители ищут такой детский сад, в котором как можно раньше и как можно больше учат. И воспитатели, охотно идут навстречу потребителю (т.е. родителю) и учат. Учат статично, не учитывая физиологические и психологические особенности ребенка – дошкольника, переносят модель школьного обучения в детский сад.
В результате система дошкольного воспитания всё более превращается в подготовительную ступень школьного обучения. А методы, используемые педагогами, отрицательно сказываются на здоровье детей.
Несмотря на прогрессивные и гуманистические концепции учёных, несмотря на политику дошкольного отдела Министерства образования и его призывы сохранить детство, страх перед будущим берёт своё и "готовность к школе" становится главной целью родителей.
Дело в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольного возраста (до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности. Знания и умения, приобретаемые в ситуации учебных занятий и не включенные в контекст жизненных интересов детей, не имеют для дошкольников личного смысла, а потому плохо усваиваются и не несут развивающего эффекта. Даже заучив какие-либо термины и формулировки, дети не понимают их и не могут использовать. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Анкетирование педагогов нашего дошкольного учреждения показало, что им легче провести занятие, дидактические игры, но испытывают затруднения в организации и проведении сюжетно – ролевых игр. Воспитатели не придают должного внимания игре, недооценивают ее влияние на развитие и становления личности дошкольника. Типичным для молодых воспитателей является представление о спонтанном развитии сюжетно-ролевой игры как естественной, стихийной и самостоятельной деятельности дошкольников. Наблюдение за детьми позволяет сказать, что сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста характеризуются низким, либо средним уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий; ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Дошкольники, не умеющие играть, не могут содержательно общаться, они не способны к совместной деятельности, не интересуются нуждами и проблемами сверстников. Нарастают проявления агрессивности, отчуждённости, враждебности к сверстникам
В качестве главной причины педагоги называют недостаток времени на игру, скудную предметно – развивающую среду, недостаток опыта. Воспитателю комфортно, когда дети заняты спокойными видами деятельности, не шумят.
Общеизвестно, что игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат.
Таким образом, актуальным для нашего дошкольного учреждения являются следующие проблемы:
- Воспитатели испытывают затруднения в организации и проведении сюжетно – ролевых игр;
- Воспитатели не видят значимости игры, не используют как основной вид деятельности;
- Недостаточная оснащенность предметно-развивающей среды;
- Дети испытывают затруднения в развитии сюжетной линии, в распределении ролей;
- Дети не могут договариваться, уступать. Конфликты возникают по поводу затруднения в распределении ролей, выборе атрибутов, когда ребенок не хочет считаться с общезаданными правилами или его не устраивает какой-либо участник игры;
- У детей старшего возраста наблюдается снижение интереса к тематике игр.
Цель данного проекта: повысить качество воспитательно-образовательного процесса посредством проведения сюжетно-ролевых игр;
Задачи
- систематизировать знания и умения педагогов по теме проекта;
- оказать помощь в организации и проведении сюжетно-ролевых игр;
- разработать сценарии сюжетно-ролевых игр на современную тематику;
- развивать прогностические, коммуникативные, творческие способности педагогов;
- способствовать обогащению игровой среды в группах.
Гипотеза: осознание педагогами значимости сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте и использование ее в практике работы будет способствовать успешной социализации ребенка и формированию нравственно-ценного поведения;
Предполагаемый результат
- обогащена предметно-игровая среда;
- у детей старшего возраста сформирован интерес к сюжетно-ролевой игре, развиты игровые умения;
- у детей сформировано умение взаимодействия в коллективе, развиты нравственные качества:
- отзывчивость;
- умение уступить, подождать;
- толерантное отношение к сверстникам и др.
- пополнился методический банк разработками сюжетно-ролевых игр на современную тематику.
План реализации
I этап: аналитический
Цель: провести анализ условий реализации проекта
Задачи:
проанализировать:
- развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста;
- умения воспитателей организовать и развить сюжетно – ролевую игру;
- отношение родителей к игровой деятельности ребенка;
- предметно – развивающую среду групп (с точки зрения игровой деятельности).
Предполагаемый результат:
- Разработаны анкеты для родителей, воспитателей;
- Проведено анкетирование воспитателей, родителей, наблюдение за детьми в игровой деятельности;
- Проанализирован уровень развития игровых умений старших дошкольников, оснащенность игровой среды в группах;
- Выявлены затруднения воспитателей в организации и проведении сюжетно – ролевых игр.
II этап: технологический
Цель: повышение педагогического мастерства педагогов по проблеме развития игровой деятельности дошкольников.
Задачи:
- провести методические мероприятия с педагогами по данной проблеме с учетом выявленных затруднений;
- оказать помощь в организации предметно – игрового пространства;
- пополнить методический банк данных перспективным планированием сюжетно – ролевых игр, их сценариями.
Предполагаемый результат:
- Подготовлены рекомендации по оснащению предметно – игровой среды;
- Проведены методические мероприятия с педагогами ДОУ по организации и проведению сюжетно – ролевой среды;
- Разработаны сюжетно – ролевые игры на современную тематику;
- Разработано перспективное планирование программных сюжетно – ролевых игр, сценарии игр;
- Создана предметно – игровая среда в соответствии с возрастом.
III этап: внедренческий
Цель: реализация проекта.
Задачи:
- внедрить в практику работы дошкольного учреждения перспективное планирование сюжетно – ролевых игр;
- использовать в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста игры на современную тематику.
Предполагаемый результат:
1. Воспитатели в работе используют методические разработки по сюжетно – ролевой игре.
IV этап: итоговый
Цель: обобщение и пропаганда результатов.
Задачи:
- провести анализ реализации проекта;
- провести методические мероприятия с целью обмена опытом.
Предполагаемый результат:
- Проведен анализ развития игровых умений у дошкольников, умений воспитателей в организации и развитии сюжетно – ролевой игры.
- При положительной динамике проекта проведены методические мероприятия с целью обмена опытом.
I этап. Аналитический
Цель: провести анализ условий реализации проекта
Задачи:
проанализировать:
- развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста;
- умения воспитателей организовать и развить сюжетно – ролевую игру;
- отношение родителей к игровой деятельности ребенка;
- предметно – развивающую среду групп (с точки зрения игровой деятельности).
№ | Направления работы | Сроки |
Создание творческой группы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры. Разработка плана работы творческой группы. | сентябрь 2013г. | |
Анализ методической литературы по теме: "Организация и развитие сюжетно-ролевой". | октябрь 2013г. | |
Разработка анкет для педагогов и родителей по теме проекта. | октябрь 2013 г. | |
Анкетирование педагогов и родителей по теме проекта. | октябрь 2013г. | |
Наблюдение за детьми в игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра). | ноябрь 2011 г. | |
Анализ предметно-развивающей среды в группах. | декабрь – январь 2013г.- 2014г. |
II этап. Технологический
Цель: повышение педагогического мастерства педагогов по проблеме развития игровой деятельности дошкольников.
Задачи:
- Провести методические мероприятия с педагогами по данной проблеме с учетом выявленных затруднений;
- Оказать помощь в организации предметно – игрового пространства;
- Пополнить методический банк данных перспективным планированием сюжетно – ролевых игр, их сценариями.
№ | Направление работы | Сроки |
Оформление рекомендаций по оснащению предметно-игровой среды. | февраль 2014 г. | |
Семинар – практикум « Организация и проведение сюжетно – ролевых игр» | ноябрь – декабрь 2014 г. | |
Обмен опытом работы Пашининой И.А. «Познавательное развитие дошкольников через игру» | январь 2014 г. | |
Консультация «Роль игры в нравственном воспитании ребенка» | февраль 2014 г. | |
Развитие коммуникативных навыков дошкольников в сюжетно – ролевой игре» | март 2014 г. | |
Смотр – конкурс развивающей среды в группах для организации сюжетно – ролевых игр | март 2014 г. | |
Разработка сюжетно-ролевых игр на современную тематику. | январь 2014– май 2014 | |
Разработка перспективного планирования и сценариев программных сюжетно-ролевых игр | апрель – июль 2014г. |
III этап. Внедренческий
Цель: реализация проекта.
Задачи:
- внедрить в практику работы дошкольного учреждения перспективное планирование сюжетно – ролевых игр;
- использовать в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста игры на современную тематику.
№ | Направление работы | Сроки |
Применение воспитателями ДОУ методических разработок по теме проекта | 2014 – 2015 уч. год |
IV этап. Итоговый
Цель: обобщение и пропаганда результатов.
Задачи:
- провести анализ реализации проекта;
- провести методические мероприятия с целью обмена опытом.
№ | Направление работы | Сроки |
Анализ результатов | Июнь 2015 г. | |
Организация мероприятий по обмену опытом: фестиваль педагогический идей с педагогами района по теме, методическое объединение, выступление в СМИ. | 2014 – 2015 уч. год |
Результативность внедрения педагогического проекта
В результате внедрения педагогического проекта в старших, подготовительных группах детского сада пополнилась предметно – развивающая среда атрибутами к играм на современную тематику. Дети стали активными участниками сюжетно - ролевых игр ( в начале проекта – 30%, в конце – 75%).
Во время игрового взаимодействия дети дружелюбны, редко возникают конфликтные ситуации, в процессе решения которых дети выслушивают мнение друг друга, обращаются к взрослому за помощью; дети стали прислушиваться друг к другу, уступать, договариваться, идти на компромисс.
Воспитатели получили положительный опыт в практике организации и руководства игровой деятельностью дошкольников.
Библиографический список
- Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. «Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников», М., 2009 г.
- Бондаренко А.К. «Воспитание детей в игре», М., 1983 г.
- Ткаченко И.В. «играю – значит интересно живу». М., Дрофа, 2008
- Карабанова О.А. «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет», М., Просвещение, 2010 г.
Приложения
- Приложение 1: «Подготовка и организация сюжетно-ролевых игр»
- Приложение 2: «Сценарии сюжетно-ролевых игр на современную тематику»
- Приложение 3: «Анкета для педагогов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.
Целью и побудительным мотивом к созданию перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...
Пояснительная записка на перспективное планирование недели «Яблочный Спас не пройдет без нас».
планирование составлено в целях духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Я...
Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.
Целью и побудительным мотивом к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...
Пояснительная записка
В соответствии с «Положением о дошкольном учреждении и о группах с нарушениями речи», Программами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией...
Пояснительная записка к планированию занятий в детской студии изобразительного искусства с использованием нетрадиционных изобразительных техник.
Пояснительная записка к планированию занятий в изобразительной студии....
Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".
«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...
Пояснительная записка к теме: "Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста".
С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, разви...