Классный час "Учимся терпимости"
план-конспект занятия
Классный час был проведен для формирование у обучающихся знаний об определенных нравственных качествах человека – терпение и терпимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Учимся терпимости" | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Учимся терпимости»
Цели:
- Формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;
- Учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;
- Развивать навыки разрешения конфликтов.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово воспитателя.
Воспитатель. Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.
– Почему нужно быть терпимыми?
– Что вы понимаете под словом терпимость?
Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
– Как поступает терпимый человек?
Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, одногрупниками должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.
– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.
tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
2. Работа в группе.
Воспитатель. Придумайте и нарисуйте символ толерантности.
– Можно ли жить мирно и не ссориться?
– Как это сделать?
Да, нужно проявлять уважение к одногрупнику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.
Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.
– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?
– Какие нормы поведения в классе считают толерантными?
Верно. А теперь давайте их прочитаем вслух:
- Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам, одногрупникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.
- Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
- Не делай другому того, от чего больно тебе.
- В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
- Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
- Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
- Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
- Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.
3. Проведение круглого стола на тему «Толерантность».
- Группы берут по одному из вышеприведённых высказываний в качестве заголовка и составляют речь объёмом 7 предложений.
- Для своих одноклассников группы готовят 3 вопроса на тему «Толерантность в группе».
Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
Перепишите конец сказки.
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.
Три результата конфликта
1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.
2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.
3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию.
5. Творческая работа.
Инсценируйте известную сказку. Обсудите между собой и изобразите решения конфликта, отличные от того, что в сказке.
Группа 1 – Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка».
Группа 2 – русская народная сказка «Маша и медведь».
– Какие из этих решений относятся к типу «победа — победа», «победа — поражение» и «поражение — поражение»?
– Кто виноват в конфликте?
– Кто явился инициатором конфликта?
– На каком этапе его можно было избежать?
– Какие бывают конфликты?
Конфликты бывают разрушающие и конструктивные. При правильном обращении он может быть полезен — приводит к изменениям. При неправильном — приводит к обиде, непониманию и даже к насилию.
6. Итог: Игра «Поприветствуем друг друга»
- сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
- потереться носами (Новая Зеландия);
- пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
- крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
- показать язык (Тибет);
- очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
7. Толерантная семья
Все мы – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наш класс, наша школа, наша страна стали планетой Толерантности. Затем ваши пожелания прикрепите на нашу модель Планеты Толерантности.
Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!
Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!(3 р.)
В моей семье
- все терпимые и терпеливые; здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга; окружающие друг друга заботой; внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга; успешные, независимые, счастливые.
- все терпимые и терпеливые;
- здоровые, добрые, любящие;
- уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга; окружающие друг друга заботой;
- внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
- успешные, независимые, счастливые.
Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю
Планеты Толерантность
Рефлексия: Дети, думаю, что после этого мероприятия в нашем классе не будут возникать конфликты, но даже если вдруг они появятся, мы сможем справиться с этой проблемой. Кто согласен со мной, станьте в тесный круг, обняв одного соседа за плечо, а другого за талию. Эти жесты означают: «У меня всегда есть поддержка одноклассника, и я сам, в любой момент, могу оказать поддержку нуждающемуся»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание терпимости у дошкольников
Данный материал поможет разобраться воспитателю в таких вопросах, как помочь сформировать сознание ребенка к данной проблеме. Поможет воспитателю проанализировать поведение и предрасположенность каждо...
Формирование у старших дошкольников терпимого отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
Данная работа посвящена актуальной проблеме - вопросу формирования у старших дошкольников таких важных социальных качеств, как умение позитивно взаимодействовать со сверстниками с ограниченными ...
Доклад "Влияние массовой культуры на терпимое отношение к курению"
Доклад был подготовлен для семинара "Зависимость:пути преодоления", проводившегося в УрГПУ в 2010 году. К докладу прилагается презентация...
«Воспитание терпимого толерантного и нетерпимого отношения педагога к детям»
Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность - основополагающим принципом морали....
Общее родительское собрание "Воспитание милосердия, терпимости, взаимопонимания в семье и детском саду"
Воспитание толератного отношение к друг другу, взоимопонимания и уважения к старшим было актуально во все времена развития человечества. "Если я знаю, что такое любовь, то только благодаря тебе". Эти ...
" Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям".
О важности и значимости терпения и терпимости в педагогическом процессе....
Выступление классного руководителя не тему:" Работа начинающего классного руководителя"
В данном выступлении описаны трудности с которыми сталкивается начинающий свою работу классный руководитель, а так же правила которым нужно придерживаться начинающему классному руководителю. в в...