Доклад "Влияние массовой культуры на терпимое отношение к курению"
статья по теме
Доклад был подготовлен для семинара "Зависимость:пути преодоления", проводившегося в УрГПУ в 2010 году. К докладу прилагается презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 33.5 КБ |
vliyanie_massovoy_kultury_na_terpimoe_otnoshenie_k_kureniyu.pptx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Влияние массовой культуры на терпимое отношение к курению
Только ленивый не слышал о проблеме курения. О ней много писали, много говорили. Эта тема обсуждается как на интернет-форумах, так и в высших политических кругах. Однако, армия курильщиков ежедневно пополняется всё новыми и новыми «рабами никотина».
Во многом, культ курения в нашей стране развит благодаря массовой культуре, давления которой мы не осознаём, но остро чувствуем и часто наблюдаем на протяжении всей нашей жизни, начиная от раннего детства и заканчивая довольно зрелым возрастом. Да и за примерами долго ходить не надо. Любимые герои советских мультфильмов довольно часто мелькают на экране с сигаретами и курительными трубками, однако в нашей стране советские мульфильмы любят, считают хорошим подспорьем для воспитания подрастающих маленьких Россиян, совершенно не задумываясь о том, что кроме положительных качеств в личности ребёнка эти герои могут воспитать и терпимое отношение к курению.
Заметим, что не только наши мультфильмы славятся пристрастием к демонстрации сцен курения. Западные, уже не раз обруганные нашими психологами мультфильмы тоже далеко не ушли. Сцена курения молодой женщиной трубки явное тому подтверждение.
Хотелось бы процитировать женщин, участниц одного из интернет-форумов, который пропагандирует курение: «Мне кажется что нельзя убирать сцены с курением так как это образ героя, а сигарета это тонкое добавление к персонажу», «Лана, полностью вас поддерживаю! И вообще я думаю вряд ли маленькие дети, увидев курящих героев мультфильма ,захотят попробовать! У детей до 10 лет же даже в сознании такого нет!»
Вот это наглядное мнение общественности, которое поистине пугает. Но, прошу заметить, что не всё так плохо. Например, Турецкий верховный совет по телевидению и радиовещанию оштрафовал частный телеканал TV8 за показ мультфильма о приключениях Тантана, сообщает 17 февраля 2010 года AFP. Поводом для претензий надзорного органа стало то, что отрицательные персонажи мультфильма курили на экране. Сумма штрафа составила 50 тысяч турецких лир (более 32 тысяч долларов). Так что есть куда стремиться.
За рубежом скопилось довольно много статистики по рекламе табачных изделий в кино. Что же касается России, то статистики такой нет. Однако, все мы смотрели фильмы о ВОВ. Полвека назад курение на войне было вещью еще более обыденной, чем "боевые 100 грамм". Солдаты, ежедневно ходившие рука об руку со смертью, могли себе позволить не обращать внимания на такую мелочь, как вред от курения. Да и после войны нации, потерявшей только убитыми свыше 20 миллионов человек, не до этого было. Более того, курение считалось неким символом доблести, современным языком выражаясь - "крутости". Это нашло отражение практически во всех в фильмах военной и послевоенной поры, причем режиссеры не придумывали каких-то искусственных ситуаций, они брали их из жизни. Герой фильма "Подвиг разведчика" 1947 года в исполнении Павла Кадочникова, который в свое время был гораздо популярнее заядлого курильщика Штирлица, изобретал "свежие решения" в результате напряженных раздумий с сигаретой в зубах. . Героическая троица летчиков Булочкин - Туча - Кайсаров из картины "Небесный тихоход" (1945 год) отводила курению немалую долю своего времени. В фильме есть сцена, где в течение полутора минут они с шиком проходят с сигаретами в зубах мимо строя дам, а затем каждый из них показан крупным планом. При этом они еще умудряются петь: "Мы парни бравые, бравые, бравые..."
Курение было постоянным спутником большинства фильмов, посвященных людям "огненных сороковых". При решении любых проблем персонаж почти автоматически закуривал папиросу. Это касалось как положительных, так и отрицательных героев, как мужчин, так и женщин.
Когда какой-либо товар выходит на рынок, реклама необходима ему, но нам, зрителям, она часто надоедает, а кино, тем более хорошее и любимое, как рекламоноситель, лишено этого недостатка.
В конце 1999 года одной из самых известных в России компаний, специализирующейся на проведении различных маркетинговых исследований, было изучено влияние на аудиторию различных видов рекламы сигарет. Приведем небольшую цитату:
"Несмотря, на то, что реклама табачных изделий на ТВ официально запрещена в России с 1995 года, доля упоминаний такой рекламы составляет 7% от общего числа упоминаний. Этот факт психологически объясняется хорошей зрительной памятью на телевизионную рекламу у потребителей. Такую же долю (7%) составляет реклама в печатных СМИ, преимущественно это реклама с объявлениями о розыгрыше различных призов среди курильщиков той или иной марки…"
Ещё одной формой «рекламирования курения» можно считать песни. Например «так грустно, что хочется курить» поет Анжелика Варум, или «на палубе матросы курили папиросы» - группа «Моральный кодекс», так же Гарик Сукачёв с песней «Моя бабушка курит трубку», ещё «мы сидели и курили» группа «Сплин» и Земфира «Курить, значит будем дольше жить», Елена Ваенга «Снова курю, мама».
Вся эта реклама, все эти упоминания о сигарете, как о возможности снять стресс, успокоить нервы, подумать, вызывает у молодых людей неверные, возможно романтические представления о курении, а значит терпимое к нему отношение. Однако, мне кажется, что у детей и подростков нужно воспитывать абсолютную неприязнь и непонимание нужности этой привычки.
Напоследок хотелось бы добавить, что «по представлению Генеральной прокуратуры Роскультура включила ряд ограничений в условия государственных контрактов. То есть хочешь получить деньги на свой новый фильм или спектакль - думай о том, чтобы твои герои изображали серьезную интеллектуальную работу без сигареты» - говорит нам «Независимая газета» от 21 Августа 2007. Будем надеяться, что запрет на рекламу табакокурения в российском кино будет работать и что герои нашего нового времени хотя бы на экране бросят курить.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мне кажется что нельзя убирать сцены с курением так как это образ героя, а сигарета это тонкое добавление к персонажу», «Лана, полностью вас поддерживаю! И вообще я думаю вряд ли маленькие дети, увидев курящих героев мультфильма ,захотят попробовать! У детей до 10 лет же даже в сознании такого нет!»
«Подвиг разведчика»
«Небесный тихоход»
"Несмотря, на то, что реклама табачных изделий на ТВ официально запрещена в России с 1995 года, доля упоминаний такой рекламы составляет 7% от общего числа упоминаний. Этот факт психологически объясняется хорошей зрительной памятью на телевизионную рекламу у потребителей. Такую же долю (7%) составляет реклама в печатных СМИ, преимущественно это реклама с объявлениями о розыгрыше различных призов среди курильщиков той или иной марки…"
«так грустно, что хочется курить»
«на палубе матросы курили папиросы»
«Моя бабушка курит трубку»
«мы сидели и курили»
«Курить, значит будем дольше жить»
«Снова курю, мама»
«по представлению Генеральной прокуратуры Роскультура включила ряд ограничений в условия государственных контрактов. То есть хочешь получить деньги на свой новый фильм или спектакль - думай о том, чтобы твои герои изображали серьезную интеллектуальную работу без сигареты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура деятельности. Бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам.
спасибо за внимание)...
Формирование у старших дошкольников терпимого отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
Данная работа посвящена актуальной проблеме - вопросу формирования у старших дошкольников таких важных социальных качеств, как умение позитивно взаимодействовать со сверстниками с ограниченными ...
" Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям".
О важности и значимости терпения и терпимости в педагогическом процессе....
Конспект практической части семинара «Формирование правовой культуры участников образовательных отношений в логике ФГОС ДО», литературной станции "По страницам детских книг"
В 2014 году принимала участие в городском семинаре «Формирование правовой культуры участников образовательных отношений в ...
Культура деятельности; бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе.
Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве...
Детскость (инфантилизм) как свойство современной массовой культуры
В самом общем виде детскость – это то, что осталось во взрослом человеке от ребенка....
Влияние массовой культуры на детей дошкольного возраста
Краткое эссе про то,как СМИ влияют на детей дошкольного возраста....