Формирование у старших дошкольников терпимого отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по теме
Данная работа посвящена актуальной проблеме - вопросу формирования у старших дошкольников таких важных социальных качеств, как умение позитивно взаимодействовать со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья, находить выходы из конфликтных ситуаций, достигать своих целей, не причиняя ущерба другим людям. Предлагаемый материал определяет цель, задачи, формы и методы работы со старшими дошкольниками по формированию у них терпимого отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Содержание материала направленно на формирование представлений о том, что ценность человека не зависит от его достижений и возможностей, на развитие в детях выдержки, терпения, безусловного принятия другого человека. Способствует развитию гуманной личности ребёнка, формированию его нравственных ценностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование у старших дошкольников
терпимого, толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья
Шабалина Анжелика Алексеевна
воспитатель первой категории
г .Северодвинск
Одной из главных задач на современном этапе развития образования является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные мыслители всегда выделяли права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что обычно в работах зарубежных и отечественных учёных определяется термином «толерантность». Согласно декларации ЮНЕСКО 1994г «…рассмотрение ценностных категорий, особенно толерантности, должно происходить на всех возрастных этапах образовательного процесса. Толерантность нужно ввести во все межличностные отношения в процессе обучения и воспитания». Начинать эту работу необходимо уже в дошкольных учреждениях.
К великому сожалению, наряду с проблемой терпимого отношения к окружающим, существует проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поэтому формирование у старших дошкольников толерантного и терпимого отношения к таким сверстникам является одной из главных задач нравственного воспитания на современном этапе, ведь отношение к этим детям часто бывает пренебрежительным или безразличным, ровесники порой не умеют общаться, играть, участвовать с ними в совместной деятельности. Именно в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, оказывать им действенную помощь, сочувствовать, разделять с ними радость, печаль и другие чувства.
Необходимость этой работы обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями старших дошкольников. С одной стороны, им присущи активность, любознательность, инициативность, а с другой стороны, слабо развитая произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, эгоцентричность. Более того, в старшем дошкольном возрасте начинают отчётливо проявляться негативные явления, которые относятся к разряду нетерпимости: агрессивность, конфликтность, насмешки, угрозы, запугивание, изгнание, отчуждение, бойкот, превосходство над другими, стремление утвердиться любыми способами, что приводит к нежелательным поступкам по отношению к сверстникам, особенно с ОВЗ. Таким образом, мы видим, что формирование терпимого отношения у дошкольников к ровесникам затруднено в силу возрастных особенностей и ограничено опытом детей.
Что же должен делать педагог, чтобы стимулировать развитие терпимого отношения к сверстникам с ОВЗ?
Во-первых, он должен вести работу по преодолению агрессивности и конфликтности детей, если таковые имеют место быть.
Во-вторых, организовывать взаимодействие и сотрудничество детей, правильно объединяя дошкольников для игры, занятий, выполнения трудовых поручений и т.д., учитывая принцип равенства позиции в общении.
В-третьих, повышать чувствительность к ситуациям и состояниям сверстников с ОВЗ, воспитывать умение принимать их такими, какие они есть, развивать понимание партнеров по взаимодействию, терпение к ним.
В-четвертых, использовать любые стихийно возникающие моменты для оказания действенной помощи ровеснику, целенаправленно создавать проблемные ситуации, стимулируя активность детей на позитивный выход из них.
Все сказанное ранее дает нам возможность осознанно подойти к проблеме целенаправленного формирования у дошкольников проявлений терпимости к сверстникам с ОВЗ. Основной акцент нужно сделать на проведение непосредственно организованной деятельности с детьми. Но при этом имеются в виду как совместная деятельность педагога с детьми, так и самостоятельная деятельность дошкольников.
Какие же задачи мы будем решать в ходе формирования у старших дошкольников способности проявлять терпимое отношение к сверстникам с ОВЗ?
Во-первых, необходимо формировать представление о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Во-вторых, необходимо учить детей занимать различные позиции во взаимодействии, они должны научиться как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных.
В-третьих, терпимое отношение возможно только на основе проявлений дружелюбия, симпатии, умения замечать состояния другого человека, позитивно разрешать конфликты.
В-четвертых, ребенок должен научиться выдержке и терпению.
В-пятых, большое значение приобретает развитие у дошкольников эмпатии (сопереживания), сочувствия, содействия.
В-шестых, он должен освоить элементарные навыки принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.
Эти задачи обусловили выбор тематики непосредственно организованной деятельности дошкольников и разработку технологии проведения. На основе экспериментальных данных были выделены следующие циклы непосредственно организованной деятельности (НОД):
- «Я и окружающие меня люди»
- «Руководство-подчинение-равенство»
- «Дружелюбие-враждебность»
- «Выдержка-невыдержанность»
- «Терпение-нетерпение»
- «Симпатия-антипатия»
- «Содействие-сорадость» (отношение к животным)
- «Содействие-сорадость» (отношение к природе)
- «Содействие-сорадость» (отношение к людям)
- «Принятие-непринятие»
По каждой теме предусматривается по 3-4 НОД для детей старшего дошкольного возраста.
Цикл «Я и окружающие меня люди» формирует у ребёнка представление о ценности каждого человека.
Цикл «Руководство-подчинение-равенство» формирует у дошкольника представление о позиционности взаимодействия.
Циклы «Выдержка-невыдержанность», «Терпение-нетерпение» развивают основы психологической толерантности во взаимодействии. Внимание уделяется формированию собственно терпимости, в основе которой лежит эмпатия и принятие другого человека.
Цикл «Симпатия-антипатия» решает задачу дифференциации отношений на эмоциональном уровне.
Центральный цикл НОД «Содействие–сорадость» посвящен собственно эмпатии, которая выступает в трёх формах: сопереживание, сочувствие, содействие. Важен завершающий этап, который побуждает ребенка к активному «действию-содействию». Данный цикл необходимо соотнести с категорией «сорадость».
Последний цикл «Принятие-непринятие» является самым сложным для усвоения дошкольниками. Он учит детей тому, что даже в отрицательных героях присутствуют положительные черты, что нельзя судить о человеке только по внешним данным, ведь даже болотная лягушка может оказаться прекрасной царевной, ломает стереотипы в восприятии других людей.
При проведении НОД следует придерживаться следующих принципов:
- Принцип контраста (разные позиции взаимодействия, но в выгодном свете представить позитивные позиции);
- Принцип задействования всех сфер жизнедеятельности (опора на личный опыт, на сенсорном уровне, на эмоциональном, на поведенческом);
- Принцип опосредования (прежде чем перейти к реальным переживаниям, ребенок сначала переживает через анализ сказок, рассказов, стихотворений, картинок, символов);
- Принцип моделирования жизненных ситуаций (разыгрывание ситуаций как с позитивным, так и с негативным содержанием, но в случае агрессивного исхода детям предлагается поступить иначе).
Каждый цикл включает в себя три блока:
- Формирование представлений о том или ином личностном качестве с использованием сказок, рассказов, картинок, масок, стихотворений, схематических поз, опыта детей.
- Закрепление таких представлений с помощью ассоциаций, т.е. актуализация ощущений того, что в принципе ощутить нельзя (Какого цвета терпение? Как оно звучит? Как пахнет? Какое на ощупь?) выражение в творчестве – в рисовании, лепке, аппликации или другой абстрактной форме.
- Эмоциональное переживание определенных состояний и выражение их в поведении через моделирование ситуаций. В ряде случаев особое внимание уделяется умению выходить из конфликтных ситуаций, взаимодействовать на равных, оказывать действенную помощь ровесникам.
Результаты проведённой работы показали, что данные циклы НОД имеют большое значение для формирования у подрастающего поколения таких важных социальных качеств, как умение позитивно взаимодействовать с ровесниками, имеющими ОВЗ, оказывать им действенную помощь, ориентироваться на их огорчения и затруднения, достигать своих целей, не причиняя им ущерба. Содержание НОД направлено на формирование у дошкольников представлений о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, на развитие выдержки, терпения, безусловного принятия другого человека, т.е. тех личностных качеств, которые составляют основу терпимого, толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ, и создают условия для развития гуманной личности ребёнка.
Формирование у детей дошкольного возраста терпимого отношения к сверстникам с ОВЗ будет в том случае успешным, если педагог обладает этим качеством. В противном случае он может проводить с детьми специальные занятия по развитию терпимости, но эффективность его деятельности будет ниже, чем у педагога, который сам способен демонстрировать образцы терпимости и гибкости поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....
Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»
Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встре...
«Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья»
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Направления формирования толерантности в детском саду, формы работы по формированию толерантности у дошкольников, методические приемы...
Особенности музыкального развития нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья
Возрастные особенности музыкального развития детей...
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
laquo;Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».Антуан де Сент-Экзюпери...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
В статье акцентируется внимание на необходимости воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – логопатам. Рас...