«Воспитание терпимого толерантного и нетерпимого отношения педагога к детям»
учебно-методический материал по теме
Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность - основополагающим принципом морали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhambaltarova_nadezhda_ignatevna.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Жамбалтарова Надежда Игнатьевна, воспитатель МАДОУ детский сад №8 «Аюна», город Кяхта, республика Бурятия.
Тема «Воспитание терпимого толерантного и нетерпимого отношения педагога к детям»
Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность - основополагающим принципом морали. Это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное противостояние добра и зла помогает нам сделать выбор в пользу того или другого. Обстоятельства заставляют совершать поступки, определяющие наши качества.
Мы, педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина. Можно продолжать этот список высказываний о роли, о душевной взаимосвязи взрослого и ребенка. «Что посеешь, то и пожнешь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «От плохого семени, не жди доброго племени» и т.д. Поэтому нам взрослым, нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде, чем воспитывать детей.
Характер адаптации ребенка к дошкольному учреждению зависит от ряда факторов: от глубины привязанности ребенка к матери и другим членам семьи, имеющегося опыта поведения в незнакомых ситуациях и многого другого. Но основная роль принадлежит педагогу. От того, насколько он сумеет принять ребенка таким, каков он есть, проявить терпение к его слабостям и недостаткам, сохранив при этом разумный баланс между требовательностью и любовью, зависит его психологическое благополучие. Поэтому особую актуальность во взаимодействии с дошкольником, имеет такое качество взрослого как терпимость.
Под толерантностью следует понимать такое свойство личности, в котором выражается отношение к миру в целом, в том числе к другим людям и к самому себе. Она проявляется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований и т.д.
Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. Любой педагог в разных ситуациях может проявлять и снисхождение, уступчивость, отстраненность. Можно выделить педагогов с терпеливым отношением: «Миролюбец», «Альтруист», «Черепаха Тортилла», толерантным: «Сноб», «Стоик», «Золушка» и нетерпимым «Диктатор», «Снежная королева», «Боец».
Основой содержания формирования толерантного сознания должно стать следующее:
1.Формирование представлений ребенка о себе, как уникальной, самоценной неповторимой личности.
2. Развитие представлений ребенка о других людях, выделение сходства и различий.
3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.)
4. Воспитание активной жизненной позиции на основе:
- Осознание ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;
- Осознание своих возможностей, формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
- Осознание своих достоинств и недостатков, проявления критичности;
- Осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
- Формирование умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других;
- Определения вместе с детьми правил человеческого общежития (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «традиция», «требования»)
Лучшее воспитание - это воспитание на основе добра, на основе искренних человеческих отношений. Известный педагог Ш. Амонашвили говорил: «Воспитатель - это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека». Воспитывая детей, мы, вместе с родителями создаем будущее нашей страны. Каждый ребенок требует добра, участия, ласки. Если этого нет, если нет чуткости и сострадания, если нет толерантного терпимого отношения к детям, если человек растет в обстановке равнодушия, бессердечности, юное сердце становится равнодушным в нем нет чуткости и терпимости. Убежденность в том, что ребенка необходимо любить всем сердцем, что общение должно вселять им радость, оптимизм.
Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя. Недаром такие верные слова сказал Антуан де Сент Экзюпери: «Зорко только сердце». Научим сердце ребенка гореть – и рядом с ним будет тепло каждому. Вряд ли мы найдем хотя бы еще одно слово, у которого так много эпитетов: сердце доброе, пламенное, горячее, чуткое, мягкое, чистое. Чтобы стать чутким, оно должно быть воспитанным, культурным, что невозможно, без помощи, ведущего за детскую ладошку во взрослый мир, проводника-воспитателя.
Язык чужой обиды и печали
Волшебник изучает с детских лет.
Его вселять надежду обучали,
И это основной его предмет
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого-
Одно удовольствие, честное слово!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание терпимости у дошкольников
Данный материал поможет разобраться воспитателю в таких вопросах, как помочь сформировать сознание ребенка к данной проблеме. Поможет воспитателю проанализировать поведение и предрасположенность каждо...
" Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям".
О важности и значимости терпения и терпимости в педагогическом процессе....
Воспитание ценностного отношения к предметам рукотворного мира посредством организации различных форм совместной деятельности педагога и детей
Предлагаю вашему вниманию доклад из опыта работы. В данном выступлении представлена разработка форм и методов работы по формированию у детей устойчивого интереса к предметному мир. Материал ...
Доклад на тему: «Поликультурное воспитание в контексте воспитания патриотических чувств, толерантности и уважительного отношения к этнокультурному наследию разных народов.»
Стандарт дошкольного образования требует от педагога глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма. Решая задачи нравственно - патриотического воспитании, каждый педагог должен строить работ...
Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности»
Основная идея, новизна проекта Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантност...
Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности»
Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России ...
Консультация для воспитателей "Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагогов к детям"
Консультация для воспитателей...