" Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям".
статья по теме

Архипова Татьяна Юрьевна

О важности и значимости терпения и терпимости в педагогическом процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям».

Важнейшим условием обеспечивающим своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками : педагогами, детьми, администрацией, родителями. Центральное место здесь занимают взаимоотношения педагогов и детей. Эти отношения многообразны, каждое из них имеет мотивационно- ценностный и эмоциональный компоненты. Отношения могут быть положительными и отрицательными. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводятся в ранг одних из ведущих качеств личности :

« Терпение и труд все перетрут»

« Нетерпение сродни опрометчивости»

« Терпя, в люди выходят» и др.

Известно, что терпимый педагог ( родитель), в силу особой тактики построения своего поведения по отношению к детям, добивается большой результативности, не нанося ущерба развивающейся личности.

Впервые проблема терпимости была поставлена в религиозных и философско-этических концепциях. Принцип терпения, смирения, терпимости превалируют в даосизме, буддизме, христианстве. Особый вклад в разрешение этой проблемы внесли Л.Н. Толстой (непротивление злу насилием); А. Швейцер (смирение как миропонимание); Н.К.Рерих ( терпимость как активная форма взаимодействия ).

Проблема терпимости, формирования толерантного сознания является одной из актуальнейших проблем современности.

                       Важнейшую роль играет терпимость как свойство личности в педагогическом процессе. От степени владения терпимостью зависит психологическое здоровье личности самого педагога и его окружения.

                        Особое значение придается терпимости как особому классу отношений в учебно-воспитательной работе ( проблемой такого рода отношений занимались : Б.П. Ананьев; А.А. Бодалев; В.Н. Мясищев и др.)

В педагогическом процессе проявление терпимости или нетерпимости отношения к детям определяется по тому, как педагог разрешает противоречия между требованиями, которые он в соответствии с принятыми нормативами предъявляет к детям, и мерой реального воплощения этих требований со стороны последних: уровнем развития, поведения, личностных качеств.

Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявленным требованиям, вызывает этим раздражение, провоцирует скрытые, а иногда и открытые формы агрессии, враждебного отношения. Отсюда понятно, что если ребенок не нравится педагогу, вызывает раздражение, невротизирует его, то он его внутренне, а иногда и внешне не принимает, пытается изменить поведение и личность. В свою очередь терпимый педагог способен преодолевать свое раздражение, понять истинные мотивы поведения ребенка, вызывающие негативную реакцию, и в конечном итоге, проявляя терпение, принять ребенка, понять тот факт, что процесс воспитания не дает одномоментного эффекта, а в результате могут проявиться через много лет. В то же время практически каждый понимает важность и значимость терпения и терпимости в педагогическом процессе, однако, далеко не каждый реально знает, как это свойство приобрести. В соответствии с тем, как педагоги-воспитатели относятся к детям, можно выделить следующие формы выражения терпимого, толерантного, нетерпимого отношения к детям :

  1. «снисхождение».

                                                                                                                                                             

  1. «сотрудничество».
  2. «уступчивость».
  3. «высокомерие».
  4. «терпеливость».
  5. «беспомощность».
  6. «пренебрежение».
  7. «отстраненность».
  8. «импульсивность».

    На основе преобладающей формы отношения к детям выявлены типы педагогов :

    1). Педагоги с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к детям «ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА»

    2). Педагоги с преобладанием сотрудничества – «МИРОЛЮБЕЦ»

    3). Педагоги с преобладанием уступчивости – «АЛЬТРУИСТ»

    4). Педагоги с преобладанием высокомерия – «СНОБ»

    5). Педагоги с преобладанием терпеливости –«СТОИК»

    6). Педагоги с преобладанием беспомощности –«ЗОЛУШКА»

    7). Педагоги с преобладанием пренебрежения –«ДИКТАТОР»

    8). Педагоги с преобладанием отстраненности –«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

    9). Педагоги с преобладанием импульсивности –«БОЕЦ».

Каждый педагог в различные периоды своей педагогической работы может относиться к любому из вышеперечисленных типов и зависеть это может от большого количества факторов, которые влияют на человека. И в заключении о самом понятии «терпимость». В научном обиходе «терпимость» заменяют синонимом «толерантность». В современном словаре иностранных слов дается следующее определение «толерантности» :

       Tolerantia (лат) – терпимость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие.

В.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующую трактовку понятия «терпимость»: «Терпимость- выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать, крепиться, мужаться, держаться, стоять изнемогая, не унывая ; ожидать, выжидать чего-то лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться, снисходить, допускать,

послаблять, потакать…, не спешить, не торопить, не гнать…»

С.И. Ожегов приводит следующие уточнения : «Терпимость – терпимое отношение к чему-нибудь. Терпимый – такой, что может терпеть, с которым можно мириться, умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.»

ИТАК, ИСХОДЯ ИЗ ВСЕГО ВЫШЕСКАЗАННОГО,МОЖНО СДЕЛАТЬ ОДИН ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ ВЫВОД:

Толерантным  ( или терпеливым ) отношением называется такое, когда человек стремится достичь взаимопонимания и реализации собственных целей путем достижения согласованности своих действий с действиями других людей без применения каких-либо мер насилия, принуждения и давления, а лишь посредством взаимодискуссии и убеждения.

Толерантность – есть признание существования иных вкусов, поступков , стиля поведения, образа мыслей, отличных от моих , и шире, иной культуры.

Терпимость – как предмет этического осмысления, согласно представлениям А.В.Зимбули – это проявление нравственным субъектом сдержанности в ситуации, когда он негативно реагирует на нравственно значимые для него события.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки открытых мероприятий по проектной деятельности на тему "Психологические условия формирования представлений о нравственных ценностях у детей младшего дошкольного возраста".

С целью повышения качества образовательного процесса в МАДОУ, совершенствования педагогического мастерства я, воспитатель Елена Леонтьевна Медянцева, работаю по теме: "Психологические условия формиров...

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

«Воспитание терпимого толерантного и нетерпимого отношения педагога к детям»

Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность - основополагающим принципом морали....

Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Одним из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педа...

Природоведческие экскурсии как эффективное условие формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к позхнавательной самореализации и бережного отношения к природе. Именно природоведческие экскурсии в детском саду могут сформироват...

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. При этом определяющее ...