Проект по патриотическому воспитанию «Любимый мой край!»
проект (подготовительная группа)
Тема проекта «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_2.docx | 478.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56 «Смородинка» г. Воркуты
«Челядьӧс 56№-а видзанін «Смородинка» школаӧдз велӧдан муниципальнӧй сьӧмкуд
учреждение Воркута к.
Проект по патриотическому
воспитанию
«Любимый мой край!»
Воспитатели: Томилова А.В
Чигринец О.Г
Воркута
Проект по патриотическому воспитанию
«Любимый мой край!»
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
Д.С. Лихачев
Тема проекта «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем» выбрана неслучайно.
Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.
Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Цель проекта:
воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям
Задачи проекта:
- Формировать любовь к родному городу и интерес е его прошлому и настоящему.
- Познакомить с культурой и традициями Коми .
- Воспитывать чувства ответственности и гордости за своих земляков, сопричастности к этому.
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
- Технологический блок: разработка образовательной деятельности с использованием развивающего обучения
- Организационный блок: создание предметно-развивающей среды
Вид проекта: групповой
Участники проекта: дети 6-7 лет (подготовительная группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателя подготовительной группы.
Сроки реализации проекта: месяц
Основной раздел программы: познавательно — речевое развитие
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
подбор исторической литературы,
подбор произведений русского народного творчества,
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
дидактические игры,
выставки книг, рисунков, поделок,
создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Этапы проведения и реализации проекта:
I этап. Подготовительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
II этап. Выполнение проекта.
- Проведение с детьми бесед на темы: «Дом, в котором я живу», «Достопримечательность нашего города», «Птицы и животные нашего края», «Моя малая Родина!», «Поговорим о основной профессии города»
- Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, заучивание пословиц и поговорок нпо теме);
- Экскурсия по городу
- Словотворчество с родителями «Сочинить рассказ о своей улицы»
Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Мой край родной», «Я — фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Экскурсии и фото экскурсии по городу
Оформление плаката «Достопримечательности моего города», «Природа моего города»
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали? ”
Ожидаемый результат по проекту:
воспитатель: практический материал по всем видам деятельности; освоениеинновацинных технологий по патриотическому воспитанию старших дошкольников; разработка и изготовление дидактических игр, обогащённые и систематизированные знания детей о родном крае, городе.
дети: активное участие и интерес детей в различных видах деятельности; организация изобразительной деятельности, проведение выставок в группе; нравственно – патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края; развитие связной речи, обогащение словаря.
родители: повышение интереса к образовательной работе группе; активное участие в конкурсах, выставках, помощь в проведении экскурсий;
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта:
Наблюдение,
совместные игры,
познавательные игровые занятия,
беседы.
Достигнутые результаты:
«Подлинная встреча» с культурным наследием села, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по художественному творчеству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. НОД построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта
Экскурсия по площадям Воркуты
«Площади Воркуты»
Цель: Формирование представлений детей о родном городе (его достопримечательностях) .
Задачи: продолжать знакомить детей с памятниками культуры Воркуты; дать элементарные представления о культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного города, края; воспитывать любовь к своему родному городу, желание знать о нем как можно больше нового и интересного.
Предварительная работа: Беседа о Воркуте, ее истории; беседа о людях труда (шахтерах) ;беседа о правилах поведения на улице в общественных местах и на дороге; разучивание стихотворений о Воркуте, стихотворений -поздравлений городу; изготовление цветов (гвоздики) с детьми.
Материал: флажки для экскурсии; фотография поселка Рудник;для игр: палочка пастуха оленевода, маски оленей; цветы из бумаги – гвоздики.
Ход экскурсии
1. Беседа о городе (актуализация знаний детей)
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по городу, а посвящена она дню рождения нашего города.
Как называется город, в котором мы живем?
Дети: Воркута.
Как переводиться название города - «Воркута»?
Дети: Медвежий угол
Верно. Название города с ненецкого языка переводится как «много медведей». Что добывают у нас Воркуте?
Дети: Уголь
Как называют людей, которые первые нашли уголь?
Дети: геологи
Кем же славиться наш город?
Дети: трудом шахтёров.
-Наш уголь отправляют в разные города страны.
- В городе есть много почётных людей, которых наградили за их работу, за их не легкий труд орденами, медалями, почётными грамотами.
Молодцы ребята. Город Воркута, расположен на севере Республики Коми, на реке Воркута. Находится за полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты. Данным – давно в 1932 году геологами были открыты первые местонахождения чёрного золота – угля. Первый поселок, где обосновались первопроходцы, назывался Рудник. С него и началась Воркута. В 1943 году рабочий поселок был преобразован в город Воркута.
За это время выросло ни одно поколение Воркутинцев. Вот и вы, несмотря на то, что вы маленькие жители нашего города, очень много знаете о нём, о его истории и гордитесь своим городом. Молодцы, ребята.
За эти годы наш город стал большим, красивым, в нём появилось много улиц, много школ, детских садов, магазинов и площадей.
Мы с вами познакомимся сегодня с тремя основными площадями города – это площадь Мира, площадь Центральная и площадь Победы.
Какие вы знаете площади нашего города?
Дети: площади Мира, Юбилейная, Металлистов, Центральная, Кирова, Комсомольская, Победы, Привокзальная.
Нашу экскурсию мы начнем с главной площади города – площади Мира.
Сейчас мы с вами движемся по главной улице города это улица Ленина. Чтобы попасть на площадь, нам необходимо перейти дорогу. Напомните мне, как правильно переходить дорогу?
Дети: когда переходишь дорогу необходимо предварительно убедиться, что движущегося транспорта в опасной близости нет. Переходить улицу необходимо только с взрослыми по пешеходным переходам. Нужно наблюдать за светофором.
Как обозначен пешеходный переход на дороге.
Дети: черно-белая зебра(бело-желтая)
Пешеходный переход - это место на дороге где пешеходам разрешено переходить проезжую часть.
Кто помогает нам перейти проезжую часть?
Дети: светофор
Давайте вспомним, что означают его сигналы?
Переходя дорогу необходимо посмотреть налево, пройти до середины дороги остановиться, посмотреть на право.
Итак, вот мы и на площади Мира. Площадь Мира - гордость Воркуты.
Своё название получила данная площадь в знак дружбы и мира между народами.
Почему Воркуту еще называют «Столицей мира»?
Дети: Потому что там живут более 50 национальностей, а люди самые добрые и отзывчивые.
Посмотрите внимательно, какие памятники культуры украшают площадь?
Дети: памятник В. В. ЛЕНИНУ и здание ДКШ, фонтан.
Верно, здесь мы видим памятник В. В. Ленину, Дворец Культуры Шахтеров и фонтан. Что вы знаете о ДКШ?
Дети: В этом здании находится кукольный театр и приезжает часто цирк… .разные ответы детей.
Примечательное здание стоит на площади Мира в Воркуте, оно вошло в художественную энциклопедию «Искусство стран и народов мира». Здание Дворца культуры ранее было деревянным, и после того, как оно сгорело, решено было построить новое, но уже надёжное, каменное. Здание достроили в 1961 году, и оно стало называться Дворцом культуры шахтёров и строителей (сокращено название было уже позже).
Подойдем с вами поближе и рассмотрим скульптуры ДКШ.
Сколько скульптур вы увидели?
Дети: три
Как бы вы их назвали? Почему?
Дети: ответь детей.
Дворец украшают скульптуры "Родина-Мать", "Шахтер" и "Геолог". Фонтан у Дворца Культуры Шахтеров - любимое место встреч горожан.
Совсем недавно в этом здании поселился кукольный театр. Сейчас уже сложно сказать, когда именно появился Театр кукол в Воркуте, но доподлинно известно, что существует он около шестидесяти лет. Как и драматический театр, театр кукол был создан … кем, ребята создан театр кукол?
Дети: заключенными ГУЛАГа.
Ссыльные Воркуты создавали сами кукол из того, что находилось, делали декорации, пытались принести детям радость своими маленькими кукольными постановками. Их усилия были замечены, в 1957 году театр получил статус профессионального, а с 1957 года труппа стала выезжать на гастроли.
Давайте и мы с вами сейчас поиграем.
Игра «Мы веселые ребята»
Цель: Развивать ловкость, быстроту движения, учить действовать по сигналу, вызвать желание играть в эту игру.
Описание: На расстоянии 2-Зм от границ площадки проводят две линии, между ними - ловишка. Дети находятся на одной из линий. Дети перебегают на другую сторону площадки, так, чтобы ловишка не смог их осалить. После слов воспитателя "Три-четыре дети хором говорят "Мы веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать! " Дети перебегают на другую сторону площадки. Тот, до кого ловишка дотронется, отходит в сторону.
Правила: Перебегать только после слов "ну, попробуй нас догнать"! Не разрешается во время игры спорить.
Воркута - город молодежи, здесь создавались молодые семьи первопроходцев, тех, кто строил и создавал город на вечной мерзлоте.
Стихотворение о Воркуте рассказывают дети.
«Моя Воркута»
Много лет жители Воркуты собирались на площади Мира для празднования главных торжеств, но сейчас все праздники проходят на площади Центральной.
Следующая наша остановка – это площадь Центральная.
Скажите ребята, а почему данная площадь именно так называется?
Дети: потому что она расположена в самом центре города.
Что вы знаете об этой площади нашего города?
Дети: каждую зиму, как по волшебству, здесь появляется Новогодняя Ёлка и сказочный снежный городок, а летом – аттракционы для маленьких воркутинцев.
Какие здания находятся на площади Центральной?
Что вы знаете о них?
Дети: ответы детей
Центральная площадь — главная площадь города и одна из современных в городе.
Целью создания площади стало перемещение главной площади в новый центр города Воркуты. До этого главной площадью была площадь Кирова. Здесь построена гостиница «Воркута», находится Администрация муниципального образования городской округ «Воркута», музыкальный колледж и кинотеатр «Каскад». Площадь застроена общественными и административными зданиями.
Так как Центральная площадь - основное место проведения массовых мероприятий, организации салютов, праздников. Недавно проходил праздник, посвященный Дню Оленевода. Давайте поиграем на этой площади в Коми игру «Стой, олень».
Игра «Стой, олень»
Цель: Развивать ловкость, быстроту движения, выносливость;учить действовать по сигналу, воспитывать смелость, терпение, наблюдательность, что помогает выживать в суровых климатических условиях
Описание: Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.
После сигнала «Беги, олень! » все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать: «Стой, олень! » Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.
Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень! » Осаленные отходят в условленное место.
Последняя площадь, которую мы с вами посетим – это самая молодая площадь города - Победы.
Почему эту площадь назвали именно так?
Дети: в честь Победы в ВОВ.
Действительно, она названа в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной Войне.
В годы Войны наш город не сражался в боях, но жители посылали осажденному Ленинграду (ныне Санкт-Петербургу) эшелоны с углем, для того чтобы спасти ленинградцев от гибели.
Давайте рассмотрим площадь.
Что вы увидели интересного на площади Победы?
Дети: бронетехнику, памятник.
Главной особенностью площади Победы является монумент с изображением аистов, которые свили гнездо на орудийных стволах в знак мира, свободы, победы над войной, монумент выполнен по эскизу Александры Степановой, 15-летней воркутинки. Этот памятник посвящен войнам павшим при защите Родины.
Стихотворение рассказывают дети:
Начало мая.
Красные гвоздики,
Как слезы тех далеких страшных лет.
И ветеранов праведные лики,
Особенно, которых больше нет.
Когда опять подходят даты эти.
Мы почему-то чувствуем вину -
Все меньше вспоминаем о Победе,
Все больше забываем про войну.
Давайте и мы с вами возложим цветы к стеле, символизирующей мирную жизнь.
15 сентября 2001 года состоялось торжественное открытие Парка Победы. За созданием парка Победы стоит титанический труд не только авторов-изготовителей памятника и строителей, но и всего города. Руками юных и взрослых воркутинцев на территории парка уложен дерн, обустроены цветочные клумбы и посажено более 350 деревьев. Парк каждую весну и лето радует глаз наших жителей и гостей города.
Воспитатель: Ребята, давайте и мы построим из снега маленький памятник.
Продуктивная деятельность детей.
Анализ выполненной работы:
- Что сделали?
- Из какого материала?
- Какое оборудование помогло сделать памятник?
- Кому посвящен памятник?
- Как назовем?.
На этом наше путешествие закончилось, мы с вами отправляемся к нашему детскому саду.
Итог: Куда мы с вами сегодня ходили? Какая площадь вам больше запомнилась? Почему? Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось и запомнилось?
Какому событию посвящена наша экскурсия?
Дети: Дню нашего города Воркута
Верно, ребята.
У города нашего скоро День рождения!
Об этом событии знают все!
День рождения города встречают раз в год,
В этот день ликует на празднике весь наш народ!
Как бы вы хотели поздравить наш город с днем рождения?
Стихотворение рассказывают дети:
С Днем рождения, наш город хороший!
Мы тебе поздравления шлем!
О тебе в этот день наши песни,
О твоей красоте мы поем!
Невелик городок – северянин,
Но шахтерскою славой воспет.
О тебе знают все россияне,
Лучше нашего города нет!
Кто сказал, что север - лютый, север - злой!
Заполярный город самый наш родной!
Ты, цвети, любимый город!
Развивайся и расти!
Ну, а мы тебе поможем,
Ты нас только подожди!
Воркутинцы мы, и хоть еще малы,
Но мы будущее нашей Воркуты!
Давайте хором поздравим.
Дети: (хором) Поздравляем!
Вот и закончилась наша экскурсия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект парциальной программы "Любимый край - моя малая родина!"
Программа «Любимый край – моя малая родина!» рассчитана на 2 года и ориентирована на детей от 5 до 7 лет. Программа реализуется в образовательной деятельности и различных режимных моментах.Целью прогр...
Проект "Мой родной, любимый край"
Проект для детей средней группы совместно с родителями.В проекте речь идет о значении родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников....
Конспект занятия Викторина «Мой любимый город Саранск» к проекту «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ – РЕСПУБЛИКУ МОРДОВИЯ».
Конспект занятия-викторины "Мой любимый город Саранск"...
Проект «Мой любимый Красноярский край»
Проект«Мой любимый Красноярский край»...
Проект "Любимый наш край"
Проект по патриотическому воспитанию для детей старшей группы "Любимый наш край"...
Музыкально-творческий проект "Досчатое - любимый сердцу край"
Осуществление комплексного подхода к музыкальному воспитанию с целью формирования нравственно-патриотических основ характера дошкольников, краеведческое просвещение, приобщении к истории и культуре по...