Познавательно-исследовательский проект "Наш любимый Ставропольский край"
проект (подготовительная группа)

Шинкаренко Светлана Геннадьевна

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка д/ с -№15»

Проект

«Наш любимый Ставропольский край»

 в подготовительной группе

Воспитатель:Шинкаренко Светлана Геннадьевна

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно- исследовательский, информационный.

Место реализации: МБДОУ «ЦРР д\с -15»

Участники: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

По количеству участников: коллективный.

Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь-май)

Обоснование необходимости проекта

 "Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,  фантазии,  

творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия могущества Родины приходит к человеку постепенно  и имеет своими истоками красоту"

                                                    В.А.Сухомлинский

В настоящее время отмечается большой интерес к патриотическому воспитанию, но  в образовательной программе выделяется недостаточно времени для изучения нашего Ставропольского края, поэтому я решила провести проект. Проектная деятельность-одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Данный проект, направлен, на воспитание патриотизма  с  целью  формирования  уважения к  своему  дому, семье, друзьям, бережного  отношения  к  природе  родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к  национальному  культурному  наследию и традициям, произведениям  местных  писателей  и художников

Актуальность рассматриваемой проблемы в том, что в обществе наблюдается «дефицит» духовности, кризис в духовной сфере семьи, непонимание сущности региональной культуры.  С помощью проекта у  детей будет формироваться  устойчивый, познавательный интерес к изучению природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данный  проект решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам края.

Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста.

Направленность проекта – приобщение детей к природе, истории, поэзии, традициям Ставропольского края.

Новизна и актуальность - система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Ставропольским краем.

Проект полезен для педагогов детских садов, так как актуален при решении такой проблемы, как нравственно - патриотическое  воспитание  детей  старшего  дошкольного  возраста.

Цель проекта: Развивать первоначальные представления о природе, истории и самобытности русского народа  Ставропольского края.

Задачи:

-Формирование нравственных ценностей.

- Развивать познавательный интерес к своей Родине, любознательность,

эмоциональную отзывчивость к культурно-историческому наследию Ставрополья;

 - Дать знания детям о родном городе, крае: символика,  достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая  ситуация;

- Воспитывать патриотические чувства: любовь к родным – городу, краю,  

  Родине, уважение к своему прошлому и настоящему,  познакомить с историей  происхождения города - Ставрополя;

 -Актуализировать и закреплять знания дошкольников о многонациональном

 населении нашего края, воспитывать толерантное отношение к различным  культурам, развивать навыки общения;

 -Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому,стране;

 дать элементарные знания о флоре и фауне  Ставрополья;

-Продолжать знакомить с художниками, поэтами, композиторами Ставрополья;

 -Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства, своим

 землякам,  воспитывать чувства гордости за своих земляков.

 -Оказание необходимой помощи семьям воспитанников в вопросах

  патриотического воспитания детей;

 -Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;

-Воспитание гражданина и патриота своей страны.

Ресурсы:

1.Информационные: фото-видео материалы,литература,интернет-ресурсы.

2.Научно – методические:консультативная работа с родителями.

3.Дидактическое обеспечение:дидактические папки,дидактические игры,подбор иллюстраций, фотографий, слайдов, видеоматериалов.

4.ТСО – проектор, ноутбук, фотоаппарат.

5.Кадровые:воспитатели,муз.руководитель.

Этапы  реализации проекта

1этап -теоретический:

Изучение: методической , научно-популярной, публицистической, художественной и др. литературы ; газет, журналов; интернет, видео, аудио информации на различных носителях. Составление перспективного плана мероприятий.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
2 этап – практический.
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о СК . Изготовление родителями костюмов . Выполнение домашних заданий (составление рассказов, , природные поделки).Разработка консультации для родителей «Патриотическое воспитание в семье».Мероприятия по работе с детьми
: Чтение художественной литературы, презентации, беседы, непосредственная образовательная деятельность, наблюдения, рисование, аппликация, лепка,дидактические игры, пальчиковые игры, физ. минутки, подвижные игры.

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
3 этап - заключительный
Обработка результатов по реализации проекта.
Итоговое мероприятие с участием родителей. Игра: « Что? Где? Когда?»
Методы:

Использование словесных методов:

Беседы о  Ставропольском крае(«Страна большая, наш край, город  - ее часть» По страницам  « Красной  книги  Ставрополья», «Природа ставропольского края», познакомились со сказками, рассказами, стихами о нашем крае).

Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей). Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «Цветочная поляна»,  «Эти забавные животные».

Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на тему: « Волшебное озеро », «Снеговая шапка великана» , «Лесной карнавал », «Рассказы дятла»).

Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний

Практические методы:

Оформление фотовыставки « В мире экспериментов». Создание папки-передвижки «Тайны природы СК».
Выставка детских рисунков «Красота природы Ставрополья ».
Проведение акций: «Кормушки для птиц», выставка рисунков: «Красота природы Ставрополья » , мотивация отношения к природе.

Закрепление и обобщение знаний (.Игра-путешествие «Люблю тебя - мой край родной» НОД «Наш край-природная кладовая»,«Моя  малая Родина», викторина «Полна  чудес могучая природа», игра: « Что? Где? Когда?»).

Выставка поделок из природного материала « Звери наших лесов»,  – развитие творческих способностей, закрепление знаний.

Оформление фотовыставки « В мире опытов».

 Наглядные методы:

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий, видео – донести детям всю красоту нашего края

 Создание зон экологической среды:

Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная  литература).

Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная

по составу земля, листья, ветки, шишки, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

Перспективное планирование

Сентябрь

1.«Люблю тебя - мой край родной» Игра-путешествие по родному краю

Ответственные:воспитатель , дети,родители.

2. Беседа с детьми– «Страна большая, наш край, город  - ее часть» Ответственные:воспитатель , дети

3. Развлечение  «День рождения Ставрополя» Ответственные:воспитатель , дети,родители

4. Рассматривание карты  России, карты Ставропольского края

местоположение Ставрополя.

Чтение стихотворения Кашпурова И.В. «Ставрополье мое». Ответственные:воспитатель , дети

Октябрь

1.Вулканы Ставрополья . Моделирование вулкана Ответственные:воспитатель , дети

2 Горы «Кинжал» и «Медовая». Моделирование гор Ответственные:воспитатель , дети

3. Биография Эльбруса Ответственные:воспитатель , дети

4. Снеговая шапка великана. Опыты со снегом

Ответственные:воспитатель , дети

Ноябрь

1.«Природа Ставропольского края»

Чтение «Край мой» автор: Владимир Бондаренко

Ответственные:воспитатель , дети

2.Климат Ставропольского  края. Опыты с ветром Ответственные:воспитатель , дети

3. Растительный мир Ставропольского края. Опыты с семенами,ростками.

Ответственные:воспитатель , дети ,родители

4. «Эти забавные животные»- игра-викторина.

. «Звери наших лесов» - поделки из природного материала. Ответственные:воспитатель , дети,родители

Декабрь

1.Пятигорский Большой Провал .Ответственные:воспитатель , дети

2. Тайны горы Развалки .Ответственные:воспитатель , дети

3. Вход в пещеру "Кадет-Дорбун". Ответственные:воспитатель , дети

4. Медные горы Урупа. Ответственные:воспитатель , дети

Январь

1.

2.Власенчихинский карьер. Ответственные:воспитатель , дети

3. Урупская обогатительная фабрика. Ответственные:воспитатель , дети

4.Томузловские чудовища : скала «Лягушка»,пещера «Подковка»,камень «Ящерица»

Февраль

1.Гора Стрижамент. Ответственные:воспитатель , дети

2.Сенгилеевская котловина . Ответственные:воспитатель , дети

3.Сенгилеевское море. Ответственные:воспитатель , дети

4.Кладбище насекомых

Отпечаток крыла ручейника на мергеле из балки Вишневой

Отпечаток мухи, жившей двадцать миллионов лет назад.

Ответственные:воспитатель , дети

Март

1.Соляное озеро. Опыт с водой «Тонет не тонет»

 Ответственные:воспитатель , дети

2. Заповедники Ставропольского края.

Ответственные:воспитатель , дети

3.Легенды Ставропольского края. Ответственные:воспитатель , дети

4.Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш край».Демонстрация костюмов. Ответственные:воспитатель , дети,родители

Апрель

1.Игры Народов Кавказа. Ответственные:воспитатель , дети,родители

2. «Казачество» история возникновения,символика,хозяйство и расселение казаков. Ответственные:воспитатель , дети

3. Составление экологических сказок. Ответственные:воспитатель , дети

4. «Красная книга Ставрополья» .Ответственные:воспитатель , дети

Май

1. Викторина «Полна  чудес могучая природа».

Ответственные: воспитатель , дети

2. Дать  представления  детям о героях войны – земляках.          Ответственные: воспитатель , дети

3. Ставропольский  край  - многонациональный край  России.  Ответственные: воспитатель , дети

4. Итоговое мероприятие с участием родителей. Игра: « Что? Где? Когда?» Ответственные:воспитатель , дети,родители            

Ожидаемые результаты:

Формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

Формирование устойчивый интерес у родителей и детей к проблеме проекта .

Формирование устойчивого, познавательного интереса к познанию своего  края.

Проявление чувства гордости и восхищения своей малой Родиной.

Обогащение знаний детей о природе Ставропольского  края, Красной книги.

Проведение творческих выставок

Развитие творческих потребностей детей и родителей

Накопление информационного материала для родителей и  детей.

Литература:

1. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ. 2016.

3. Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста / авторская коллегия кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО СКИПКРО: Литвинова Р.М., Чусовитина Т.В., Ильина Т.А., Попова Л.А., Корнюшина О.Н., 2011;

4. Литвинова Р.М. Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. С. СКИПКРО;

5. Р.М. Литвинова. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. – Ставрополь: Литера, 2010.

6. Р.М. Литвинова. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. – Ставрополь: Литера, 2010,  - Сборник 2. 

7.Ветохина, А.Я. «Нравственно- патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста»:методическое пособие для педагогов – СПб. «ООО

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

8.О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий центр «Сфера». Москва.2001 (НР)

9.Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Издательство «Учитель». Волгоград. 2013 (ООЭД)

10.Интернет- ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект «Мой любимый город» 2 младшая группа

Дети - это наше будущее, а значит - будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну, но маленьким детям непонятны понятия: страна, патриотизм, Родина. Наша задача - воспитать настоящего ...

Познавательно-исследовательский проект "Наш любимый огород"

Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей и цветов. Задачи:    - познакомить с циклами жизни овощей и цветов.        - ...

Познавательно-исследовательский проект: «Моя любимая семья»

К сожалению, в современном мире в нашей стране ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Каждый член семьи занят только своими проблемами, уровень общения неукло...

Познавательно-исследовательский проект "Мое любимое животное"

Познавательно-исследовательский проект «Мое любимое животное» Цель проекта:Формирование интереса и воспитание гуманного отношения к животным.Задачи проекта:Уточнять представления...

Познавательно - исследовательский проект "Лекарственные растения Орловского края"

Проект: «Лекарственные растения Орловского края» Тип проекта: познавательно – исследовательскийСроки выполнения проекта: краткосрочный - 1 месяцАктуальность. Экологическое воспитание...

Познавательно-исследовательский проект: «Лего-любимая игра всех детей»

Познавательно-исследовательский проект:«Лего-любимая игра всех детей»...

Познавательно исследовательская деятельность . Знакомство с Родным краем через проектную деятельность

Презентация для педагогов :"Познавательно исследовательская деятельность . Знакомство с Родным краем через проектную деятельность"...