Познавательно-исследовательский проект "Наш любимый Ставропольский край"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребенка д/ с -№15»
Проект
«Наш любимый Ставропольский край»
в подготовительной группе
Воспитатель:Шинкаренко Светлана Геннадьевна
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно- исследовательский, информационный.
Место реализации: МБДОУ «ЦРР д\с -15»
Участники: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
По количеству участников: коллективный.
Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь-май)
Обоснование необходимости проекта
"Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,
творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту"
В.А.Сухомлинский
В настоящее время отмечается большой интерес к патриотическому воспитанию, но в образовательной программе выделяется недостаточно времени для изучения нашего Ставропольского края, поэтому я решила провести проект. Проектная деятельность-одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Данный проект, направлен, на воспитание патриотизма с целью формирования уважения к своему дому, семье, друзьям, бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников
Актуальность рассматриваемой проблемы в том, что в обществе наблюдается «дефицит» духовности, кризис в духовной сфере семьи, непонимание сущности региональной культуры. С помощью проекта у детей будет формироваться устойчивый, познавательный интерес к изучению природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данный проект решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам края.
Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.
В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста.
Направленность проекта – приобщение детей к природе, истории, поэзии, традициям Ставропольского края.
Новизна и актуальность - система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с Ставропольским краем.
Проект полезен для педагогов детских садов, так как актуален при решении такой проблемы, как нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Развивать первоначальные представления о природе, истории и самобытности русского народа Ставропольского края.
Задачи:
-Формирование нравственных ценностей.
- Развивать познавательный интерес к своей Родине, любознательность,
эмоциональную отзывчивость к культурно-историческому наследию Ставрополья;
- Дать знания детям о родном городе, крае: символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация;
- Воспитывать патриотические чувства: любовь к родным – городу, краю,
Родине, уважение к своему прошлому и настоящему, познакомить с историей происхождения города - Ставрополя;
-Актуализировать и закреплять знания дошкольников о многонациональном
населении нашего края, воспитывать толерантное отношение к различным культурам, развивать навыки общения;
-Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому,стране;
дать элементарные знания о флоре и фауне Ставрополья;
-Продолжать знакомить с художниками, поэтами, композиторами Ставрополья;
-Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям искусства, своим
землякам, воспитывать чувства гордости за своих земляков.
-Оказание необходимой помощи семьям воспитанников в вопросах
патриотического воспитания детей;
-Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
-Воспитание гражданина и патриота своей страны.
Ресурсы:
1.Информационные: фото-видео материалы,литература,интернет-ресурсы.
2.Научно – методические:консультативная работа с родителями.
3.Дидактическое обеспечение:дидактические папки,дидактические игры,подбор иллюстраций, фотографий, слайдов, видеоматериалов.
4.ТСО – проектор, ноутбук, фотоаппарат.
5.Кадровые:воспитатели,муз.руководитель.
Этапы реализации проекта
1этап -теоретический:
Изучение: методической , научно-популярной, публицистической, художественной и др. литературы ; газет, журналов; интернет, видео, аудио информации на различных носителях. Составление перспективного плана мероприятий.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
2 этап – практический.
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о СК . Изготовление родителями костюмов . Выполнение домашних заданий (составление рассказов, , природные поделки).Разработка консультации для родителей «Патриотическое воспитание в семье».Мероприятия по работе с детьми: Чтение художественной литературы, презентации, беседы, непосредственная образовательная деятельность, наблюдения, рисование, аппликация, лепка,дидактические игры, пальчиковые игры, физ. минутки, подвижные игры.
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
3 этап - заключительный
Обработка результатов по реализации проекта.
Итоговое мероприятие с участием родителей. Игра: « Что? Где? Когда?»
Методы:
Использование словесных методов:
Беседы о Ставропольском крае(«Страна большая, наш край, город - ее часть» По страницам « Красной книги Ставрополья», «Природа ставропольского края», познакомились со сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей). Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «Цветочная поляна», «Эти забавные животные».
Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на тему: « Волшебное озеро », «Снеговая шапка великана» , «Лесной карнавал », «Рассказы дятла»).
Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний
Практические методы:
Оформление фотовыставки « В мире экспериментов». Создание папки-передвижки «Тайны природы СК».
Выставка детских рисунков «Красота природы Ставрополья ».
Проведение акций: «Кормушки для птиц», выставка рисунков: «Красота природы Ставрополья » , мотивация отношения к природе.
Закрепление и обобщение знаний (.Игра-путешествие «Люблю тебя - мой край родной» НОД «Наш край-природная кладовая»,«Моя малая Родина», викторина «Полна чудес могучая природа», игра: « Что? Где? Когда?»).
Выставка поделок из природного материала « Звери наших лесов», – развитие творческих способностей, закрепление знаний.
Оформление фотовыставки « В мире опытов».
Наглядные методы:
Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий, видео – донести детям всю красоту нашего края
Создание зон экологической среды:
Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература).
Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная
по составу земля, листья, ветки, шишки, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).
Перспективное планирование
Сентябрь
1.«Люблю тебя - мой край родной» Игра-путешествие по родному краю
Ответственные:воспитатель , дети,родители.
2. Беседа с детьми– «Страна большая, наш край, город - ее часть» Ответственные:воспитатель , дети
3. Развлечение «День рождения Ставрополя» Ответственные:воспитатель , дети,родители
4. Рассматривание карты России, карты Ставропольского края
местоположение Ставрополя.
Чтение стихотворения Кашпурова И.В. «Ставрополье мое». Ответственные:воспитатель , дети
Октябрь
1.Вулканы Ставрополья . Моделирование вулкана Ответственные:воспитатель , дети
2 Горы «Кинжал» и «Медовая». Моделирование гор Ответственные:воспитатель , дети
3. Биография Эльбруса Ответственные:воспитатель , дети
4. Снеговая шапка великана. Опыты со снегом
Ответственные:воспитатель , дети
Ноябрь
1.«Природа Ставропольского края»
Чтение «Край мой» автор: Владимир Бондаренко
Ответственные:воспитатель , дети
2.Климат Ставропольского края. Опыты с ветром Ответственные:воспитатель , дети
3. Растительный мир Ставропольского края. Опыты с семенами,ростками.
Ответственные:воспитатель , дети ,родители
4. «Эти забавные животные»- игра-викторина.
. «Звери наших лесов» - поделки из природного материала. Ответственные:воспитатель , дети,родители
Декабрь
1.Пятигорский Большой Провал .Ответственные:воспитатель , дети
2. Тайны горы Развалки .Ответственные:воспитатель , дети
3. Вход в пещеру "Кадет-Дорбун". Ответственные:воспитатель , дети
4. Медные горы Урупа. Ответственные:воспитатель , дети
Январь
1.
2.Власенчихинский карьер. Ответственные:воспитатель , дети
3. Урупская обогатительная фабрика. Ответственные:воспитатель , дети
4.Томузловские чудовища : скала «Лягушка»,пещера «Подковка»,камень «Ящерица»
Февраль
1.Гора Стрижамент. Ответственные:воспитатель , дети
2.Сенгилеевская котловина . Ответственные:воспитатель , дети
3.Сенгилеевское море. Ответственные:воспитатель , дети
4.Кладбище насекомых
Отпечаток крыла ручейника на мергеле из балки Вишневой
Отпечаток мухи, жившей двадцать миллионов лет назад.
Ответственные:воспитатель , дети
Март
1.Соляное озеро. Опыт с водой «Тонет не тонет»
Ответственные:воспитатель , дети
2. Заповедники Ставропольского края.
Ответственные:воспитатель , дети
3.Легенды Ставропольского края. Ответственные:воспитатель , дети
4.Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш край».Демонстрация костюмов. Ответственные:воспитатель , дети,родители
Апрель
1.Игры Народов Кавказа. Ответственные:воспитатель , дети,родители
2. «Казачество» история возникновения,символика,хозяйство и расселение казаков. Ответственные:воспитатель , дети
3. Составление экологических сказок. Ответственные:воспитатель , дети
4. «Красная книга Ставрополья» .Ответственные:воспитатель , дети
Май
1. Викторина «Полна чудес могучая природа».
Ответственные: воспитатель , дети
2. Дать представления детям о героях войны – земляках. Ответственные: воспитатель , дети
3. Ставропольский край - многонациональный край России. Ответственные: воспитатель , дети
4. Итоговое мероприятие с участием родителей. Игра: « Что? Где? Когда?» Ответственные:воспитатель , дети,родители
Ожидаемые результаты:
Формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.
Формирование устойчивый интерес у родителей и детей к проблеме проекта .
Формирование устойчивого, познавательного интереса к познанию своего края.
Проявление чувства гордости и восхищения своей малой Родиной.
Обогащение знаний детей о природе Ставропольского края, Красной книги.
Проведение творческих выставок
Развитие творческих потребностей детей и родителей
Накопление информационного материала для родителей и детей.
Литература:
1. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ. 2016.
3. Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста / авторская коллегия кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО СКИПКРО: Литвинова Р.М., Чусовитина Т.В., Ильина Т.А., Попова Л.А., Корнюшина О.Н., 2011;
4. Литвинова Р.М. Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. С. СКИПКРО;
5. Р.М. Литвинова. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. – Ставрополь: Литера, 2010.
6. Р.М. Литвинова. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. – Ставрополь: Литера, 2010, - Сборник 2.
7.Ветохина, А.Я. «Нравственно- патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста»:методическое пособие для педагогов – СПб. «ООО
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
8.О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий центр «Сфера». Москва.2001 (НР)
9.Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Издательство «Учитель». Волгоград. 2013 (ООЭД)
10.Интернет- ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект «Мой любимый город» 2 младшая группа
Дети - это наше будущее, а значит - будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну, но маленьким детям непонятны понятия: страна, патриотизм, Родина. Наша задача - воспитать настоящего ...
Познавательно-исследовательский проект "Наш любимый огород"
Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей и цветов. Задачи: - познакомить с циклами жизни овощей и цветов. - ...
Познавательно-исследовательский проект: «Моя любимая семья»
К сожалению, в современном мире в нашей стране ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Каждый член семьи занят только своими проблемами, уровень общения неукло...
Познавательно-исследовательский проект "Мое любимое животное"
Познавательно-исследовательский проект «Мое любимое животное» Цель проекта:Формирование интереса и воспитание гуманного отношения к животным.Задачи проекта:Уточнять представления...
Познавательно - исследовательский проект "Лекарственные растения Орловского края"
Проект: «Лекарственные растения Орловского края» Тип проекта: познавательно – исследовательскийСроки выполнения проекта: краткосрочный - 1 месяцАктуальность. Экологическое воспитание...
Познавательно-исследовательский проект: «Лего-любимая игра всех детей»
Познавательно-исследовательский проект:«Лего-любимая игра всех детей»...
Познавательно исследовательская деятельность . Знакомство с Родным краем через проектную деятельность
Презентация для педагогов :"Познавательно исследовательская деятельность . Знакомство с Родным краем через проектную деятельность"...