Проект парциальной программы "Любимый край - моя малая родина!"
проект (старшая группа) на тему

Попова Алина Анатольевна

Программа «Любимый край – моя малая родина!» рассчитана на 2 года и ориентирована на детей от 5 до 7 лет. Программа реализуется в образовательной деятельности и различных режимных моментах.

Целью программы «Любимый край – моя малая родина!» является:  формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.  Программа призвана помочь детям проникнуться красотой родного края, узнать больше об основных богатствах нашего края, о его растительном и животном мире. В ходе ее реализации дети узнают об этих уникальных местах Оренбуржья много интересных фактов: их местоположение, занимаемую площадь, живописность ландшафта, растительный и животный мир, а также познакомятся с геологическими памятниками оренбургского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_partsialnoy_programmy.docx103.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ЛЮБИМЫЙ КРАЙ - МОЯ МАЛАЯ РОДИНА!»

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №7 П. ПЕРЕВОЛОЦКИЙ»

        

Оренбург

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Целевой раздел

Пояснительная записка……………………………………………

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы…………

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы………………………………………………………..……

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы……………………………………………………………..

1.4

Возрастные характеристики развития детей……………………......

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы…………………….…..

1.6

Обоснование выбора содержания парциальной программы ….….

1.7

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы………………………………………..

II.

Содержательный раздел

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности……..

2.2

Содержание парциальной образовательной программы…………..

2.3.

Конспект образовательной деятельности…………………………...

III.

Организационный раздел

3.1

Кадровое обеспечение программы……………………………….….

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы…………………………………………

3.3

Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания…………………………………………….…

3.4

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы……………………………………………………………..

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды…

IV.

Дополнительный раздел

4.1

Презентация парциальной образовательной программы

V.

Литература…………………………………………………………..

Приложение………………………………………………………….


  1. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Актуальность парциальной образовательной программы

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования является использование потенциала регионального компонента.

Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в

формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует

целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и

значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране,  к ее

прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является

одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к

нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую

роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим

звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает интеграцию в

разных видах детской деятельности.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается

повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно - нравственного

развития ребёнка  является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм

культурно-исторической, социальной и духовной жизни его  района, области,  города,

страны». В данной программе речь идет о значении истории родного края и ее влияние  на

патриотическое воспитание дошкольников.

Хотя применение историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый опыт, однако

историческое краеведение,  как наука еще не получило достаточного отражения в системе

дошкольного образования и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система

использования историко-краеведческих материалов в образовательном процессе.

Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он

должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки

зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим

по объему и  посильным  для самостоятельного анализа воспитанниками. Краеведческий материал

может включаться в образовательный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется

различными приемами. Краеведческий материал, включаемый в занятие, вызывает в сознании

воспитанников связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к развитию интереса

к образовательному процессу в ДОУ и повышению качества знаний.

  1. Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель: формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.

Задачи:

-Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины;

-Формировать представления о достопримечательностях родного края, исторических корнях района, символике.

-Расширять представления о природных богатствах Оренбургской области: растительном и животном мире; полезных ископаемых;

-Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям;

-Сформировать ценностные отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;

-Вызвать потребность и желание как можно больше узнать о своей малой Родине;

-Развивать у дошкольников навыки познавательно - исследовательской, творческой деятельности.

  1. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к

художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения.

Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике

возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.

Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.

Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного

представления об окружающем мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся во

взаимосвязи и взаимозависимости.

Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания

познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для

возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание

ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается  через

сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Кроме того, в программе предусматривается решение целей и задач в совместной

деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках

непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных

моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках

программы стали:

- системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открывать

новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике,  формирующий  умение

рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает

раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, двигательную активность;

- гуманитарный подход предполагает обращенность к личности ребенка через

неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его

потребностей, т.е. становление в каждом ребенке субъективности;

- культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и

обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении

ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры;

- возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога  в

процессе  воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка

(физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические

особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит

отражение в возрастной периодизации развития детей;

- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс  действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и

обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем

развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого

ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного

физического воспитания.

      1.4. Возрастные особенности детей, на которых  рассчитана программа

Программа рассчитана на детей старшей и подготовительной к школе группы.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становление основ личности

ребенка, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения им опыта

общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов,

эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми.

В звуках и красках предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного

детского сада; в более старшем возрасте - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны -

России.

Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в

народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт,

методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его

народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой

Родине.

Центральным звеном социализации является воспитание ребенка с опорой на

общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семьи, к людям, которые сопровождают ребенка

в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к родному краю. В этот период

начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его

народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке,

который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет.

Ребенок  естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций,

нравов людей, среди которых живет.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт

поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы

общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека

черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к

результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в

самостоятельной деятельности.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование

нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и

любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное,

воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя

огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой

положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей.

Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств:

удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных

переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном

детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства

побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые

важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной

атмосферы занятия.

1.5. Планируемые результаты освоения  детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:

Ребенок имеет представление о географических, климатических, социально-экономических особенностях Оренбургской области, умеет различать  символику поселка, города, округа. Знает названия близлежащих улиц, основные социальные объекты и достопримечательности поселка. Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и центральных улицах поселка.  Знает и стремится выполнять правила поведения  в природе и на улицах поселка, умеет составлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути в детский сад и обратно домой».  Ребенок имеет  элементарные представления о жизни, быте, культуре народа, различает и называет национальные костюмы, имеющихся в группе национальностей, умеет играть в их подвижные игры. Имеет элементарные представления об охране природы, о заповедниках,  о красной книге. Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному поселку, городу, его истории, необычным памятникам, зданиям. Ребенок проявляет интерес к малой родине.

С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование,

создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование.

Ребенок проявляет инициативу в социально-значимых делах:  участвует в социально значимых

событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится

выразить позитивное отношение к пожилым жителям  поселка, города. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх,

разворачивает сюжет и т.д.).

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы   (приложение)

1.6. Обоснование выбора содержания парциальной  программы

Основная образовательная  программа ДОУ обеспечивают приобщение к общекультурным и национально-значимым условиям, формированию общей базовой культуры. Но появляется необходимость учета личностных особенностей,  потребностей, интересов, склонностей дошкольников и педагогов.  

Парциальная программа предполагает обеспечение потребностей и интересов в области  дошкольного образования, отражает национальное своеобразие культуры, традиций, искусства, способствующие значительному повышению уровня качества дошкольного образования.  Основная задача программы  — как можно больше и глубже дать детям представлений об истории, традициях, ценностях, культуре  Оренбургского края.

Именно с дошкольного возраста необходимо вкладывать в детей представление о том, что человек воспринимается  в единстве  природных, социальных, духовных начал. От человека в дальнейшем зависит сохранность земли, мира на земле, умножение ее богатств. Каким будет наш край, зависит от всех нас сегодня.

Постепенно дети рано или поздно приходят к осознанию себя в социальном мире: семье, детском саду, месту, где живут (город, село, поселок) и  соотносят свою принадлежность к этому месту. Словно за этим стоит не только география места обитания, но и особая “тайна”, особый стиль жизни, особая традиция в быту, играх, праздниках, манере одеваться, разговаривать, вести себя дома и в общественных местах. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, поэтому необходимо приобщать их к пониманию истории своего края,  его природного своеобразия.

Изучив  наследие родного края, определяется ценность этих объектов не только с научно-познавательной и экологической стороны, но и этической, поскольку их  охрана обращает внимание детей на гуманное отношение к. окружающей нас природе, способствует осознанному восприятию природы «малой родины».

1.7.   Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной  программы

Наблюдение процесса развития патриотических качеств у детей, заполнение Карты наблюдения.

Изучение и анализ продуктов деятельности детей, внесение информации в Карту наблюдения.

Организация  выставки детских  работ: «Хлебный край, Оренбуржье», «Макаронные фантазии».

Составление коллажа «Заповедник», «Времена года. Оренбуржье».

Организация выставки фотографий родителей на тему: «Любимый край, благословенный!»,  «Мой поселок».

Организация музыкально-спортивных праздников, развлечений:

- День народных игр;

- Музыкальный досуг «Шумят хлеба», «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится»

- Игры-путешествия по Оренбургской области: « К бабушке в деревню»

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Старшая группа 5-6 лет

Модуль 1. «Природное наследие Оренбуржья».

Цель этого раздела – познакомить детей с природным наследием Оренбуржья. Это Бузулукский бор, хребет Малый Накас, озеро Развал, Саракташское холмогорье, Светлинские озера, Каргалинские рудники. И как мало знают наши дети, а порой и сами взрослые об оренбургских степях. Человеку, мало знакомому с Оренбуржьем, его пейзаж представляется, прежде всего, в виде однообразных и унылых волнистых степей да пшеничных полей с редкими лесными полосами. Но для тех, кто пересек область с севера на юг и с запада на восток, кто любовался степными просторами с вершины шихана и каменистыми ущельями «Оренбургской Швейцарии», кто пробирался сквозь чащи уремных лесов и нагорных дубрав, кто не раз ночевал на берегу степной речки, вдыхал аромат чабреца, полыни, шалфея и слушал «ночной концерт» в исполнении кузнечиков, варакушки и сеноставки, Оренбуржье – край редкой красоты, исключительно многообразия пейзажей, неповторимого колорита местной природы.

Модуль 2. «Шумят пшеничные поля…».

Наше Оренбуржье – это не только пуховые платки, газ, но и бескрайние хлебные поля. И как мало наши дети знают об этом, а ведь хлеб – хорошо знакомое и привычное для детей понятие, являющееся повседневным элементом их жизни. Детей интересует, как его делают, откуда он берётся, сколько сортов хлеба бывает. На эти вопросы ответит наша программа. Изучая хлеб, дети осваивают такие понятия, как «рост» и «развитие», узнают интересные факты из области истории, географии, социального развития, определяют составные части хлеба, узнают о процессе его выращивания и производства, знакомятся с профессиями людей, участвующих в производстве хлеба.

Дошкольники знакомятся с истоками русской культуры, с народными традициями, связанными с хлебом. Воспитанники могут принести в группу рецепты приготовления домашней выпечки и рассказать о том, как проходят в их семьях торжества. Во многих культурах есть народные сказки и литературные произведения о хлебе, которые можно прочесть детям. Программа включает в себя также слушание музыки, рисование, подвижные игры – в зависимости от того, какие идеи возникнут у детей.

Модуль 3. «Поселок в котором мы живем».

 Переволоцк основан в 1738 году. Его основал Иван Кириллович Кириллов. До появления на Урале русского населения жили различные племена. Занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. Беглые крестьяне становились казаками. Казаки занимались скотоводством, рыболовством и добычей соли. Русский народ, казаки никогда не враждовали с народами Средней Азии. В Переволоцке обсуждался план возникновения Оренбурга. На территории поселка был  основан торговый путь, связывающий Европу с Азией. Путь шел по Волге, по реке Самаре, доходил до водокачки, затем лодки перегружали и везли на верблюдах, на реку Камыш-Самару, которая впадала в Урал. Довозили до Оренбурга, до станции Меновой двор. Место перегрузки называли переволоками (Переволоцк). В июне 1738 года была заложена крепость Переволоцкая…Постепенно развивалось сельское хозяйство, строились школы, больницы, дом культуры, музыкальная школа. В центре поселка был заложен парк, и совсем неподалеку от него «Аллея Победы».

Модуль/Тема

Объем ОД

(в мин)

Способы реализации

Виды детской деятельности и /или активности и /или культурные практики активности

Модуль 1. Природное наследие Оренбуржья

1.1

«Люби и знай свой край родной»

30

Групповая деятельность: рассматривание альбома с иллюстрациями «Оренбуржье мое», «Наш поселок».

Коллективное взаимодействие по сбору фотоматериалов о поселке; совместная деятельность по классификации фотоматериалов.

Взаимодействие детей с родителями по подбору фотографий прошлых лет (изучаем альбомы бабушек и прабабушек).

Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению экскурсии.

Работа в детско-взрослых сообществах по сбору, классификации и  интерпретации информации;  коллективное составление информационных справок к иллюстративному материалу (фотографиям).

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-

исследовательская, музыкально художественная.

Коммуникативная- беседа о достопримечательностях нашего поселка.

Познавательно-исследовательская- экскурсия в музей «Боевой славы».

Музыкально-художественная- стихотворение И. Гавриловой «Оренбуржье». Песня «Оренбуржье мое».

Коллекционирование- сбор фотоматериалов о поселке.

1.2.

«Фауна

оренбургских

степей»

30

Групповая деятельность: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (мультимедиа: детские забавы и развлечения в парках и скверах); игровое упражнение «Разгадай мою загадку»

Игровая- Дидактическая игра «Кто живет в озерах» Разучивание пальчиковой игры «Суслик»

Коммуникативная- Беседа об озерах и их обитателях с опорой на личный опыт детей.

Чтение художественной литературы- Чтение стихотворения И. Малова «Я слышу

степь».

Познавательно-исследовательская-прогулка в парк.

1.3.

«Здравствуй,

Оренбургский

заповедник!»

30

Групповая деятельность: рассматривание альбома с иллюстрациями «Оренбургский заповедник». «Заповедные места Переволоцкого района»

Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению опыта «Как растут деревья»

. Работа в детско-взрослых сообществах по изготовлению подарков  для Лесовичка.

Игровая- Дидактические игры. Речевая разминка.

Коммуникативная- Беседа о заповеднике.

Познавательно-ииследовательская- Опыт

«Как растут растения».

Художественно-творческая деятельность- Составление коллажа «Заповедник».

1.4.

«Мое Оренбуржье»

30

Групповая- Просмотр видеороликов, иллюстраций об Оренбуржье

Детско-взрослые сообщества- информационные справки о разных национальностях

Игровая- Народная игра «Дедушка – рожок»

Коммуникативная- Беседа о крае. Просмотр видеороликов, иллюстраций о нем.

Познавательно-исследовательская- знакомство с людьми

разных национальностей, живущих на его территории.

Чтение художественной литературы- чтение литературы об особенностях климата и природных зонах Оренбуржья. Его

многонациональности, достижениях

Модуль 2 «Шумят пшеничные поля…».

2.1

«Что за

зернышко

такое, не

простое –

золотое»

30

Групповая- Рассматривание иллюстраций. Фильм «Здравствуй, хлебушек!»

Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению опыта «Посадка зерна»

Игровая-дидактическая игра «Разгадай мою загадку», игра-импровизация «Растет колосок»

Коммуникативная- Внешний вид зерна. Беседа «Как растет хлеб, уход за ним».

Познавательно-исследовательская- Рассматривание зерен в колосьях. Сравнение сухих и ранее замоченных зерен. Опыт «посадка зерна».

Фильм «Здравствуй, хлебушек!»

Чтение худ.литературы- Чтение

стихотворения               П. Качанова «Хлеб».

2.2.

«К то любит

трудиться,

тому на месте

не сидится»

30

Групповая: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (мультимедиа: посадка зерна, рост колосьев, уборка урожая, выпечка хлебных изделий.) Чаепитие.

Коллективное взаимодействие: хоровод.

Минигрупповая: инсценировка посадки и уборки зерна, выпечка хлеба.

Индивидуальная: изготовление калача из теста.

Игровая- Игра «Кто быстрее найдет свой калачик».

Коммуникативная-беседа о посадке зерна, росте колосков, уборке урожая, выпечке хлебных изделий.

Чтение худ.литературы-чтение стихов о хлебе.

Художественно-творческая - Хоровод. Инсценировки: посадка, рост, уборка зерна,

выпечка хлеба. Общий танец. Исполнение хороводной песни.

Продуктивная- изготовление калачиков из соленого теста.

2.3.

«Народные

традиции.

Хлеб в русской кухне»

30

Групповая: Рассматривание иллюстраций

Работа в детско-взрослых сообществах по сбору, классификации информации, составление информационных справок о домашних традициях: что пекут дома.

Игровая- народная игра.

 

Коммуникативная- Отгадывание загадки о хлебе. Беседа о сортах хлеба в разные временные

отрезки жизни России.

Познавательно-исследовательская- Загадка о хлебе. Сорта хлеба: раньше и сейчас. Русские традиции, связанные с хлебом. Коммуникативная деятельность в семье- Что пекут дома.

2.4.

«Берегите

хлеб!»

30

Групповая: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (мультимедиа:процесс выращивания хлеба, профессия «хлебороб»)

Работа в малых подгруппах: придумывание сказки

Детско-взрослые сообщества: разгадывание кроссворда

Коммуникативная- Беседа о процессе

выращивания и производства хлеба. Вопросы о профессиях людей, связанных с выращиванием и производством хлеба.

Чтение худ.литературы- Сказка «Я – колосок».

Игровая- Народная игра

Художественно-творческая- Придумывание сказки «Я – колосок».

Эмоциональное восприятие литературного текста-обсуждение «Что нужно для изготовления печенья?» Придумываем ласковые названия хлеба.

Коммуникативная деятельность в группе- разгадывание кроссворда совместно с родителями

Модуль 3.«Поселок в котором мы живем».

3.1

«Знакомство с

парком

нашего поселка.

Здравствуй,

Аллея Победы!»

30

Групповая: экскурсия в парк, знакомство с «Аллеей Победы»

Минигрупповая: работа с иллюстрациями достопримечательностей нашего поселка.

Игровая-дидактическая игра «Угадай по иллюстрации»

Коммуникативная- знакомство с «Аллеей Победы». История ее создания, местоположение,

характерные особенности

Познавательно-исследовательская- Экскурсия к «Аллее Победы».

Чтение худ.литературы – В.Степанов «Что мы Родиной зовем»

Продуктивная - Возложение цветов.

3.2.

Наши любимые места отдыха с семьей.

30

Групповая: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов

Индивидуальная: изготовление открытки «Букет для ветеранов»

Работа в детско-взрослых сообществах: составление информационных справок к иллюстративному материалу (фотографиям). Представление любимого места отдыха в поселке.

Игровая-назвать место отдыха по фотографии.

Коммуникативная- Беседа с опорой на знания детей о любимых местах отдыха семьи. Беседа о правилах безопасного поведения в

общественных местах.

Продуктивная- букет для ветеранов

Худож.творч-Слушание музыки

Подготовительная группа 6 – 7 лет

Модуль 1. «Природное наследие Оренбуржья»

Цель этого раздела – познакомить детей с природным наследием Оренбуржья. Это Бузулукский бор, хребет Малый Накас, озеро Развал, саракташское холмогорье, светлинские озера, каргалинские рудники. И как мало знают наши дети, а порой и сами взрослые об оренбургских степях. Оренбуржье– край редкой красоты, исключительно многообразия пейзажей, неповторимого колорита местной природы.

Модуль 2. «Шумят пшеничные поля…»

Наше Оренбуржье – это не только пуховые платки, газ, но и бескрайние хлебные поля. И как мало наши дети знают об этом, а ведь хлеб – хорошо знакомое и привычное для детей понятие, являющееся повседневным элементом их жизни. Детей интересует, как его делают, откуда он берётся, сколько сортов хлеба бывает. На эти вопросы ответит наша программа. Программа включает в себя также слушание музыки, рисование, подвижные игры – в зависимости от того, какие идеи возникнут у детей.

Модуль 3. «Поселок в котором мы живем…»

Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположение поселка, климат округа, округ и поселок на карте России; природа и полезные ископаемые округа; символика родного края.

Модуль 4. «Знаменитые люди Оренбуржья»

Как можно больше и глубже дать детям представлений об истории, традициях, укладе жизни людей Оренбургского края, Переволоцкого района. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, поэтому необходимо приобщать их к пониманию истории своего края.

Модуль 1. «Природное наследие Оренбуржья».

Модуль/Тема

Объем ОД

(в мин)

Способы реализации

Виды детской деятельности и /или активности и /или культурные практики активности

1.1

«М ой край

родной,

Оренбургская

область!»

30

Групповая: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов

Индивидуальная – изготовление детских рисунков

Коммуникативная- Беседа о крае. Историческая справка о крае. Характерные особенности.

Познавательная-. Местоположение на карте

Чтение художественной литературы-Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»

Продуктивная-Детские рисунки «Мой поселок».

Худож.творческая-музыкальное произведение

В.Позднеева «Край Оренбургский».

1.2.

«Флора и фауна степного края»

30

Групповая: экскурсия в музей, игровое упражнение «Разгадай мою загадку»      (картинки обитателей водоемов нашего края)

Игровая- Дидактическая игра «Кто живет в озерах».

Коммуникативная- Беседа об озерах и их обитателях, о лекарственных растениях с опорой на личный опыт детей

Художественно-творческая-слушание «Над Уралом зори», муз. А. Зельцер, сл.

Л. Татаренко.

Познавательно-исследовательская- экскурсия в музей

1.3.

«Красная книга»

Оренбуржья

30

Групповая: виртуальная экскурсия на основе на основе наглядных материалов (мультимедиа)

Коллективное взаимодействие: анализ представленных материалов

Работа в детско-взрослых сообществах: составление информационных справок к иллюстративному материалу

Коммуникативная-рассматривание иллюстраций из Красной книги

Игровая- Дидактическая игра «Вспомни и назови».

Чтение художественной литературы-Чтение стихотворения

«Красная книга».

Познавательно-исследовательская-знакомство детей с представителями флоры и фауны Красной книги

Оренбуржья, представление о негативном и позитивном влиянии

деятельности человека на многообразие видов животных.

1.4

«Жемчужины Оренбургского края»

30

Групповая: игра-развлечение «Ящерица и ее хвост»

Коллективное взаимодействие: по сбору информации и иллюстраций  о Бузулукском боре, Уральских горах.

Работа в малых подгруппах с картой

Игровая - Народная игра-развлечение «Ящерица и ее хвост»

Коммуникативная- беседа:Уральские горы, Бузулукский бор

Познавательно-исследовательская - Географическое расположение на территории области, на карте.

Музыкально-художественная - Слушание аудиозаписи «Звуки природы».

В.Позднеев «Край Оренбургский»

Модуль 2 «Шумят пшеничные поля…».

2.1.

«Хлеб — всему

голова»

30

Групповая: игры, разгадывание кроссворда

Совместная деятельность взрослого и детей: Изготовление с мамами теста для печенья

Игровая- народная игра   «Пирог», дидактические игры с родителями и детьми

Коммуникативная-отгадывание кроссворда

Продуктивная- свежая выпечка совместно с родителями и детьми

Музыкально-художественная-Народные мелодии «Мой край Оренбургский».

Познавательная- Фильм «Здравствуй, хлебушек!»

2.2

«История

выпечки хлеба

на Руси»

30

Групповая: виртуальная экскурсия на основе наглядных материалов (посадка зерна, рост колосьев, уборка урожая), хоровод, чаепитие с хлебными изделиями, исполнение хороводной песни

Работа в малых подгруппах по подготовке и сбору материала для альбома «Как хлеб на стол пришел?», инсценировки

Индивидуальная: подготовка хлебных изделий к чаепитию

Игровая- Игра «Кто быстрее найдет свой

калачик».

Коммуникативная- беседа: Посадка зерна. Рост колосков. Уборка урожая

Чтение художественной литературы-стихи о хлебе

Художественно-творческая - Хоровод. Инсценировки: посадка, рост, уборка зерна, выпечка хлеба. Общий танец. Исполнение хороводной песни

Продуктивная- Альбом «Как хлеб на стол пришел?» Чаепитие с хлебными изделиями

2.3

«О том, как

хлеб

становится

хлебом»

30

Групповая: игра

Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению эксперимента, подбору пословиц и поговорок о хлебе

Индивидуальная: выставка детских работ «Макаронные фантазии»

Игровая- Народная игра «Куры — курченяточки».

Коммуникативная-Знакомство с земляком, лучшим комбайнером

страны – В.М.Чердинцевым, его трудовыми достижениями.

Беседа.

Познавательно-исследовательская-Эксперимент «Как работают дрожжи».

Игровая деятельность- «Русские традиции. Хлебосольство».

Чтение художественной литературы – пословицы и поговорки о хлебе

Слова Р. Гамзатова о труде земледельца, хлебе.

Продуктивная –детские работы «Макаронные фантазии»

2.4

«Берегите

Хлеб!»

30

Групповая: беседа на основе наглядных матеиалов «Хлеб и правильное отношение к нему», инсценировка «Шумят хлеба»

Индивидуальная: поделки из соленого теста

Игровая- игра-путешествие «К бабушке в деревню»

Чтение худ.литературы- «Я – колосок»

Коммуникативная-беседа «Хлеб и правильное отношение к нему»

Продуктивная- выпечка из соленого теста

Музыкально-творческая- «Шумят хлеба»

Модуль 3. «Поселок в котором мы живем»

3.1.

«История создания поселка Переволоцкий»

30

Групповая: игровое упражнение «Где твоя улица? Где твой дом»

Работа в малых подгруппах: поделки «герб поселка»

Коллективное взаимодействие по сбору фото-материалов о поселке; совместная деятельность по классификации фотоматериалов, анализ материалов и создание коллекции фотографий поселка прошлых лет

Выставка фотографий родителей «Любимый край, благословенный»

Игровая- «Где твоя улица? Где твой дом?»

Коммуникативная-беседа о географических особенностях поселка, климате, символике родного края опираясь на опыт детей

Познавательная- местоположение на карте области

Продуктивная- герб поселка

Чтение художественной литературы- стихотворение Л.Воронько «Лучше нет родного края»

Коллекционирование- сбор фотоматериалов «старый поселок»

3.2.

«Аллея Победы»

30

Групповая: экскурсия в парк, знакомство с «Аллеей Победы»

Минигрупповая: работа с иллюстрациями достопримечательностей нашего поселка

Игровая- дидактическая игра «Угадай по описанию»

Коммуникативная- знакомство с «Аллеей Победы». История ее создания, местоположение,

характерные особенности

Познавательно-исследовательская- Экскурсия к «Аллее Победы».

Чтение худ.литературы – В.Степанов «Что мы Родиной зовем»

Продуктивная - Возложение цветов.

3.3.

«Заповедные места Переволоцкого района»

30

Групповая деятельность: рассматривание альбома с иллюстрациями «Заповедные места Переволоцкого района»

Работа в малых подгруппах по подготовке и проведению экскурсии на Переволоцкий родник. Работа в детско-взрослых сообществах по уходу за родником.

Выставка фотографий «Времена года. Оренбуржье»

Игровая- Дидактические игры «Узнай по фотографии». Речевая разминка.

Коммуникативная- Беседа о заповедных местах Переволоцкого района

Познавательно-исследовательская-

Экскурсия на Переволоцкий родник

Художественно-творческая деятельность- Составление коллажа «Заповедные места»

3.4.

«Знаменитые люди нашего поселка»

30

Групповая: экскурсия в библиотеку

Коллективное взаимодействие по сбору фотоматериалов о известных людях нашего поселка; совместная деятельность по классификации фотоматериалов. Выставка

Коммуникативная- беседа, рассматривание фотографий и иллюстраций

Познавательно-исследовательская- экскурсия в библиотеку

Игровая – рифмовки «Доскажи словечко»

Чтение худ.литературы- знакомство с творчеством поэта-земляка Н.Волженцева

Модуль 4 «Знаменитые люди Оренбуржья»

4.1.

«Писатели-

классики в

Оренбургском

крае»

30

Групповая: рассматривание фотоматериала, слушание сказок

Коммуникативная-

А.С. Пушкин, В.И. Даль, С.Т. Аксаков Беседа. Рассматривание фотоматериала

Худож.творческая- аудио-видео-сказки, проигрывание эпизодов любимых литературных произведений

4.2.

«Ко смонавт

Ю.А.Гагарин»

30

Групповая: игровое упражнение «Самолет построим сами»,

Работа в малых подгруппах: исполнение песен о космосе

Индивидуальная: рисунки «Первый космонавт»

Коллективное взаимодействие по сбору фотоматериалов о космосе и первом космонавте

Выставка детских работ

Игровая- игра «Самолет построим сами»

Коммуникативная- беседа, просмотр фотослайдов

Музыкальная-песни о космосе

Продуктивная- рисунки «Первый космонавт»

4.3.

«Оренбуржье в годы

войны»

30

Групповая: экскурсия, беседа

Взаимодействие детей с родителями по подбору фотографий участников войны(изучаем альбомы бабушек)

Индивидуальная: цветы  к памятнику

Коммуникативная-  беседа«Человек жив до тех пор, пока его помнят», о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы войны

Познавтельная- экскурсия к памятнику

Продуктивная- возложение цветов

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 2 . Шумят пшеничные поля

Тема 2. 1. Что за зернышко такое, не простое - золотое.

Содержание темы

Знакомство с зерном, его внешним видом. Как растет хлеб, уход за ним.

Формы, способы, методы

Организация коллективной и индивидуальной деятельности детей.

Просмотр фильма «Здравствуй, хлебушек!», предварительное экспериментирование с сухими и ранее замоченными зернами.

Средства образования и развития

Музыкальный ряд: Народные мелодии «Мой край Оренбургский».

Зрительный ряд: Фильм «Здравствуй, хлебушек!»  иллюстрации, фотоальбом

Литературный ряд:  Стихотворение П.Качанова «Хлеб»

Материалы и оборудование: мультимедиа, набор для экспериментирования (стаканчики с землей, колосья, сухие и пророщенные зерна)

Взаимодействие участников образовательных отношений

Взаимодействие со взрослыми в процессе изучения хода эксперимента

Взаимодействие детей с другими детьми: игра «Разгадай мою загадку», игра-импровизация «Растет колосок», в процессе выполнения эксперимента

Виды деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.

Продукт

Посаженные зернышки в стаканчиках.

2.3. Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

Организационная информация                                                         Примечание

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Познавательно-исследовательская

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Шумят пшеничные поля…

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Чтение стихотворения, просмотр фильма, обращение к опыту детей, экспериментирование

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, речевое, познавательное

4.

Возрастная группа:

Старшая группа 5-6 лет

5.

Цель:

Развивать познавательный интерес детей средствами экспериментальной деятельности

6.

Задачи:

6.1

Познакомить детей с зерном, его внешним видом, процессом выращивания.

6.2

Развивать умение сравнивать и делать логические выводы

6.3

Развивать интерес к экспериментированию

6.4.

Формировать зачатки любви к родному краю

7.

Планируемые результаты:

7.1

Познакомились с зерном, его внешним видом и процессом выращивания

7.2

Научили детей делать простейшие логические выводы

7.3

Умеют устанавливать причинно-следственные связи

7.4.

Развит интерес к экспериментированию

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Организация исследовательской лаборатории

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рассматривание колосьев. Сравнение сухих и ранее замоченных зерен

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

Чтение стихотворения Б.Качанова «Хлеб»

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Просмотр иллюстраций, обращение к опыту детей «Откуда берется хлеб?»

1.2

Мотивация деятельности детей

Дидактическая игра «Разгадай мою загадку»

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Выдвижение гипотезы «Как растет хлеб»

II.

Основная часть:

Сравнение сухих и ранее замоченных зерен. Экспериментирование: сажаем в землю сухие и проросшие, ранее замоченные зерна. Сравниваем их всходы, делаем вывод.

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Напоминание о результатах эксперимента «как растет хлеб»

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Дети делают вывод, что из посаженного зерна вырастает колос, из него делают муку, а из муки пекут хлеб

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Дети сами делают вывод, что если зерен посадить много, то  вырастет много колосьев, значит будет много хлеба

III.

Заключительная часть

Обобщение знаний детей. Просмотр фильма «Здравствуй, хлебушек!» Игра-импровизация «Растет колосок»

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Что помог понять эксперимент? Зачем он проводился? Удалось ли получить ответ на вопрос?

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Наблюдение в группе как из зерна вырастает колос

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1.  Кадровое обеспечение

        Реализацию программы обеспечивают воспитатели  старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель.

        Воспитатель: организовывает образовательную деятельность:

1. В специально организованной образовательной среде (создание в группе условий для формирования у дошкольников представлений о родном крае)

2. В организованных формах (экскурсии, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей, направляет совместную деятельность детей и родителей  и др.).

3. В проектной деятельности (создание альбомов и презентаций)

4.  Наблюдение за эффективностью реализации программы.

Музыкальный руководитель: участие в подготовке и проведении праздников; создание аудиотеки.

        Воспитатели обеспечивают  непрерывную образовательную деятельность с использованием видео- и фотоматериалов,  беседы, проведение викторин, конкурсов, театральных представлений по данной теме. Воспитатель организует предметно-развивающую среду. Подбирает  соответствующие альбомы, иллюстрации, настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить полученные знания, формируют умения самостоятельно использовать их.

Воспитатель  использует прием действенного соучастия детей, привлекает детей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивает их фантазию.

При реализации данной программы каждая тема подкрепляется различными играми,

продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, экспериментирование).

Педагог – отбирает из массы впечатлений, получаемых ребенком, те которые наиболее ему доступны. Причем факты, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будить воображение. Поэтому осуществляя работу по формированию ценностного отношения к культурному наследию Оренбуржья, воспитатель прежде всего, сам изучает его. Продумывает, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив то, что характерно только для данной местности, данного края.

Данная деятельность специфическая и требует профессиональных знаний и умений в области культурного наследия Оренбуржья. Педагог осваивает художественные средства (исполняет песни, читает произведения художественной литературы, т.д.), тогда он привносит в занятия элементы артистичности, индивидуальности.

  1.  Материально- техническое обеспечение Программы

В группах центральное место при организации предметно-развивающей среды отведено центру краеведения, где дети могут ознакомиться с культурным наследием родного края, узнать историю родного поселка и Оренбургской области. В центре представлены фотографии родного поселка, памятников города Оренбурга, тематические альбомы, дидактические игры, портреты знаменитых людей, детские произведения писателей и поэтов, куклы в национальных костюмах, сшитые руками воспитателей и родителей, символика поселка Переволоцкий.

Альбомы:

«Мое  Оренбуржье»; «Заповедные места поселка», «Парки», «Музеи», «Знаменитые люди Переволоцка», «Как хлеб на стол пришел»

Выставки:

«Первый космонавт», «Времена года. Оренбуржье», «Старый поселок», «Любимый край, благословенный!»,  «Макаронные фантазии», «Мой поселок»

Музыка:

Гимн «Живи, Оренбург» (сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова,

«Песня об Оренбурге» Золотарёв П. Ф.

Аудиозапись «Я - Оренбуржец и этим горжусь!» С. Шмелев

Сказки А.С. Пушкина в аудиозаписи «Сказка о золотой рыбке».

Песни Ю. Антонова "Не рвите цветы"

Музыка П.И. Чайковского «Времена года»

В.Позднеев «Край Оренбургский»

А. Зельцер, Л.Татаренко  «Над Уралом зори»

Видеотека:

Презентации «Родной поселок Переволоцкий», «Архитектурные достопримечательности города Оренбурга», «Здравствуй, хлебушек!».

Материалы для творческих продуктивных видов деятельности:

Краски, карандаши, фломастеры, мелки, клей, гуашь, ножницы, цветная бумага, салфетки, кисточки, глину, тесто для лепки, образцы, схемы, муляжи.

Оборудование:  мультимедиа, музыкальный центр, ПК.

Литература,  используемая педагогами:

1. «Край степной - Оренбуржье». М., «Планета», 1983г.

2. Ветров А.С. География Оренбургской области. Челябинск, ЮУКИ, 1996г.

3. Гаранькии Ю.Д., Дорофеев В.В., Жилин А.Н. – Оренбург / Ю.Д. Гаранькии , В.В .Дорофеев ,

А.Н. Жилин Оренбургское книжное издательство. 1995.- 160 с

4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина М.: творческий центр, 2003.76с

5. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: – М.: Мозаика – Синтез, 2009

6. Путеводитель-справочник /составители И.З.Мансуров, И.Я. Скутин. -Челябинск: Южно- Уральское книжное издательство, 1977. - 204 с 151

7. Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010

8. Сайгин, Н.И. История культуры Оренбуржья (XVIII — XXI вв.) / Н.И. Сайгин. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. — 480 с.

9. Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов про

Оренбуржье»(http://www.orenobl.ru)

10. Соломенникова О.А. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2008

11. Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СП.б.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

12. Чибелёв А.А. Природное наследие Оренбургской области – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996г.

13. Чибилев, А.А. Географический атлас Оренбургской области / А.А.Чибилёв.-научн.ред. и.- М.: Издательство ДИК. 1999. - 96 с.

14. Экологические проекты в детском саду/ О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2011

15. Энциклопедия «Оренбуржье»/ Ю. Свобов, О. А. Колдина и др.- Оренбург, Оренбургское литературное агентство «Золотая аллея», 2010

16. Энциклопедия «Оренбуржье»/ Ю. Свобов, О. А. Колдина и др.- Оренбург, Оренбургское литературное агентство «Золотая аллея», 2010

17. Юлаев И. Встретимся летом. Оренбург, 1999г.

Литература для детей :

1. В. Разувин «К Оренбургу».

2. Загадки о лесе, животных и птицах.

3. Загадки, чтение А.Букалов «Как машины хлеб берегут»; пословицы и поговорки о хлебе,

4. В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», О.Зыкова «Хлебороб».

5. Н.Семикозова «Родина», загадки о профессиях, пословицы и поговорки о труде.

6. Некрасов Н.А., Колосья. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

7. ПриходькоВ., Дом зерна. – Москва, Издательство «Малыш», 2010

8. Прусс А. «Рассказы по истории Оренбуржья.

9. Романовский С., Родина. — Москва, Издательство «Детская литература», 2001

10. стихотворение «Мой Оренбург», С. Михалков «Улица моя».

11. Топелиус З., Три ржаных колоса. – Москва, Издательство «Детская литература», 2000

3.3  Научно- методическое обеспечение Программы

Данная программа "Любимый край, благословенный!"  является целевым разделом ООП в части формируемой участниками образовательного процесса МБДОУ "Детский сад №7 п. Переволоцкий".

Научно-методический ресурс:

Программы и технологии, реализуемые в программе:

1.Наш дом Южный Урал. Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях

народной педагогики./ ред.составитель Е.С.Бабунова – Челябинск, 2007

2. «Мы живем в России» Л. Е Осиповой. Программа ставит основную цель — формирование личности ребёнка, воспитание чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре;

3. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Н. В. Алешиной. 2011 г.

4. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М. Д. Маханевой. 2009 г

5. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. Н. В. Ивановой, Е. Ю. Бардиновой, А. М. Калининой.

6. Игровая деятельность в детском саду. Н. Ф. Губановой

Интернет- ресурсы:

1. Оренбургские писатели – краеведы /сайт История Оренбуржья http://kraeved.opck.org/biblioteka

2. Ермолаев, Д.Е. Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных общеобразо-вательных

учреждениях // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2011 г. – № 5

URL: http://www.orenobl.ru/poem.php

3. www.school.edu.ru «Российский общеобразовательный портал».

4. doshkolnik.ru «Дошкольник – сайт для всей семьи»

5. http://allforchildren.ru/friendsongs/friend.php «Всё для детей» — музыка, сказки, родная речь, поделки.

6. Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов про Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)

3.4  Время и сроки реализации программы

Работа по данной программе охватывает практически все виды деятельности детей. Планируется в образовательной деятельности один раз в неделю в первой половине дня по зо минут и дополняет различные виды деятельности детей во второй половине дня.

Рассчитана программа на два года для детей с 5 до 7 лет.

         Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения ( "Познавательное развитие», "Социально -коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие»).

Знакомство дошкольников с родным поселком и родной страной - процесс длительный и сложный, Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются:

- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов  детской  деятельности: коммуникативную, трудовую, познавательно- исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную;

- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников);

- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций);

- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, фотовыставки, создание карт поселка, составление маршрутов экскурсий и про гулок по посёлку; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях и прочее).

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь и стремится к активной деятельности, и педагог должен всячески способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Вот почему при организации краеведческой работы в группе планируются разнообразные виды деятельности дошкольника - игровую, изобразительную, познавательно-исследовательскую, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности - обеспечивают повышение интереса к данной теме.

3.5  Организация развивающей предметно- пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда группы:

• содержательно-насыщенная, развивающая;

• трансформируемая;

• полифункциональная;

• вариативная;

• доступная;

• безопасная;

• здоровьесберегающая;

• эстетически-привлекательная.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование ). Все предметы доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития выступают:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок ряжения (для театрализованных игр);

• книжный уголок;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);

• уголок природы (наблюдений за природой);

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей —

конструктивной, изобразительной, музыкальной, спортивный .

Предметно - пространственная среда не ограничивается рамками групповой комнаты, она охватывает территорию всего детского сада. В раздевалке находиться тематические стенды для родителей, фотовыставки. Проводятся целевые наблюдения на кухне. В музыкальном зале проходят развлечения, досуги, праздники и подготовка к ним. Дети пользуются детскими музыкальными инструментами (ложки, дудочки, металлофоны и др.) , различными атрибутами (венки, маски, ленточки и др. ). Активно используют их в народных играх. Во время прогулки  на участках есть возможность понаблюдать за живой и не живой природой, организовываются опыты, игры детей с природным материалом.

И за пределами детского сада не заканчивается предметно- пространственная среда. Совместно с родителями создаются маршруты целевых прогулок и проводятся в парк, к памятнику боевой славы, художественную школу, библиотеку, музей, хлебозавод.

Предметно- пространственная среда распространяется и на семью ребенка, здесь продолжает идти совместная работа детей и родителей по реализации данной программы: изготовление теста для печенья, разгадывание кроссвордов, рассматривание фото альбомов бабушек и прабабушек для фото выставки "Фото прошлых лет", и тд.

Воспитатели проводят виртуальные экскурсии, где дети могут путешествовать по территории всей области "Мой край родной - Оренбургская область".

IV.   Дополнительный раздел

         Парциальная программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов,  ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.  

Программа «Любимый край – моя малая родина!» рассчитана на 2 года и ориентирована на детей от 5 до 7 лет. Программа реализуется в образовательной деятельности и различных режимных моментах.

Целью программы «Любимый край – моя малая родина!» является:  формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.  

Основные задачи:

-Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины;

-Формировать представления о достопримечательностях родного края, исторических корнях района, символике.

-Расширять представления о природных богатствах Оренбургской области: растительном и животном мире; полезных ископаемых;

-Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям;

-Сформировать ценностные отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;

-Вызвать потребность и желание как можно больше узнать о своей малой Родине;

-Развивать у дошкольников навыки познавательно-исследовательской, творческой деятельности.

Программа призвана помочь детям проникнуться красотой родного края, узнать больше

об основных богатствах нашего края, о его растительном и животном мире. В ходе ее реализации

дети узнают об этих уникальных местах Оренбуржья много интересных фактов: их местоположение,

занимаемую площадь, живописность ландшафта, растительный и животный мир, а также

познакомятся с геологическими памятниками оренбургского края.

Успешное выполнение программы требует создания современной развивающей предметно-пространственной среды. Для этого в ДОУ функционируют дополнительные помещения, обеспечивающие осуществление образовательного процесса: музыкальный зал, физкультурный зал. Также для реализации программы используется территория возле ДОУ, музеи и памятные места поселка.

Работа педагогического коллектива с семьей выстроена по следующим направлениям:

-  изучение социального статуса семей воспитанников ДОУ;

-  обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической

компетентности;

-  организация и проведение массовых мероприятий с участием родителей.

Представленные направления реализуются в различных методах и формах взаимодействия с

родителями: - индивидуальная работа с родителями: беседа, консультация, посещение занятий;

-  коллективная работа: родительские гостиные, тематические встречи (обмен семейным опытом),  проведение открытых занятий, спортивные соревнования, досуговые мероприятия;

-  разработка методических рекомендаций

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы (для детей 5-6 лет)

№ пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

не проявляется

1

Сформировано представление о своей семье и своем доме.

В –Хорошо сформировано представление о своей семье и своем доме.

С - частично сформировано представление о своей семье и своем доме.

Н -  не сформировано представление о своей семье и своем доме.

2

Может составить

небольшой рассказ

об Оренбурге и своем поселке

В – Самостоятельно может составить небольшой рассказ

об Оренбурге и своем поселке

С -  По алгоритму может составить небольшой рассказ об Оренбурге и своем поселке

Н – С помощью взрослого может составить небольшой рассказ  об Оренбурге и своем поселке

3

Может назвать некоторые растения и животных Южного Урала.

В -   Может назвать некоторые растения и животных Южного Урала.

С –  Частично может назвать некоторые растения и животных Южного Урала.

Н –  Не может назвать некоторые растения и животных Южного Урала.

4

Может назвать

достопримечательности Оренбурга, своего поселка,  места отдыха.

В –  Способен  назвать достопримечательности Оренбурга, своего поселка,  места отдыха.

С – Не всегда способен  назвать достопримечательности Оренбурга, своего поселка,  места отдыха.

Н – Не может назвать  достопримечательности Оренбурга, своего поселка,  места отдыха.

5

Имеет  небольшие сведения о нашей стране, знает столицу, может показать на карте.

В –  Имеет  разнообразные сведения о нашей стране, знает столицу, может показать на карте.

С –  Имеет  небольшие сведения о нашей стране, знает столицу, может показать на карте, с помощью взрослого

Н –  Не имеет   сведений о нашей стране,  не может назвать  столицу,  не может показать на карте.

6

  Имеет представление об общественных

нормах и правилах

В – У ребенка развито чувство терпимости к другим людям

С –  Имеет представление об общественных нормах и правилах, и старается выполняет их.

Н –  Имеет представление об общественных

нормах и правилах,  но не всегда выполняет их.

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы  (для детей 6-7 лет)

№ пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

не проявляется

1

Сформировано представление о своей семье и своем доме. Понимает значение слов «род», «родня», «родословная»

В – Хорошо сформировано представление о своей семье и своем доме. Понимает значение слов «род», «родня», «родословная

С - Частично сформировано представление о своей семье и своем доме.  Частично понимает значение слов «род», «родня», «родословная»

Н -  Не сформировано представление о своей семье и своем доме.  Не понимает значение слов «род», «родня», «родословная»

2

Имеет сведения об Уральском крае, городе, поселке и

может показать

их на карте

В – Имеет  разнообразные сведения об Уральском крае, городе, поселке и может показать их на карте

С - Имеет некоторые сведения об Уральском крае, городе, поселке и может показать их на карте с помощью взрослого

Н –  не имеет сведений об Уральском крае, городе, поселке и не может показать их на карте

3

Может назвать

достопримечательности Оренбурга, своего поселка,  места отдыха.

В –  Способен  назвать достопримечательности Оренбурга, своего поселка,  места отдыха.

С – Не всегда способен  назвать достопримечательности Оренбурга, своего поселка,  места отдыха.

Н – Не может назвать  достопримечательности Оренбурга, своего поселка,  места отдыха.

4

Имеет представление  и может  показать на карте свою страну и столицу

В -   Имеет представление  и может самостоятельно  показать на карте свою страну и столицу. Может рассказать о географических особенностях своей страны, ориентируясь по карте

С –  Имеет представление  и может  с помощью взрослого  показать на карте свою страну и столицу

Н – Не имеет представление о своей стране и столице.

5

Владеет знаниями о жилищах – русских, татар, башкир планировкой, предметами народного быта

В –  Владеет знаниями о жилищах – русских, татар, башкир :планировкой, предметами народного быта. Проявляет интерес к некоторым  русским традициям и праздникам

С –  Владеет знаниями о жилищах – русских, татар, башкир :планировкой, предметами народного быта

Н –  Не владеет знаниями о жилищах – русских, татар, башкир :планировкой, предметами народного быта

6

 Имеет представление об общественных

нормах и правилах

В – Хорошо развито чувство ответственности (за другого человека, за живое существо, за начатое дело, за данное слово).

С – Развито чувство собственного достоинства

по отношению к себе и другим. Готов прийти на

помощь.

Н – Имеет представление об общественных нормах и правилах, но не всегда выполняет их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность "Познание" Тема: "Приморский край - моя малая Родина"

Работа посвящена углублению знаний о природе Приморского края. Ориентированна на детей старшего возраста. Работа позволяет формировать знания о родном крае, о ценных видах животных и растений, приозра...

Парциальная образовательная программа "Моя малая родина"

Данная программа дополняет содержание образовательной области «Познавательно-исследовательское развитие» местными элементарными сведениями из истории, географии, культуры Оренбурга и разнообразными те...

Проект "Мой родной город Новоалександровск малая родина Ставропольский край " (региональный компанент)

Вид проекта позновательно-исследовательский , кратковременный, база внедрения МДОУЦРР Д/С №28 " КРАСНАЯ ШАПОЧКА"  В соответствии с ФГОС ДО приоритетное направление (ОО) " Сциально- коммуникативно...

Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшей группы «Кузбасс - наш родной край, наша малая Родина»

Цель: формирование нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников.Образовательные задачи:·...

Педагогический проект « Люби и знай родной наш край» « МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

Педагогический проект« Люби и знай родной наш край»« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА...

Авторская парциальная образовательная программа дошкольного образования в контексте регионального компонента «Мой родной край - моя малая Родина»

Проблема патриотического воспитания детей на сегодняшний день является наиболее актуальной. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - это воспитание любви к родному дому, с...

Проект "Мой край - моя малая Родина"

Проект по краеведению...