Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ
консультация

Тихонова Надежда Альбертовна

Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ представляет собой целостную систему. Цель которой состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и интеллектуального развития дошкольника.Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ представляет собой целостную систему. Цель которой состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и интеллектуального развития дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_kor.rabote.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

  Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ

Мы живeм в эпоху перемeн. Новые изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации. В соответствии с ФГОС ДО педагогический коллектив каждого ДОУ создает свою модель педагогического процесса, выбирая основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками. Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Цель состоит в организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и интеллектуального развития дошкольника. Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений запущен механизм программы для детей с ОВЗ. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО, заложены все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, система коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

Целью коррекционной работы в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и оказания помощи детям в освоении образовательной программы.

Программа коррекционной работы содержит:

- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в ДОУ и освоение ими основной образовательной программы;

 - систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;

- описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, использование адаптированной образовательной программы и методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий со специалистами ДОУ которые должны обеспечивать единство коррекционно – развивающей работы в ДОУ;

- планируемые результаты коррекционной работы.

Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционная работа в учреждении направлена на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся:

.      дети с нарушениями речи (общее недоразвитие речи);

·     дети с задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);

·        дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);

В группах компенсирующей направленности с ОВЗ при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие познавательных, двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений познавательного и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы специалиста по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы, а также самостоятельную деятельность ребёнка с ОВЗ в специально организованной пространственно-развивающей среде.

Содержание коррекционной работы определяют принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей  с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям( законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей ( законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы  детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы компенсирующей или комбинированной направленности.

Направления работы

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

 Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

Диагностическая работа включает:

- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в доу) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей  воспитанников;

- изучение социальной ситуации  развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- анализ успешности коррекционно- развивающей работы.

Коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

Коррекционно- развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ; единых  для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОВЗ;

- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.

Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – детям с ОВЗ, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

В работе используется «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» - Н.В. Нищева

«Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» С.Г. Шевченко;

В основе планирования занятий с детьми с ОВЗ  лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

 Часть проводится дефектологом или логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении. Педагоги в своей работе активно используют игровые технологии (дидактические игры, игровые упражнения, настольный театр, стихи, сказки, путешествия и т.д.), потому что игровая деятельность малышей является лидирующей, что позволяет ребёнку с интересом узнавать новое, улучшает эмоциональное состояние, настраивает детей на радостную активную работу. Образовательная деятельность носит комплексный характер и поэтому на занятиях активно используются упражнения для глаз, дыхания, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, самомассаж рук, лицевой мускулатуры, специальная гимнастика для развития общей моторики, что позволяет малышам снять усталость, напряжение, активизируется мыслительная деятельность.

Коррекционно – развивающая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется  индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, дефектолог, логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.

Таким образом, коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья будет максимально эффективной только при условии раннего выявления нарушений, систематичности и поэтапности обучения, тесной взаимосвязи в работе педагогов и родителей, что приводит к положительной динамике развития. Лишь совместными усилиями и упорным трудом удастся к выпускной группе подготовить дошколят к общеобразовательной школе.

Список литературы:

Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР.-М.: Аркти, 2002.

Нищева Н.В. Программа коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» С.ПБ Детство –Пресс 2012

Шевченко С.Г.  Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная пресса, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми,  имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательног...

Организация коррекционно-развивающей работы

Основные направления работы в моей логопедической практике....

Организация коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта

Направления корекционно-логопедической работы, основные задачи учителя-логопеда на логопункте, комплектование логопункта, организация деятельности, программа коррекционного обучения....

Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Описан практический опыт по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ: требования к специалисту, организующему работу и требования к условиям проведения коррекционно-развивающей работ...

«Организация коррекционно-развивающей работы для воспитанников детского сада и их родителей в условиях внедрения ФГТ»

«Организация коррекционно-развивающей работы для воспитанников детского сада и их  родителей   в условиях внедрения ФГТ»Т.А. Беклемышеваучитель-логопед МБОУ «Рождественскаясредняя...

Организация коррекционно-развивающей работы воспитателя ДОУ во второй половине дня.

Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется чёткой организацией жизни детей в период пребывания их в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня. Успех формирован...

Презентация "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в речевой сфере"

В последнее время особую актуальность приобрели различные аспекты коррекционной педагогики, одним из важнейших направлений которой является организация логопедической службы.  Согласн...