МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»
методическая разработка по физкультуре на тему

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми,  имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения.  Работа педагогов  должна быть направлена на медико-педагогическую реабилитацию детей с натальной травмой шейного отдела позвоночника /НТШОП/. Задачи, стоящие перед педагогами:

- коррекция психического и физического здоровья детей

- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям, сопротивляемости к неблагоприятным условиям внешней среды.

    Функционирование  данной группы предусматривает соблюдение базовых основ воспитательно-образовательного и физкультурно-оздоровительного процессов,  комплексное использование лечебно – коррекционной и физкультурно-оздоровительной работы с детьми с НТШОП, организацию медико-педагогического контроля за физическим и психолого-физиологическим состоянием детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie__rekomendacii_ntshop.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛЫСЬВЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №37»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»

Разработала: Тупицына  Елена    Викторовна,

инструктор по физической  культуре  

МБДОУ  «Детский  сад  № 37»

г. Лысьва Пермский край

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Воспитание детей с проблемами развития на сегодня – актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребёнка – важный фактор интеграции его в общество. Признание права ребёнка быть здоровым, счастливым, полноценным  освещены в таких документах как «Конвенция о правах ребёнка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей».

        По данным Лысьвенской детской больницы ежегодно от общего количества детей в возрасте от 0 до 16 лет 30 - 40% составляют дети с родовыми повреждениями позвоночника.

        Родовые повреждения позвоночника являются основным пусковым механизмом для большинства хронических заболеваний детского возраста: нейродермита, аллергического диатеза, астмоидных бронхитов, бронхиальной астмы, хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, сколиоза, юношеского остеохондроза позвоночника. Все дети с НТШОП являются длительно и часто болеющими детьми, со сниженными физическими возможностями.

Вызывая нарушения снабжения кровью головного мозга и спинного мозга, родовые повреждения позвоночника снижают интеллектуальные возможности ребёнка, приводят к быстрому утомлению, долгой врабатываемости, развитию депрессивных и астенодепрессивных состояний в среднем и старшем школьных возрастах, к отсутствию возможностей переносить длительные статические нагрузки в результате хронического болевого синдрома.

       Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми,  имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения.  Работа педагогов  должна быть направлена на медико-педагогическую реабилитацию детей с натальной травмой шейного отдела позвоночника /НТШОП/. Задачи, стоящие перед педагогами:

- коррекция психического и физического здоровья детей

- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям, сопротивляемости к неблагоприятным условиям внешней среды.

    Функционирование  данной группы предусматривает соблюдение базовых основ воспитательно-образовательного и физкультурно-оздоровительного процессов,  комплексное использование лечебно – коррекционной и физкультурно-оздоровительной работы с детьми с НТШОП, организацию медико-педагогического контроля за физическим и психолого-физиологическим состоянием детей.

ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НТШОП.

1.Педагогический оптимизм.

Опора на идею  Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка»

2. Ранняя педагогическая помощь

Единство ранней диагностики и ранней медико-педагогической коррекции.

3.Социально-адаптирующая направленность воспитательно-образовательного процесса.

Создание условий для формирования социальной компетентности.

4. Деятельностный подход

Учёт ведущей для дошкольного возраста  деятельности. Игра является инструментом коррекционной работы.

5.Дифференцированный и индивидуальный подходы.

Направлены на создание благоприятных условий воспитания, обучения  и развития,  учитывающих индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребёнка.

        

УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГРУППЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НТШОП

                       Материально-технические условия

Спортивный                                    Медицинский                         Бассейн

       зал                                                   кабинет

Музыкальный                                 Кабинет физио                        Сауна

         зал                                                 лечения

Физкультурный                                                                         Фитобар

       уголок

Оснащенность физиокабинета:

1. Аппарат гальванизации и электорфареза  «Поток -1»

2. Светолечение:

- тубусный облучатель ультрафиолетовый  для групповых локализованных облучений стационарный;

- облучатель ОРК -21 М 1 – для общего облучения и облучения полями;

- облучатель ртутно-маячный УГД – 2;

3. Аппарат  УВЧ - 66 – УВЧ – терапия

4. Виброакустический  аппарат «Витафон»

5. Аппарат низкочастотной магнитотерапии АНИМ-1

6. Аппарат  «Ультратон» – АМП – 2 ИНТ

7. Компрессорный  ингалятор - небулайзер  microlife  NEВ 50

Кадровые условия

Заведующая

детским садом

Организация условий

Управление финансами

Создание м/технической базы

Зам. зав. по в/м работе

Контроль за организацией воспитательно-образовательного процесса

Воспитатели группы

Организация воспитательно-образовательного процесса

Выполнение парциальных и стереотипических мышечных тренировок

Проведение дыхательной гимнастики

Психолог

Диагностика развития психических процессов

Коррекционные занятия

Создание эмоционального климата

Инструктор

по физ. воспитанию

Общая физическая подготовленность

Инструктор по плаванию

Коррекционная работа на воде

Музыкальный

руководитель

Формирование правильного мышечного стереотипа через игры, движение

Муз. воспитание

Логопед

Работа по формированию фф слуха и правильному звукопроизношению

Хирург

Назначение лечения

Контроль за выполнением

Фельдшер

Контроль за проведением ЛФК

Мед. мероприятия

Старшая мед. сестра

Организация рационального питании

М/сестра физ. кабинета

Выполнение мед. назначений

Массаж всех видов

Физиолечение

Схема взаимодействия

Дети НТШОП

    Семья

Зам. по в/м работе                         Зав. д/садом                         Хирург

- Воспитатели                                                                 -Фельдшер

- Психолог                                                                         -Старшая м/сестра

- Инструктор по физ. воспитанию                                         -М/сестра физ.каб.

- Инструктор по плаванию

- Муз. руководитель

- Логопед                                                 - ПМПК

Начальная школа                                                                -Детская больница

МЕХАНИЗМ КОМПЛЕКТАЦИИ ГРУППЫ С НТШОП

  1. Выявление детей участковым врачом, психиатром, дерматологом по симптомам: длительные головные боли, плохая переносимость физических и умственных нагрузок, нарушение речи, мышечная слабость, наличие признаков АКД (аллергический конституциональный диатез), нейродермит.
  2. Направление на консультацию к хирургу.
  3. Обследование:

- ренгенография шейного отдела позвоночника

- РЭГ (реоэнцелафография)

- доиперография позвоночных артерий

- осмотр глазного дна

- кардиоинтервалография по клиностатическом пробе

4. Выявляется значимость нарушения, выставляется диагноз НТШОП и степень нарушения мозгового кровообращения.

5. Ребёнок направляется в детский сад в специализированную группу для детей с натальной травмой шейного отдела позвоночника.

                                    СИСТЕМА РАБОТЫ В ГРУППЕ

Лечебно-коррекционная работа

  • Дыхательная гимнастика по Стрельниковой (ежедневно)
  • Тренировка глубоких сгибателей шеи (2 раза в день)
  • Парциальные мышечные тренировки (ежедневно)
  • Физиолечение (по назначению)
  • Выполнение индивидуальных медицинских назначений (по назначению)
  • Гравитационная релаксация трапец. мышц (по назначению)
  • Массаж (по назначению)
  • Плавание

Физкультурно-оздоровительная работа

  • Организованная двигательная деятельность:

- физкультурные занятия (2 раза в неделю)

- подвижные игры и упражнения

- физ. минутки (ежедневно)

- музыкально-ритмические упражнения на муз. занятиях (2 раза в неделю)

- физ. досуги и праздники

- плавание (3 раза в неделю)

  • Самостоятельная двигательная деятельность

- в группе и на прогулке (ежедневно)

  • Закаливание:

- оздоровительные прогулки (ежедневно)

- босохождение (ежедневно)

- сауна – бассейн (циклами 2-3 раза в год)

- воздушные ванны (ежедневно)

  • Общее УФО

- фитотерапия

  • Создание экологически благоприятных условий:

- соблюдениесанитарно-гигиенических правил

- сквозное проветривание в отсутствии детей

- обеспечение температурного режима в группе

  • Обеспечение благоприятного психологического климата в группе

Воспитательно-образовательная работа

Воспитательно-образовательная работа строится на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой.

1 половина дня

- Индивидуальная работа с детьми

- Игры по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, пальчиковые, на развитие психических процессов, музыкальные и другие

- Беседы с детьми на различные темы

- Занятия по подгруппам

- Индивидуальные занятия с логопедом

- Прогулка: организация двигательной активности, физкультурное занятие, наблюдения, труд, экспериментальная деятельность, индивидуальная работа

- Чтение художественной литературы перед сном

2половина дня

- Сюжетно-ролевые, театрализованные игры

- Наблюдения и труд в уголке природы

- Предварительная работа

     - II прогулка

     - развлечения

- Коррекционные занятия с психологом

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ГРУППЕ С НТШОП

  1. Время проведения занятий определяется в зависимости от возрастной группы.
  2. Необходима обязательная смена деятельности во время занятия.
  3. Проведение физ. минуток, коррекционное упражнение для шейного отдела позвоночника.
  4. Сочетание фронтальных и подгрупповых занятий.
  5. Учёт разновозрастной группы при построении занятия и реализации программных задач.
  6. Проведение комплексных занятий.
  7. Реализация индивидуально – дифференцированного подхода.
  8. Создание положительного эмоционального фонда.
  9. Исключение прыжков, поворотов головы на физ.занятиях.

Лечебно-коррекционная работа

1 половина дня

- Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

- Тренировка глубоких сгибателей шеи

- Физиолечение

- Индивидуальные медицинские назначения

- Массаж

2 половина дня

- Парциальные мышечные тренировки

- Гравитационная релаксация трапециевидных мышц

- Физиолечение

- Осмотр хирурга

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Мероприятия

Срок

Ответственные

  1. Лечебно-коррекционные мероприятия

  1. Стабилизация позвоночника и коррекция сосудистых нарушений

2-4 мес.

  1. Ношение воротника Шанца

Медики

  1. Обучение дыхательной гимнастике по Стрельниковой

Воспитатели

  1. Прием сосудистых препаратов

Медики

  1. Обучение тренировке глубоких сгибателей мышц

Хирург

Медики

Воспитатели

  1. Тренировка мелкой моторики

Воспитатели

  1. Физиотерапия

М/с физк.

  1. Инъекция биокорректоров

Медики

  1. Массаж спины, шейного отдела позвоночника

М/с физк.

  1. Обучение гравитационному положению шеи, правильной посадке за столом

Воспитатели

  1. Круговая гимнастика

Воспитатели

  1.       Парциальные мышечные тренировки

6-12 мес.

  1. Продолжение тренировки мелкой моторики

Воспитатели

  1. Продолжение проведения дыхательной гимнастики по Стрельниковой

Воспитатели

  1. Круговая гимнастика сгибаталей шеи

Воспитатели

  1. Гравитационная релаксация трапецевидных мышц

Воспитатели

  1. Тренировка мышц опускателей лопатки и положения сидя

Воспитатели

  1. Тренировка межлопаточных мышц

Воспитатели

  1. Тренировка мышц живота

Воспитатели

  1. Тренировка ходьбы лежа

Воспитатели

  1. Массаж шейного отдела позвоночника и спины

м/с масс

  1. Массаж патологически напряженных мышечных групп

м/с масс

  1. Массаж межплюсневых промежутков

м/с

  1. Физиотерапия

м/с

  1. Постизометрическая релаксация трепацевидных мышц

Воспитатели

  1.      Организация нового моторного стереотипа

6-8 мес.

  1. Тренировка опускателей лопаток в положении сидя

Воспитатели

  1. Тренировка навыков активного расслабления трапецевидных мышц

Воспитатели

  1. Становление навыка правильного удержания

Воспитатели

  1. Тренировка стереотипа причесывания

Воспитатели

  1. Тренировка ношения тяжести в одной руке

Воспитатели

  1. Тренировка мелкой моторики

Воспитатели

Примечание:

Выделяют 3 этапа лечения. Длительность каждого этапа определяется для каждого индивидуально, в зависимости от результата лечения. Лечение может продолжаться от 1 до 2-3 лет.

  1. Педагогические мероприятия

  1.      Адаптационный период для вновь поступивших детей

Сентябрь

  1. Индивидуальная работа с детьми

Воспитатели

  1. Индивидуальное психолого-педагогическое обследование

Психолог

  1. Прохождение ПМПК

Психолог ПМПк

  1. Индивидуальное обследование звукопроизношения и ФФ слуха

Логопед

  1.       Организация в/о работы

Сентябрь

  1. Составление сетки занятости детей с учетом возраста детей

Зам. по ВМР

  1. Корректировка плана физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом требований хирурга

Инструктор по физ. восп.

  1. Проведение инд. и подгрупповых занятий с детьми

Сентябрь – май

Воспитатели

  1. Коррекционные занятия по инд. проблемам развития

Психолог

  1. Индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения

Логопед

  1. Проведение в/о работы с детьми в соответствии с «Программой воспитания и обучения» и циклограммой распределения деятельности

Воспитатели

  1. Обследование детей на готовность к школе

Март

Психолог

  1. Проведение срезов по успеваемости детей по программе

Воспитатели

  1.       Организация летней оздоровительной работы

Июнь –

август

Воспитатели

  1. Работа с родителями

  1. Индивидуальные консультации по технике использования воротника Шанца

Сентябрь

Хирург

  1. Обучение дыхательной гимнастике по Стрельниковой

Сентябрь

Воспитатели

  1. Индивидуальные консультации по лечению и коррекции НТШОП

В течение года

Хирург

  1. Ознакомление с результатами работы, анализом состояния здоровья ребенка

Май

Хирург

  1. Групповые родительские собрания с приглашением специалистов д/с, хирурга

В течение года

Воспитатели

  1. Дни открытых дверей

В течение года

Воспитатели

  1. Пед. пропаганда здорового образа жизни через наглядную агитацию
  2. Работа семейного клуба «Здоровейка»
  3. Совместные физкультурные досуги

В течение года

Воспитатели

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ГРУППЫ С НТШОП

  1. Владеет навыками активного мышечного расслабления.
  2. Владеет навыком гравитационной мышечной релаксации трапецевидных мышц.
  3. Имеет правильные моторный и статический стереотипы.
  4. Имеет соответствующую возрасту жизненную емкость легких.
  5. Сформированы гигиенические навыки и привычки, основы культурного поведения.
  6. Общая готовность к школьному обучению
  7. Познавательно активен, проявляет интерес к миру, желание узнать новое.
  8. Умеет планировать  свою деятельность, стремится к результату.
  9. Самостоятелен, осознаёт свои  возможности, достижения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С НТШОП

  1. Движения в шейном отделе позвоночника. Оценивается объём подвижности в трёх отделах шейного отдела позвоночника: верхнем, среднем и нижнем. Ограничение подвижности в ту или    иную стороны оценивается как патологическое блокирование и требует проведения ортопедической коррекции. Отсутствие ограничения ротации в указанных отделах расценивается как отсутствие ротационного блокирования. Результат считается достигнутым при отсутствии ротационного блокирования во всех отделах шейного отдела позвоночника.
  2. Сила мышц. Оценивается как совокупный показатель силы основных мышц, иннервируемых из шейного и плечевого сплетений, а так же позотонических мышц: сгибатели шеи, разгибатели шеи, широчайшая мышца спины, большая и малая грудные мышцы, дельтовидные мышцы, длинные разгибатели спины, сгибатели и разгибатели предплечья. Оценка производится по классической пятибальной шкале мышечной силы, из которой для наглядности  пользования исключена 1 степень, так как она не встречается у детей с данной патологией и баллы заменены количеством «+».
  3. Положение таза. Оценивается три основных положения, встречаемые у детей с  НТШОП, а именно: правильное, или нормальное; скошенное, при наличии одностороннего относительного укорочения одной из нижних конечностей в положении стоя, односторонней ассиметрии стояния передней и задней подвздошных остей в положении стоя; скрученное, при наличии контралатеральной ассиметрии стояния передней и задней подвздошных остей в положении стоя. Наличие  второй или третьей категории таза считается патологическим и требует ортопедической коррекции.
  4.    Переносимость физических нагрузок оценивается как интегральный критерий способности ребёнка выполнять в течение дня среднее для группы количество моторных движений, оценивается субъективно воспитателями, как очень низкая (+), ниже средней (++), средняя (+++), выше средней  (++++).
  5. Общая активность ребёнка. Оценивается как интегральный критерий способности его сохранять состояние психической и физической активности, среднее для группы, оценивается субъективно воспитателями, как очень низкая (+), ниже средней (++), средняя (+++), выше средней (++++).
  6. Восстановление кровотока. Оценивается по данным специальных методов исследования мозгового кровообращения, проводимых в динамике: реоэнцефалографии (РЭГ) и/или доплерографии позвоночных артерий. Получаемые при этих исследованиях качественные показатели, в виде заключения врача функциональной диагностики, и количественные показатели мозгового кровотока, сравниваемые в динамике, дают возможность оценки. Оценка производится в двух рубриках: «восстановление» и «без изменения». Критерий «восстановление» используется в случае одновременно наблюдаемых: нормализации пульсового кровотока по позвоночным артериям, уменьшения, или исчезновения, нарушений венозного оттока в бассейнах позвоночных и сонных артерий, уменьшения, или исчезновения, повышенного артериального тонуса в бассейнах позвоночных и сонных артерий, уменьшения до нормы коэффициента ассиметрии по позвоночным и сонным артериям.
  7. Сухожильные рефлексы. Оценка производится с использованием двух физиологических и двух патологических рефлексов, замыкающихся в шейных сегментах спинного мозга: физиологические – локтевой рефлекс и лопаточный рефлекс Бехтерева, патологические – рефлекс Якобсона – Ласка и рефлекс Боголепова. Физиологические оцениваются как повышенные, пониженные и физиологические, с указанием ассиметрии, если она присутствует. Патологические рефлексы – являются или отсутствуют, с указанием ассиметрии, если она присутствует.
  8. Изменение статики организма. Оценивается в динамике как наличие или отсутствие изменения статического стереотипа организма. Как интегральный показатель. В оценку включаются наличие или отсутствие функциональных ассиметрий в фронатльной и сагиттальной плоскостях в позе стоя, сидя  и лёжа. Отсутствие ассиметрии оценивается как отсутствие  изменений статики, наличие изменений, как изменение статики организма.
  9. Изменение моторного стереотипа. Оценивается в динамике, как наличие или отсутствие правильного моторного стереотипа, как интегральный показатель. В оценку включаются правильность распределения мышечных включений и наличие гиперметрии при выполнении стереотипных двигательных актов: поворот головы, флексия и экстензия в шейном отделе позвоночника, движение причёсывания, ношения тяжести в одной руке, посадка на стул, вставание со стула, укладывание на пол, вставание с пола. Правильное распределение мышечных включений в двигательный акт оценивается как «норма», неправильное – как изменение моторного стереотипа.
  10.  Психологическое состояние оценивается педагогом-психологом, по установленной совокупности исследований в динамике.

Общий результат работы с ребёнком оценивается по четырёхбальной шкале: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично. Оценка производится по сумме критериев, в зависимости от пройденных ребёнком этапов медико-педагогической реабилитации, за последний, пройденный ребёнком этап. При оценке первого этапа рассматриваются пункты 1,3,6,7; при оценке второго этапа 2,4,5,10; при оценке третьего этапа 4,8,9,10. Следует отметить, что данная схема итоговых выводов является максимально формализованной, при оценке же конкретного случая возможно расхождение итоговой и формализованной оценок в пределах одного балла.

КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ ПО РАЗДЕЛУ «ФИЗК. КУЛЬТУРА»

В ГРУППЕ С НТШОП

Критерии

Норма для ст. гр.

Для подг. гр.

                  - положение головы и туловища

                  - сохранение направления

                  - согласованность движений

  1. Бег на 30м.

7.5-8.5 сек.

6.5-7.5 сек.

  1. Метание вдаль

                  - исходное положение

                  - замах

                  - сохранение направления

                  - пр., лев. рука

5-9 м.

5-12 м.

  1. Метание в цель

- расстояния

3-4 м.

4-5 м.

  1. Лазание

- согласованность движений

- уверенность

- одноименным способом

- разноименным

  1. Отбивание мяча

на месте

в ходьбе

10 раз

6 м.

10 раз

6 м.

  1. Перестроение

                                 - в колонну по 3

                                 - в шеренгу

                                 - налево, направо, кругом

  1. Бадминтон

- отбивать волан ракеткой

- правильно держать ракетку

- перебрасывать волан партнеру

  1. Лыжи

- ходьба 2 км.

- подъем

- спуск

- 3 км.

- подъем

- спуск

ПЛАВАНИЕ

Группа

Критерии

Старшая группа

- плавание произвольное

Подготовительная группа

- плавание произвольное 15 м.

- уметь правильно дышать в воду

- погружение в воду с открытыми глазами

- скольжение на груди, спине

                                   

                                              ПРИЛОЖЕНИЯ

ПОЭТАПНАЯ ГИМНАСТИКА ПРИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

  1. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
  2. Тренировка глубоких сгибателей шеи. Цель упражнения: снять патологическое напряжение с глубоких сгибателей шеи, увеличить объём  ротационных и сгибательно-разгибательных движений. Исходное положение: сидя за столом, руки, согнутые в локтевых суставах, упираются в поверхность стола, на ширине плеч, запястья соединены, кисти рук разведены в форме чаши, подбородок ребёнка свободно лежит на соединённых запястьях. Шейный отдел позвоночника находится в среднем положении. Ребёнок производит давление подбородком на соединённые запястья со средней силой, в изометрическом режиме в течение пяти секунд, затем прекращает давление, расслабляя шейные мышцы, в течение пяти – десяти секунд, затем повторяет движение. Повторяется 15-20 раз в течение занятия.
  3. Изометрическая тренировка мышц шеи – «круговая гимнастика». Цель упражнения: активная тренировка движения сгибания, разгибания и бокового наклона, снятие патологического напряжения с крупных мышечных групп шеи, тренировка проприоцептивного чувства. Исходное положение: сидя или стоя, шейный отдел находится в среднем положении. Ребёнок, а в начале обучения – воспитатель, фиксирует свою руку поочерёдно у лба, виска, затылка, другого виска, обходя вокруг головы ребёнка. Ребёнок производит давление на активно сопротивляющуюся руку воспитателя, в изометрическом режиме в течение пяти секунд, затем даётся отдых в течение пяти секунд, в это время  производится смена точки фиксации головы ребёнка, в соответствии с  произвольно выбранным направлением обхода, и упражнение повторяется. Выполняется по 10-15 обходов за занятие.

ВТОРОЙ ЭТАП

  1. Тренировка мышц – опускателей лопатки (изолированное напряжение нижних фиксаторов лопатки при сгибании туловища). Цель упражнения: тренировка патологически расслабленной нижней порции трапецевидной мышцы, выработка проприоцептивного чувства, тренировка активного расслабления верхней порции трапецевидной мышцы. Исходное положение: ноги согнуты в коленных и тазрбедренных суставах, ягодицы не касаются пяток, руки, согнутые в локтевых суставах, свободно лежат на ложе, на уровне ушей. Локти не должны упираться в ложе. Ребёнок тянет лопатки  каудально, чтобы край её поставить параллельно позвоночнику. Лопатки не должны приближаться друг к другу. Фаза напряжения 5 секунд, затем 5 секунд расслабление, затем вновь напряжение. Выполняется по 10-15 напряжений. Воспитатель осуществляет контроль правильности мышечного напряжения, расслаблением верхней порции трапецевидной мышцы.
  2. Тренировка межлопаточных мышц (смещение вытянутых рук вперёд и назад). Цель упражнения: сознательные движения лопатки, тренировка межлопаточных и зубчатых мышц, тренировка правильного движения  лопатки. Исходное положение: сидя на стуле, руки вытянуты вперёд. При этом плечи не должны подниматься, воспитатель контролирует расслабление верхней порции трапецевидной мышцы. Ребёнок расслабляет межлопаточные мышцы и выдвигает одну руку вперёд по продольной оси и обратно, при движении вперёд кисть максимально разогнута, при движении назад находится на одной оси с рукой. Выполняется попеременно двумя руками, по 20 -40 повторов.
    3.   Тренировка мышц живота (усаживание из положения на спине). Цель упражнения: укрепление мышц живота, включение их в двигательный стереотип, отработка плавного координированного движения сгибания туловища при совместной работе ягодичных мышц и мышц ишиокруральной группы. Исходное положение: сидя с подтянутыми ногами и плотно прижатыми к ложу стопами. На начальных этапах тренировки можно, для облегчения движения, можно использовать подпорку позади пяток. Не допускается давление, при ограничение, направленное на тыл стоп. Ребёнок мягким движением, постепенно округляя спину, позвонок за позвонком, ложится. Движение заканчивается, когда стопы теряют тесный контакт с ложем. Тренируется опускание до момента, когда ребёнок может не «падая» достичь положения лежа. При правильном выполнении первого этапа, возможен следующий этап – возвращение в исходное положение. Тренировка по 15 – 30 циклов 2 раза в день.
  1. Поднимание из положения, сидя на пятках в положении, стоя на коленях. Цель упражнения: обучение правильному удержанию позвоночника при сокращении всей опорной мускулатуры «мышечного корсета». Исходное положение: ребёнок сидит на пятках, согнув колени с прямой спиной. Из этого положения ребёнок встаёт на колени при этом позвоночник во время движения сохраняет прямое положение. Воспитатель контролирует и направляет движение, оказывая лёгкое сопротивление на темени ребёнка кистью руки. Возврат в исходное положение. Тренировка по 10 – 40циклов.
  2. Ходьба лёжа (попеременное выдвижение ног в положении лёжа на спине). Цель упражнения: формирование проприоцептивного чувства правильного положения таза, расслабление патологически напряжённой квадратной мышцы поясницы. Исходное положение: лёжа на спине. Ребёнок вытягивает  в длину. Слегка отведённую ногу по оси конечности, как бы  удлиняя её, другая нога в это время производит обратное движение. Тренировка по 20 – 40 циклов.
  3. Тренировка опускателей лопаток в положении сидя (поднимание и опускание плеч). Цель упражнения: обучение активному расслаблению верхних фиксаторов плеча и активному напряжению нижних. Исходное положение: ребёнок сидит, выпрямившись, на стуле, руки свисают. Ребёнок поднимает одно плечо, при умеренном сопротивлении воспитателя, затем медленно опускает, полностью расслабляя верхнюю порцию трапецевидной мышцы, затем тянет плечи вниз, активно напрягая нижнюю порцию трапецевидной мышцы. Сначала выполняется только с  одной стороны, затем с обеих вместе и попеременно. Тренировка 10 – 30циклов с каждой стороны.

ТРЕТИЙ ЭТАП.

  1. Тренировка движения причёсывания (поднимание рук над головой). Цель упражнения: подготовка к обычным движениям рук при расслабленных задних шейных мышцах. Исходное положение: сидя на стуле, выпрямившись. Ребёнок, привычным движением, поднимает руки к голове, как при причёсывании, воспитатель контролирует напряжение нижних фиксаторов лопатки и расслабление верхней порции трапецевидной мышцы, правильность положения головы. Тренировка по 20 – 40 циклов в день.
  2. Тренировка ношения тяжести в одной руке. Цель упражнения: подготовка к обычным движениям руки при ношении тяжести при расслабленных задних шейных мышцах. Исходное положение: стоя, в одной руке утяжелитель 200- 300 граммов. Воспитатель контролирует напряжение нижних фиксаторов лопатки и расслабление шейных мышц и расслабление подключичной части большой грудной мышцы, при этом плечевые суставы оттягиваются назад. Тренировка по 5 -15 минут в день.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО А.Н.СТРЕЛЬНИКОВОЙ

  1. «ЛАДОШКИ»

И.п. встаньте прямо, согните руки в локтях /локти вниз/ покажите ладони зрителю – «поза  экстрасенса»

Подряд сделать 4 резких, ритмичных вдоха носом /т.е.»шмыгнуть» 4 раза/. Затем руки опустить и отдохнуть 3-4 сек. – ПАУЗА. Ещё сделать 4 коротких и шумных вдоха и снова ПАУЗА.

ПОМНИТЕ: активный вдох носом – пассивный выдох ртом.

НОРМА: 24 раза по 4

  1. «ПОГОНЧИКИ»

И.п. встаньте прямо. Кисть рук сжаты в кулачки и прижаты к поясу. В момент вдоха резко толкаем кулачки вниз к полу, как бы отжимаясь от него /плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу/. Затем кисти рук  возвращаются и.п.на уровень пояса, плечи расслаблены. Выше пояса кисти не поднимать.

Сделать подряд 8 вдохов – движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов – движений.

НОРМА: «Прошмыгайте» носом 12 раз по 8.

  1. «НАСОС»

И.п. встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Сделайте лёгкий поклон вперёд /руками тянуться к полу, но не касаться его/и одновременно резкий и короткий вдох носом во второй половине наклона.

Вдох должен кончиться одновременно с поклоном. Слегка приподняться /но не выпрямляться/ и снова поклон и короткий вдох с пола. Возьмите в руки свернутую газету или палочку и думайте что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперёд делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, вполне достаточно поклона в пояс.

ПОМНИТЕ: «накачать шину» нужно в темпе – ритме строевого шага. Делать подряд 16 вдохов – движений. Затем отдых 3 -4 сек. и и снова 16 вдохов – движений.

НОРМА: «прошмыгайте» носом 6 раз по 16.

  1. «КОШКА»

И.п. встаньте прямо, ноги чуть уже, чем  на ширине плеч /ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола/. Делайте лёгкую танцующую присядь и одновременно с присядью – поворот туловища вправо – резкий короткий вдох. Затем такая же присядь с поворотом влево, и тоже короткий резкий вдох носом. Вправо – влево, вдох – выдох. Выдохи уходят между вдохами сами.

Колени слегка гнутся и выпрямляются (присядь лёгкая, пружинистая, глубоко не приседать). Руки делают хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот делается только в талии.

Делать подряд 32 вдоха – движения.

НОРМА: «прошмыгайте» носом 3 раза по 32. Затем отдых 3 -4 сек. и снова 32 вдоха – движения.

           

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду, под ред. М.Васильевой. Москва 1987г.
  2. Региональная программа по физическому воспитанию «Система». Пермь, 1993г.
  3. Г.И.Герцен, А.А.Лобутенко «Реабилитация детей с поражением опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях». Москва, 1991г.
  4. Д.Шейфер, К.Смисс «Прикладная кинезиология. Введение в соматогностическую систему» Англия – Италия, 1992г.
  5. В.Л.Андриянов, Н.Г.Веселов, И.И.Мурзаева «Организация ортопедической и травмологической помощи детям». Ленинград, 1988г.
  6. А.Ю. Ратнер «Родовые повреждения нервной системы» Казанский университет, 1985г.
  7. «Коррекционно-развивающая среда для детей  дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» /под редакцией  Л.С. Сековец».  «Школьная пресса», 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование слуховых диктантов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения»

Характерными особенностями внимания у детей с ОНР является нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучан...

СУ – ДЖОК терапия в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Презентация для специалистов ДОУ занимающихся  с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....

Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми состоит из 20 занятий. Продолжительность занятий 25-30 мин, 1-2 раза в неделю....

Презентация «Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию» (из опыта работы)

В презентации предложен опыт работы с детьми с нарушениями речи .«Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию»...

Методическая разработка " Взаимосвязь учителя логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения"

Систематизация совместной деятельности педагогов ДОУ с целью коррекции и профилактики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....