Конспект занятия "Русская изба"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.
Задачи:
- Формировать представления об устройстве русской избы;
- Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt1.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
комплексного занятия по духовно-нравственному просвещению
в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему:
«Что такое русская изба?»
Задачи:
Образовательные: Продолжать формировать представления детей о традициях русского народа, о русской избе - жилища крестьянской семьи.
Развивающие:
Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.
Материалы и оборудование:
Предметы домашнего обихода
Деревянные ложки, кусочки ткани, фломастеры
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок.
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Разучивание пословиц, потешек, хороводных песен, русских народных игр, танцев.
Методика проведения:
Звучит русская народная музыка.
Входят дети и воспитатель под русскую народную музыку.
Воспитатель:
Мы красиво нарядились,
Вкруг себя оборотились
Вышли песенки попеть
На людей посмотреть!
Вышли дружно поиграть
Себя людям показать.
Ребята, с давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрым словом. Какими добрыми словами:
Дети: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живете.
Воспитатель: Давайте и мы поздороваемся друг с другом и гостями с поклоном, как в старину.
Дети выстраиваются напротив друг друга (девочки – мальчики)
Девочки: с поклоном «Здравствуйте, добрые молодцы!»
Мальчики: с поклоном «Здравствуйте, красны девицы!»
И все к гостям с поклоном: «Здравствуйте, гости дорогие!»
Воспитатель: Хотите мы с вами отправимся в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами.
(Взяться за руки, закрутиться «змейкой» и обратно и всем говорим: «Кручусь, верчусь в старине окажусь».)
Воспитатель: Вот мы оказались в старом времени.
Дети садятся перед экраном. На нем первый слайд «Деревенская изба»
Воспитатель: «Где мы оказались?» (Возле русской избы). Кто в них жил? (В таких избах жили большие крестьянские семьи). А вот нам сейчас дети расскажут о русской избе.
1 ребенок: «Изба – модель мира, потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.»
Воспитатель: Когда избу строили наши предки, у них были свои обычаи. Ребята, а кто из вас знает об этих приметах?
1 Ребенок: В уголок кладут клочок шерсти, чтобы в доме было тепло.
2 Ребенок: монетку – для богатства в доме.
3 Ребенок: когда дом построили, в него первую впускали кошку и она определяла можно ли здесь жить.
Воспитатель: А кто знает пословицы об избе?
1 Ребенок «Изба детьми весела».
2 Ребенок: «Своя избушка – та же подружка».
3 Ребенок: «Изба крепка запором, а двор- забором.»
Воспитатель: Молодцы ребята.
2 слайд: «Кто это ребята?» - (домовой). А кто это такой домовой?
Дети: Это покровитель дома.
Воспитатель: а что он делает в доме?
Дети: он сторожит дом. А если ему что-то в доме не нравится он начинал хулиганить (разбрасывал вещи, бил посуду)
Дети: Его старались задобрить. В уголок ставили чашечку с молочком. Если молоко исчезло, то значит домовой успокоился и ему все понравилось.
Воспитатель: А домовой предлагает с нами поиграть, если мы справимся с его заданиями, то мы его увидим. Хотите увидеть домового?
Дети: Да
Физкультминутка:
ук-ук-ук – беру бабушкин сундук
ын –ын-ын – полон наш кувшин
нок –нок –нок – на столе чугунок
ат-ат-ат – взяли мы ухват
га-га-га – наша пляшет кочерга
вар-вар-вар – мы начистим самовар.
Воспитатель: Давным - давно в деревне жила одна семья и в наследство оставила большой сундук добра. Его сейчас откроем и загадки домового все раскроем.
1 задание: Домовенок хочет построить себе русскую избу. А не знает как. Поможем Домовенку? (Да). Мы с вами умеем составлять рассказ по схемам.
В каких сказках есть русская изба?
2. задание: А знают ли ребята предметы старины? Знаем ребята? (Да) А вот мы сейчас даже поиграем в русскую народную игру «Ручеек» и будем называть предметы старины.
Воспитатель в конце выходит из ручейка с домовенком и ложкой – куклой. Воспитатель: Ребята, а как мы его назовем? Давайте как в сказке – Кузя?
Ну вот, Домовёнок Кузя, все задания мы твои выполнили, а что у него в руках? (ложка). А какими ложками ели в старину? (деревянными). Вот еще, о каком старинном предмете мы не сказали. Раньше ведь игрушек у детей было мало и вот дети днем ложкой ели, а вечером превращали ее в игрушку – куклу. Я предлагаю вам сделать такую куклу из ложки и ткани.
Это и есть третье задание Домовёнка Кузи.
Дети – садятся за столы и делают куклу.
Воспитатель: Кузя, какие у нас получились куклы. Ребята, а Кузя решил остаться у нас в нашем музее русского быта и охранять его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
конспект "Русская изба"
конспект...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"
Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....
конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...
Конспект "Русская изба" для старших дошкольников (нравственно-патриотическое воспитание)
Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее состояние человека, его жизненная позиция, которая позволя...
Конспект "Поморская изба"
Занятие для детей таршей группы (познаваелное развитиие)...