Использование компьютерных технологий в работе учителя – логопеда ДОУ
консультация (старшая группа)
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.
Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 31.86 КБ |
opyt_raboty_prezentatsiya.pptx | 2.91 МБ |
perspektivnyy_plan_s_ispolzovaniem_ikt.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование компьютерных технологий в работе учителя – логопеда ДОУ»
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.
Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.
Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особо актуальна.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
В практической деятельности учителей-логопедов сложилась определённая система работы. Разработаны методические рекомендации по устранению фонематического недоразвития и лексико-грамматического нарушения, имеется достаточное количество практического материала по работе над связной речью, но информационно-компьютерные технологии пока ещё слабо используются в этом направлении.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ, и именно поэтому нравится детям:
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Работа учителя – логопеда строится по четырём направлениям: организационному, диагностическому, коррекционно-развивающему и просветительско-профилактическому. И в каждом из этих направлений можно использовать ИКТ.
- Организационное направление: основная цель – создание условий для процесса коррекции речи детей.
В этом направлении работы удобно использовать различные средства Microsoft Office:
Я использую программу Мicrosoft Word, что удобно при работе с документами (для составления отчётной документации - график работы учителя-логопеда, циклограмма и т.д.).
- Диагностическое направление. Цель – выявление детей с проблемами в речевом и психофизическом развитии, оценка структуры речевого дефекта и степень выраженности нарушений входящих в него компонентов.
Использование в этом направлении средств Microsoft Office значительно сокращает время, необходимое для углубленной диагностики детей, и подведения итогов обследования.
Я использую программу Мicrosoft Power Point для работы с презентациями (для уточнения активного и пассивного словаря ребёнка, обследования грамматического строя речи и т.д.);
Также в моей работе мне помогает программа Мicrosoft Excel – в ней я работаю с таблицами, ее удобно применять при обработке результатов обследования речи воспитанников, для ведения мониторинга речевого развития.
- Коррекционно-развивающее направление. Цель - коррекция речевых нарушений и подготовка детей к школе
Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений, с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий, создаёт ситуацию занимательности и заинтересованности, вызывает желание трудиться на занятии и осуществляется по следующим разделам:
• развитие слухового внимания;
• активизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения;
• коррекция просодической стороны речи;
• развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа;
• уточнение, обогащение и активизация словаря;
• коррекция и развитие грамматического строя речи;
• развитие связной речи.
Практика показывает, что трудности современных детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении образовательной программы непосредственно связаны с недостаточно сформированным и развитым процессом произвольного внимания и в том числе недостаточностью развития слухового внимания. Умение слушать окружающие нас звуки, вычленять их из огромного потока, узнавать и называть очень важно для дальнейшей успешной коррекционной работы логопеда при любых формах нарушения речи. Упражнения, направленные на развитие слухового внимания проводится практически на каждом занятии. У меня для этого подобраны музыкальные файлы по следующим темам:
• Звуки дома
• Звуки деятельности человека
• Звуки, которые издают животные и птицы
Чтобы задействовать не только аудиальный канал, но и визуальный канал восприятия информации детьми почти все звуки сопровождаются яркими, красочными картинками. Это позволяет создать определенный эмоциональный настрой.
Для активизации артикуляционного аппарата и организации минуток-отдыха и релаксации подобраны мультимедийные презентации и звуковые файлы.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Также у дошкольников, имеющих недоразвитие речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм, и недостаточность объема словаря. Поэтому подбор игр и игровых упражнений, направленных на развитие этих компонентов речи, существенно облегчают коррекцию, особенно если они представлены в виде красочных и интересных по содержанию дидактических мультимедийных презентаций.
Кроме того, в настоящее время имеется большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые являются обучающими программами по различной деятельности. Благодаря таким тренажерам, ребёнок может пополнить знания и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий.
Для работы над звукопроизносительным компонентом речи я использую программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.
Также я использую мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Он представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи. На диске имеется также раздел «Развитие связной речи», где ребёнку предлагается алгоритм создания описательного рассказа и рассказа по серии картинок. В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа научит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Увлекательные задания расширяют кругозор, увеличивают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.
- Просветительно-профилактическое направление.
Цель - распространение знаний о коррекционно - логопедической деятельности среди родителей и педагогов ДОУ.
В этом направлении широко используются информационно-обучающие средства и приемы, которые способствуют повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.
С этой целью я использую программу Мicrosoft Роwег Роint – создаю презентации (они используются на педагогических советах, семинарах, родительских клубах и собраниях).
Используя программу Мicrosoft Word я оформляю информацию для всех участников педагогического процесса (создаю публикации, оформляю информационные стенды для родителей).
Родители современных детей молодые люди, для которых компьютер и интернет такая же неотъемлемая часть нашей жизни, как телевизор и телефон. Поэтому я активно использую эти возможности для пропаганды логопедических знаний среди родителей. Я предлагаю использовать информацию с сайтов, адресованных родителям и содержащим материал по детской психологии и логопедии. Также у родителей есть возможность задать любой вопрос или получить консультацию через сайт детского сада или мой личный блог. Такая форма работы помогает родителям глубже проникнуть в суть проблем, которые возникли у его ребенка, адекватно оценить их и вовремя начать работу по коррекции.
Для самообразования активно использую возможности интернет-ресурсов: где можно найти интересующую методическую литературу, представленную в электронном виде; необходимый картинный материал для создания игр, звуковые и анимационные эффекты для создания яркой мультимедийной презентации.
За два года моей профессиональной деятельности мной была проделана следующая работа по использованию ИКТ:
- Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов;
- Созданы, закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логопедической работы.
- Подобраны и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим темам.
- Составлена картотека методических рекомендаций для родителей в электронном виде.
- Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчёты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.
- Записан диск со справочной, учебной, методической литературой по логопедии.
- Составлен перспективный план коррекционно-логопедической работы с использованием ИКТ.
Применение компьютерных технологий в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:
– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои);
– формирует в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями, активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего общее недоразвитие речи.
Подводя итог, я хочу отметить, что использование компьютерных технологий не заменяет классических методов и технологий коррекционной работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, занимая лишь часть образовательной деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
XXI век - век информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.
Преимущества компьютера компьютер несёт в себе образный тип информации является стимулом познавательной активности детей индивидуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Организационное направление Работа с документацией: Циклограммы График работы учителя -логопеда Отчеты Планы работы и др.
Диагностические направление Презентации для обследования детей Работа с таблицами Обработка результатов обследования Мониторинг речевого развития
Коррекционно-развивающее направление
«Домашний логопед» практический курс.
«Развитие речи. Учимся говорить правильно»
Просветительно-профилактическое направление
http://logopedochka.blogspot.ru / http :// w ww.logolife.ru/ http ://www.logoped.ru / http://www.solnet.ee / http://www.logozavr.ru/ https://vk.com/rechecvetik http://detsad-kitty.ru/
Накопленный опыт используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы используются презентации по различным направлениям логопедической работы систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим темам составлена картотека методических рекомендаций для родителей в электронном виде систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда в электронном виде записан диск со справочной, учебной, методической литературой по логопедии составлен перспективный план коррекционно-логопедической работы с использованием ИКТ
Месяц, неделя Звуки Лексическая тема ИКТ (НОД, индивидуальная работа) Ноябрь, 3 неделя Т- Ть Моя семья Презентация Звук [Т] Презентация Звук [Т ’] Фотоальбом по теме «Моя семья» Ноябрь, 4 неделя К- Кь Посуда Презентация Звук [К] Презентация Звук [К’] Фотоальбом по теме «Посуда » Декабрь, 1 неделя П-Т-К Зимующие птицы Презентация Дифференциация звуков [П], [Т], [К] Презентация «Зимующие птицы» Музыкальные файлы «Голоса птиц» Декабрь, 2 неделя Н-Нь «Здравствуй, зимушка-зима» (Зимние забавы) Презентация Звук [Н] Презентация Звук [Н’] Презентация «Снеговик-Почтовик » Перспективный план с использованием ИКТ в старшей группе.
ВЫВОДЫ – компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи – повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности – способствует повышению самооценки ребенка – формирует в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями
Предварительный просмотр:
Перспективный план коррекционно-логопедической работы
с использованием ИКТ в старшей группе для детей с ТНР
Месяц, неделя | Звуки | Лексическая тема | ИКТ (НОД, индивидуальная работа) |
Сентябрь, 3 неделя | Речевые/неречевые звуки | Ягоды, грибы |
|
Сентябрь, 4 неделя | У | Урожай (Фрукты) |
|
Октябрь, 1 неделя | А | Мой дом, мой город. |
|
Октябрь, 2 неделя | О | Животный мир (дикие животные) |
|
Октябрь, 3 неделя | И | Урожай (Овощи) |
|
Октябрь, 4 неделя | Э | Перелётные птицы |
|
Октябрь, 5 неделя | ы | Деревья |
|
Ноябрь, 1 неделя | М-М’ | Россия – огромная страна |
|
Ноябрь, 2 неделя | П-П’ | Животный мир (домашние животные) |
|
Ноябрь, 3 неделя | Т-Т’ | Моя семья |
|
Ноябрь, 4 неделя | К-К’ | Посуда |
|
Декабрь, 1 неделя | П-Т-К | Кто как готовится к зиме (Зимующие птицы) |
|
Декабрь, 2 неделя | Н-Н’ | «Здравствуй, зимушка-зима» (Зимние забавы) |
|
Декабрь, 3 неделя | Х-Х’ | Новогодний калейдоскоп |
|
Январь, 2 неделя | С-С’ | В гостях у сказки |
|
Январь, 3 неделя | З-З’ | Азбука безопасности, Транспорт, ПДД |
|
Январь, 4 неделя | С-З | Наряды куклы Тани (Одежда, обувь) |
|
Февраль, 1 неделя | Ч | Наш быт (Бытовая техника) |
|
Февраль, 2 неделя | Ш | Мебель |
|
Февраль, 3 неделя | Ш-С | Российская армия |
|
Февраль, 4 неделя | Ж | Профессии |
|
Март, 1 неделя | Ш-Ж | Женский день |
|
Март, 2 неделя | Ж-З | Народная культура и традиции (Дружба) |
|
Март, 3 неделя | Б-Б’, Б-П | Весна шагает по планете |
|
Март, 4 неделя | Д-Д’ | Домашние птицы |
|
Апрель, 1 неделя | Щ | Мир комнатных растений |
|
Апрель, 2 неделя | Щ-С’-Ч | Космос |
|
Апрель, 3 неделя | В-В’ | Насекомые |
|
Апрель, 4 неделя | Г-Г’, Г-К | Водные ресурсы (Рыбы) |
|
Апрель, 5 неделя | Л-Л’ | Праздник весны и труда (Труд людей весной) |
|
Май, 1 неделя | Ф-Ф’, Ф-В | День победы |
|
Май, 2 неделя | Р-Р’, Р-Л | Цветы |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование компьютерных технологий в работе учителя- логопеда
В представленном материале приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда, с целью повышения эффективности процесса коррекции языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста....
Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда ДОУ.
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысит...
"Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда".
В презентации представлен практико-ориентированный проект, цель которого - создание игры-презентации "Автоматизация звука С в словах"....
Консультация "Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"
Консультация "Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"...
Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого исполь...
Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда с детьми с ТНР. Сборник «Актуальные проблемы дошкольного образования». ОГУ, 2019
В данной статье представлен опыт использования компьютерных технологий учителем - логопедом в индивидуальных занятиях по формированию и совершенствованию всех компонентов речи детей ...
Презентация на тему: "Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ."
В представленном материале приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда, с целью повышения эффективности процесса коррекции языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста....