Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда с детьми с ТНР. Сборник «Актуальные проблемы дошкольного образования». ОГУ, 2019
статья по коррекционной педагогике

В данной  статье представлен опыт использования компьютерных технологий учителем - логопедом  в индивидуальных занятиях по  формированию и совершенствованию всех компонентов речи детей дошкольного возраста с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий в работе

учителя - логопеда с детьми с ТНР

   В современное  время компьютерные технологии  очень плотно вошли  в педагогический процесс. Информационные технологии помогают совершенствовать процесс обучения  дошкольников,  делают его мобильным.

 Главная их особенность – это  интерактивность. В компьютерных технологиях происходит  взаимодействие  аудиовизуальных информационных и, технических возможностей.  Именно это помогает осуществлять на логопедических занятиях  образовательные, коррекционные, развивающие, воспитательные и  коммуникативные функции.

  Применение  ИКТ в дошкольном возрасте  вносят  игровые моменты  в процесс коррекции речевых нарушений; позволяют многократно повторять  отрабатываемый  речевой материал, не подавляя  интерес ребенка к занятиям,  использовать разнообразный  стимулирующий материал; отрабатывать  различные  уровни сложности; создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы и уровень подготовки детей, и структуру нарушения. 

  Представлю компьютерные игры, которые я использую на индивидуальных занятиях на формирование и совершенствование всех компонентов речи.

Для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики я использую мультипликационные презентации: «Маша и медведь», Барбоскины,  «Смешарики», «Кукутики», «Лунтик и его друзья». На экране демонстрируется музыкальный  клип с героями, а мы с детьми выполняем одновременно артикуляционную гимнастику, логоритмические  упражнениия, или элементы биоэнергопластики.

Для развития фонематического слуха использую игру, «Какой предмет звучал?»

Ход игры: ребенку предлагается инструкция.1. Послушай и запомни, как звучат  разные предметы. Потом выдели предметы в той последовательности, в которой они звучали. Выбирая мышью нужную картинку. (Баночка с крупой, скомканная бумага, колокольчик, вода в стакане, погремушка).

2.На слух определи и покажи, какой предмет звучит сейчас. Послушай и определи, какой предмет не звучал или,  какой добавился новый.

  В играх на автоматизацию  и дифференциацию поставленных звуков. Я совмещаю задачи по звукопроизношению с задачами по совершенствованию лексико - грамматических категорий языка.

Например, рассмотрим автоматизацию звука С. Игра «Назови ласково»

Цель: образование  уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Ход игры: Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки и предметы обычной величины. Затем надо мышью выбрать предметы в уменьшенном виде и перетащить к исходной картинке, назвав ее.

Речевой материал: звук С в начале слова: санки-саночки, солнце-солнышко, суп-супчик, сыр-сырок. В конце слова: нос-носик,  кокос-кокосик.  Со стечением согласных: каска-касочка, маска-масочка, миска-мисочка.

Ига «Один-много»

Цель: употребление  существительных в единственном и во множественном числе.

Ход игры: Ребенку предлагается назвать предметы в единственном числе и найти  те же самые предметы во множественном числе, перетащить мышью к исходным и правильно назвать.

Речевой материал: звук С в начале слова: сом-сомы, сад-сады,  собака-собаки, сапог-сапоги,  сумка-сумки. Со стечением согласных: скамейка - скамейки, стол - столы, слон - слоны, куст-кусты аист-аисты. В интервокальной позиции: оса - осы, коса – косы, лиса-лисы, носок - носки. В конце  слова: ананас - ананасы, лес-леса, поднос - подносы, кактус-кактусы.

Игра «Счет с предметами

Цель согласование существительных с числительными, прилагательными.

Ход игры: ребенок сначала называет предметы и картинки, а затем перетаскивает их к цифрам от 1 до 10 в зависимости от возраста детей.

1 сова, 2 самоката, 3 самолета, 4 сороки, 5 сундуков, 6 стаканов, 7 стульев, 8 автобусов, 9 ласточек, 10 мостов. Можно предложить назвать цвет предметов,  убрать предмет синего цвета и назвать его (синий самокат).

Игра «Жадина»

Цель согласование существительных с личными местоимениями, дифференциация существительных по родовой принадлежности.

Ход игры: Сначала назвать предметы и картинки, затем на первую полку перетащить мышью те картинки, про которые можно сказать она моя, на вторую - он мой и на третью  они мои и на четвертую-оно мое.1-оса, скамейка, маска. 2-слон, стул, мост, .3-носы, сани, соты. 4-солнце, сито, сено.

Формирование  слоговой структуры слова начинаем  с отработки первого-третьего классов. Когда дети усвоят слова простейшей слоговой структуры, можно переходить к более сложной.

Игра «Слоговые бродилки»

Цель: упражнять в употреблении слов 3 класса слоговой структуры.

Речевой материал: сок, цепь, пень, суп, бык, дуб, сом, конь, нож, сыр.

Понадобится игральный кубик. Ребенок ставит  курсор   на «Старт» и  кидает кубик.  Затем переставляет курсор на столько картинок вперед, сколько точек окажется на верхней грани кубика. Главное условие - остановившись на картинке нужно ее назвать правильно (без ошибок), если допущена ошибка - исправить и вернуться в первоначальное положение. Игра заканчивается, когда  ребенок доберется до "Финиша".

Игра «Сложи картинку»

Цель: упражнять в употреблении слов 1-3 класса слоговой структуры.

Речевой материал: бананы, акула, поляна, радуга, кубики, машина, шуба, лиса, пони, туча, поле, дом, кот, кит, мак, пес.

Ход игры:Ребенку необходимо собрать картинку из частей, нажимая курсором на каждый элемент и одновременно проговаривая слоги. А затем назвать всю картинку целиком.

Для развития связной речи использую игру «Писатели».

Цель: Научить детей составлять  описательный рассказ по мнемотаблице.

Ход игры: Ребенку предлагается рассмотреть мнемотаблицу. Выбрать предмет,  который он будет описывать. Подставлять его к каждой графе таблицы и составить рассказ. Например, описание фруктов и овощей.

Название  предмета

цвет

размер

форма

где растет

что можно приготовить

С помощью мнемотаблиц учим детей  составлять описательные рассказы о временах года, о диких и домашних птицах и животных, об инструментах и игрушках.

Игра « Что сначала, что потом»

Цель: учить детей правильно определять последовательность серии сюжетных картинок, составлять связный рассказ по ним.

Детям предлагается серия сюжетных картинок. С помощью мыши их надо расставить в нужной последовательности. И затем составить связный рассказ. Можно детям предложить расставить в нужной последовательности картинки по прослушанному рассказу логопеда.

 Таким образом,  использование ИКТ в  работе с детьми повышает положительную мотивацию обучения; активизирует познавательную деятельность обучающихся, организует  деятельность с детьми на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, повышает качество знаний; вносит радость в жизнь ребенка, то есть делает процесс обучения и развития речи детей дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, открывает новые возможности образования, развития и воспитания.

Список литературы:

1. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве.- М, Сфера, 2008.-6с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование компьютерных технологий в работе учителя- логопеда

В представленном материале приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда, с целью повышения эффективности процесса коррекции языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста....

Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда ДОУ.

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысит...

"Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда".

В презентации представлен практико-ориентированный проект, цель которого - создание игры-презентации "Автоматизация звука С в словах"....

Консультация "Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"

Консультация "Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Всестороннее использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю-логопеду и воспитателям  улучшить  и усовершенствовать коррекционный процесс по развитию речи воспитанников, сдела...

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого исполь...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.Неотъемлемой и важной частью этих процес...