Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
статья по логопедии на тему
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovyy_dokument_opendocument_3dokla_na_reyting.odt | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
Мы живем в век активного проникновения информационных технологий во все сферы жизни, в т. ч. в образование. Информационные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования управления образовательным учреждением, а также обновления форм и методов работы с детьми. Информационные технологии меняют традиционные взгляды на педагогический процесс, открывают новые возможности, но и таят в себе определенные опасности. Компьютер и мультимедийные формы как инструменты для обработки информации становятся мощнымтехническим средством обучения и коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями. В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений.
Все чаще встречаются дети, с которыми невозможно просто сидеть за столом, перебирать картинки, смотреть в зеркало и выполнять артикуляционные упражнения, повторять цепочки слогов и слов. Как трудно удержать внимание таких детей на протяжении всего коррекционного сеанса. Вроде бы и упражнения интересные, картинки красочные и предметы лишние убраны из поля зрения, а все равно ребенок не включается в работу.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Компьютерныесредства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребёнка. Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции речевых нарушений. Часто ребёнок, осознавший у себя наличие определённого нарушения, стесняется его, боится, что будет осмеян или не понят, он не уверен в себе, в своих способностях к общению. Всё это ещё больше закрепляет психологическое состояние неуверенности и неспособности, что, в свою очередь, имеет неблагоприятное влияние на его эмоциональное, психическое состояние и развитие. В такой ситуации необходимо проводить работу, направленную на формирование и развитие коммуникативных навыков, развитие способности извлекать информацию из речевого общения. Широкие возможности для этого предоставляют компьютерные средства обучения. Общение с компьютером становится для ребёнка в некотором роде обезличенным, и малыш не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того,компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнёром необходимое для ребёнка число раз, что в реальной жизни затруднено.
Применение компьютерной техники позволяет сделать коррекционный процесс привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Для того, чтобы их применение не наносило вреда зрению и нервной системе ребёнка, нужно строго соблюдать правила безопасной работы с компьютером, а также применять только апробированные и научно обоснованные программы.
В основной части логопедической образовательной деятельности могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей) материалы ИКТ. Это могут быть ресурсы интернета, и самостоятельно созданные материалы. Например: отсканированные и предлагаемые в режиме слайд-шоу картинки, речевые игры и т. п. Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе презентации по конкретным лексическим темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, карточки с заданиями. В процессе обучения с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая заданнуюкомпьютером программой проблемную ситуацию, ребёнок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом,использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость.
Обучение правильной речи на компьютере имеет так же большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками – логопатами. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами, научиться нажимать пальцами на определённые клавиши. Пользоваться манипулятором - «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Что с успехом достигается во время коррекционных сеансов с использованием компьютера.
Заключительная часть образовательной деятельности может стать поощрением за хорошуюработу (любимые компьютерные игры детей «Маша и медведь»). Ребёнок радуется, когдакомпьютерный герой “дарит” ему подарки. Он постоянно стремится к тому, чтобы исправить свои ошибки, чтобы “компьютерный друг” и логопед похвалили его.
Физкультминутку и элементы биоэнергопластики для детей тоже может провести компьютер.
На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Дети должны осознать положение своего тела и под весёлую музыку выполнить показанные движения (развитие пространственных представлений).
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные альбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение логично и научно. При такой организации материала включаются три вида памятидетей: зрительная, слуховая, моторная. Специальные обучающие программы в детские сады доставляются достаточно редко. И выходом из такого положения может стать создание собственных слайд - фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогом с учётом особенностей развития их воспитанников.
Яркие мультимедийные презентации, особенно с эффектами анимации позволяют привнести эффект наглядности, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентацийучителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость,компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.
Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда. А информатизация общества требует, чтобы педагог был для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр, который способен заложить основы информационной культуры личности. Педагог должен быть грамотным консультантом по вопросам применениякомпьютерных игр в семейном воспитании. Ведь родители обращаются за помощью к педагогам и по вопросам выбора компьютерных игр для детей. Все это предъявляет определенные требования к профессиональному уровню педагогов дошкольных образовательных учреждений, требует постоянного повышения компетентности в сфере информационных технологий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование компьютерных технологий в работе учителя- логопеда
В представленном материале приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда, с целью повышения эффективности процесса коррекции языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста....
Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда ДОУ.
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысит...
"Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда".
В презентации представлен практико-ориентированный проект, цель которого - создание игры-презентации "Автоматизация звука С в словах"....
Консультация "Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"
Консультация "Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"...
Использование компьютерных технологий в работе учителя – логопеда ДОУ
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути вос...
Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда с детьми с ТНР. Сборник «Актуальные проблемы дошкольного образования». ОГУ, 2019
В данной статье представлен опыт использования компьютерных технологий учителем - логопедом в индивидуальных занятиях по формированию и совершенствованию всех компонентов речи детей ...
Презентация на тему: "Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ."
В представленном материале приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда, с целью повышения эффективности процесса коррекции языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста....