Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда ДОУ.
статья (старшая группа) по теме
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системно - деятельностного подхода к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создание условий развития положительной мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izvestno_2.docx | 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование компьютерных технологий в работе
учителя - логопеда ДОУ.
Автор: Кулагина Л.В. учитель-логопед МАДОУ детский сад №1.
Краткая аннотация статьи: Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системно - деятельностного подхода к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создание условий развития положительной мотивации.
Известно, что во все времена педагогика существовала в трёх режимах: режиме выживания, режиме функционирования по имеющимся правилам и предписаниям и в режиме развития.
Не является исключением и логопедия. Режим функционирования предписывает заполнение многочисленной бумажной документации: речевых карт, листов динамики продвижения, дневников результативности. Но всё это только косвенно имеет отношение к речевой продукции ребёнка, т.к. носит налёт субъективности фиксирующего данную продукцию учителя-логопеда. Записать транскрипцией искажённое (в отличие от замены и смешения) произношение звуков по-русски - задача не из лёгких. А как передать тембровую окраску голоса, малейшее несоответствие твоим представлениям об этих параметрах, ускорение или замедление темпа речи, чересчур громкое или же, наоборот, слишком тихое звучание? Вот и получаются записанные однотипными клише характеристики звучания речи совершенно непохожих друг на друга воспитанников.
Каждый учитель-логопед не понаслышке знает, насколько трудоёмко подобное протоколирование, детальное описание нюансов, интересных речевых образцов, ярких примеров детских высказываний. Иногда невозможно, имея лишь бумажные записи, доказать родителям правомерность выводов и суждений относительно состояния речи их ребёнка. Они то его знают дольше, да и слышат чаще, чем логопед и воспитатель.
" Что написано пером, не вырубишь топором!" Настоящий каламбур для современного логопеда, пытающегося выйти за рамки режима функционирования: подобные бумажные носители для него - настоящая "топорная" работа! Работа выматывающая, не приносящая удовлетворения, неизбежно приводящая к коварному синдрому эмоционального сгорания (СЭС).
Мы живем в век активного проникновения информационных технологий во все сферы жизни, в т. ч. в образование. Информационные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования управления образовательным учреждением, а также обновления форм и методов работы с детьми. Информационные технологии меняют традиционные взгляды на педагогический процесс, открывают новые возможности, но и таят в себе определенные опасности. Компьютер и мультимедийные формы как инструменты для обработки информации становятся мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями. В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений.
Как часто в моей практике встречаются дети, с которыми невозможно просто сидеть за столом, перебирать картинки, смотреть в зеркало и выполнять артикуляционные упражнения, повторять цепочки слогов и слов. Как трудно удержать внимание таких детей на протяжении всего коррекционного сеанса. Вроде бы и упражнения интересные, картинки красочные и предметы лишние убраны из поля зрения, а все равно ребенок не включается в работу.
И вот удивительно: таких детей просто «завораживают» аналогичные упражнения на компьютере. Поэтому во время подгрупповой и индивидуальной коррекционной деятельности (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) я использую компьютерные технологии.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребёнка. Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции речевых нарушений. Часто ребёнок, осознавший у себя наличие определённого нарушения, стесняется его, боится, что будет осмеян или не понят, он не уверен в себе, в своих способностях к общению. Всё это ещё больше закрепляет психологическое состояние неуверенности и неспособности, что, в свою очередь, имеет неблагоприятное влияние на его эмоциональное, психическое состояние и развитие. В такой ситуации необходимо проводить работу, направленную на формирование и развитие коммуникативных навыков, развитие способности извлекать информацию из речевого общения. Широкие возможности для этого предоставляют компьютерные средства обучения. Общение с компьютером становится для ребёнка в некотором роде обезличенным, и малыш не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнёром необходимое для ребёнка число раз, что в реальной жизни затруднено.
А.Г.Шмелев отмечает: "...играя на компьютере, ребенок ...активно взаимодействует пусть с искусственным, но все - же взаимодействует с каким-то миром. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх... и в этом проявляется их развивающий потенциал, особенно это касается интеллекта".
Применение компьютерной техники позволяет сделать коррекционный процесс привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Для того, чтобы их применение не наносило вреда зрению и нервной системе ребёнка, нужно строго соблюдать правила безопасной работы с компьютером, а также применять только апробированные и научно обоснованные программы.
В основной части логопедической непосредственно-образовательной деятельности могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей) материалы ИКТ. Это могут быть ресурсы интернета, и самостоятельно созданные материалы. Например: отсканированные и предлагаемые в режиме слайд-шоу картинки, речевые игры и т.п. Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе презентации по конкретным лексическим темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, карточки с заданиями. В процессе обучения с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая заданную компьютером программой проблемную ситуацию, ребёнок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, усидчивость.
Обучение правильной речи на компьютере имеет так же большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками – логопатами. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами, научиться нажимать пальцами на определённые клавиши. Пользоваться манипулятором - «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Что с успехом достигается во время коррекционных сеансов с использованием компьютера.
Заключительная часть непосредственно-образовательной деятельности может стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей « Маша и медведь»). Ребёнок радуется, когда компьютерный герой “дарит” ему подарки. Он постоянно стремится к тому, чтобы исправить свои ошибки, чтобы “компьютерный друг” и логопед похвалили его.
Физкультминутку и элементы биоэнергопластики для детей тоже может провести компьютер.
На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Дети должны осознать положение своего тела и под весёлую музыку выполнить показанные движения (развитие пространственных представлений).
Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Используя во время непосредственно - образовательной деятельности компьютер, логопед должен помнить, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми, поэтому основная часть коррекционного процесса должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребёнка. В связи с этим, рекомендуется использовать компьютер лишь как дополнительное средство работы в течение недлительного времени.
Чтобы не перегружать нервную систему дошкольника, работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5 – 15 минут, в зависимости от возраста ребёнка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребёнком зрительную гимнастику: посмотреть вверх – вниз, вправо – влево, выполнить круговые движения глазами. Во время работы с компьютером необходимо переводить взгляд ребёнка с компьютера каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончании коррекционной деятельности зрительную гимнастику рекомендуется повторить. Недопустимо использовать с детьми старые модели компьютеров, т.к. на экране старой модели невозможно достичь нормальной чёткости, яркости, стабильности для нормальной работы зрительного анализатора. Несоблюдение гигиенических правил может привести к прогрессированию уже существующих нарушений зрения.
К тому же это приводит к переутомлению, что недопустимо при занятиях с детьми, например, с дизартрией или с заиканием. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребёнка при работе с компьютером играет правильно подобранная мебель, соответствующая росту и возрасту ребёнка. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора. Правильное использование компьютера приводит к повышению мотивации детей к занятиям с логопедом, к адекватной оценке ребёнком своих действий, к формированию сотрудничества между ребёнком и логопедом. Ребёнок начинает воспринимать логопеда как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться.
Во время своей логопедической непосредственно-образовательной деятельности, а так же во время индивидуальных сеансов я стала использовать компьютерные игры, презентации, т.к. информация, таким образом, преподносится в игровой форме, что стимулирует интерес ребенка к обучению в целом. В процессе обучения важно удерживать внимание детей. В данном случае детское внимание привлекают анимация, движение и звук.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные альбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение логично и научно. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Специальные обучающие программы в детские сады доставляются достаточно редко. И выходом из такого положения может стать создание собственных слайд - фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогом с учётом особенностей развития их воспитанников.
Яркие мультимедийные презентации, особенно с эффектами анимации позволяют привнести эффект наглядности, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Такие презентации легко создаются в программе PowerPoint.
Данные презентационные материалы активно применяю и на индивидуальных коррекционных сеансах для:
-развития речевого дыхания;
-автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
-дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;
-развития фонематического восприятия,
-развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
-усвоения лексических тем;
-развития навыков словообразования и словоизменения;
-развития связной речи и познавательных способностей и т.д.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что презентация для педагогов – это:
-обучающая электронная звуковая игра с красивыми картинками;
-удобный и эффективный способ предоставить малышу информацию об окружающем его мире.
-отличное пособие для воспитателей, учителей-логопедов, родителей
Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
В отличии от обычного просмотра карточек, картинок презентация дает более широкие возможности:
-не надо резать журналы, клеить картинки;
-одну и ту же картинку можно копировать и использовать в разных презентациях - картинки на компьютере лучше сохраняются и их не жалко редактировать (резать), в отличие от настоящих фотографий;
-можно задать точное время просмотра слайда (презентации) на компьютере;
-но самое главное – электронную презентацию нельзя помять, порвать, попробовать на зуб! Ее можно только смотреть.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Применение на логопедических занятиях авторских презентаций позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда.
Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, создание презентаций по автоматизации звуком, лексическим и грамматическим темам.
Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.
Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда. А информатизация общества требует, чтобы педагог был для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр, который способен заложить основы информационной культуры личности. Педагог должен быть грамотным консультантом по вопросам применения компьютерных игр в семейном воспитании. Ведь родители обращаются за помощью к педагогам и по вопросам выбора компьютерных игр для детей. Все это предъявляет определенные требования к профессиональному уровню педагогов дошкольных образовательных учреждений, требует постоянного повышения компетентности в сфере информационных технологий. Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:
– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои)
– формирует в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями, активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего общее недоразвитие речи.
Литература:
1. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.
2. Горячев А. В. Все по полочкам: пособие для дошкольников 5-6 лет / А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М., 2008.
3. Горячев А.В. Все по полочкам: методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников / А.В. Горячев, Н.В. Ключ – М., 2004.
4. Драхлер, А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А.Б. Драхлер – М., 2008.
5. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.
6. Колодинская, В.И. Информатика и информационные технологии дошколятам / В.И. Колодинская – М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование компьютерных технологий в работе учителя- логопеда
В представленном материале приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда, с целью повышения эффективности процесса коррекции языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста....
"Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда".
В презентации представлен практико-ориентированный проект, цель которого - создание игры-презентации "Автоматизация звука С в словах"....
Консультация "Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"
Консультация "Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"...
Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого исполь...
Использование компьютерных технологий в работе учителя – логопеда ДОУ
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути вос...
Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда с детьми с ТНР. Сборник «Актуальные проблемы дошкольного образования». ОГУ, 2019
В данной статье представлен опыт использования компьютерных технологий учителем - логопедом в индивидуальных занятиях по формированию и совершенствованию всех компонентов речи детей ...
Презентация на тему: "Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ."
В представленном материале приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда, с целью повышения эффективности процесса коррекции языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста....