Чемпионат педагогического мастерства как средство повышения квалификации педагогов в рамках движения WorldSkills.
статья

Чемсо Римма Аслановна

СОДЕРЖАНИЕ

 

           Введение…………….………………………………………………………3

Основная часть

  1. Понятие и значение соревновательной педагогики в профессиональном образовании ….............. …………………………………………………….5
  2. Движение WorldSkills: общие сведения, цели и задачи……… ............... .7
  3. Структура подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства с использованием

              методики WorldSki…………..…………….…. ………………………….9

  1. Цели и задачи конкурсов ДОО………………………..…………………..12

 

  1. Заключение ………………………………………………………………...15
  2. Список используемых источников ……………………………………….16

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rimma_lektsiya.docx56.96 КБ

Предварительный просмотр:

Чемпионат педагогического

мастерства как средство повышения квалификации педагогов  в рамках движения WorldSkills.

Подготовила: Схатум Римма Аслановна

воспитатель  

а. Новая Адыгея

СОДЕРЖАНИЕ

           Введение…………….………………………………………………………3

Основная часть

  1. Понятие и значение соревновательной педагогики в профессиональном образовании ….............. …………………………………………………….5
  2. Движение WorldSkills: общие сведения, цели и задачи……… ............... .7
  3. Структура подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства с использованием

              методики WorldSki…………..…………….…. ………………………….9

  1. Цели и задачи конкурсов ДОО………………………..…………………..12

  1. Заключение ………………………………………………………………...15
  2. Список используемых источников ……………………………………….16

Введение

Кардинальные изменения, происходящие в течение последних лет в экономической, социальной и культурной сфере общества, с каждым годом ставят всё более сложные задачи перед системой российского профессионального образования, выдвигает всё новые требования к качествам современного рабочего: достижимые мотивации работника, умение работать в команде и на благо команды, умение решать нестандартные задачи, умение брать на себя ответственность, умение и желание учиться, высокая работоспособность. В связи с этим, качество профессионального образования рассматривается не только на уровне освоения обучающимися конкретных профессиональных компетенций, но и на уровне освоения ими культуры профессиональной деятельности, постоянного профессионально – личностного саморазвития и самосовершенствования.

«Одна из принципиальных задач государства – это развитие профессионального образования. Надо повысить престиж рабочих специальностей, в целом – общественную ценность и значимость квалифицированного труда» - из выступления В.В.Путина.

В последнее время конкурсы профессионального мастерства стали более актуальны, т.к. являются надежным и хорошо апробированным инструментом развития профессии и повышения ее социального статуса. А с введением новых ФГОС, Профессиональных стандартов, а также созданием регионального центра компетенций, вовлечение обучающихся в международное движение WorldSkills и участие в конкурсах профессионального мастерства с использованием методики WorldSkills стали не только жизненно необходимы, но и делом чести любого профессионального образовательного учреждения.

Для достижения поставленной цели потребовалось:

  • раскрыть понятие и значение соревновательной педагогики в профессиональном образовании;
  • изучить историю развития, основные понятия и документацию движения Worldskills;
  • ознакомиться со структурой подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства.

1.Понятие и значение соревновательной педагогики в профессиональном образовании

Большинству людей присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. Утверждение себя среди окружающих — врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми, результат которого, очень часто и определяет его статус в социуме.

Соревновательный метод – это способ, основанный на включении в образовательный процесс компонентов соревновательной деятельности. Соревновательный метод предусматривает использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Определяющей чертой его является сопоставление сил в борьбе за первенство, за возможно более высокое достижение. Объектом соревновательной деятельности может быть не только результат, но и качество выполнения действия. Установка на соревновательную деятельность вызывает у обучающихся стремление максимально проявить свои силы.

Большие потенциальные возможности для повышения творческой активности, заложенные в соревновании, выделяли ещё К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, К.Н.Вентцэль.

Использование соревновательной педагогики в профессиональном образовании позволяет формировать компетенции, приближая обучение к профессиональной деятельности, активизируя формирование профессиональной мотивации. Соревнуясь между собой, обучающиеся быстро осваивают ещё и опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.

В рамках участия в конкурсах профессионального мастерства участники получают информацию, которую они в обычных условиях усваивают за недели и даже месяцы, а в некоторых случаях и вовсе не могут её получить в традиционной образовательной системе. Кроме того, конкурс - это возможность обмена неформализованными, неявными знаниями.

Конкурсная деятельность создает для ее участников уникальные педагогические условия эффективного обучения, приобретения необходимых компетенций в жестких временных рамках конкурсного отбора и обучающих программ.

Конкурсы профессионально мастерства, не только дают возможность воспитателям оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии, но и позволяет работодателям найти для себя талантливые «кадры».

Международное некоммерческое движение WorldSkills и проводимые им чемпионаты - это известное во всем мире и крупнейшее соревнование, в котором принимают участие как молодые квалифицированные рабочие, так и известные профессиональны, специалисты, мастера производственного обучения и наставники – в качестве экспертов, оценивающих выполнение конкурсных заданий, на сегодняшний день, является одной из самых перспективных площадок для стажировки педагогов и профессионального роста и становления обучающегося.

Чемпионаты WorldSkills – это и площадка для профессионального сообщества, на которой лучшие эксперты-практики из разных стран обмениваются опытом и определяют направления формирования современных международных стандартов в представленных на соревнованиях областях производства и социальной сферы.

2.ДВИЖЕНИЕ WorldSkills: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Миссия WorldSkills: «Развитие  профессиональных  компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности для профессионального  роста и личного успеха»

История: В 1947 году в Испании впервые прошел национальный конкурс по профессионально-технической подготовке. Он был призван поднять популярность рабочих специальностей и способствовать созданию эффективной системы профессионального образования, так как в стране, восстанавливающейся после Второй мировой войны, существовала острая нехватка квалифицированных рабочих. Автором данной идеи был генеральный директор Испанской молодёжной организации Хосе Антонио Элола Оласо.

Первой эту инициативу поддержала Португалия. В результате в 1950 году прошли первые международные Пиренейские соревнования, в которых приняли участие 12 представителей обеих стран. Три года спустя к соревнованиям присоединились конкурсанты из ГерманииВеликобританииФранцииМарокко и Швейцарии. Таким образом, в 1983 году была сформирована организация по проведению конкурсов профессионального мастерства — International Vocational Training Organisation).

Впервые за пределами Испании соревнования были проведены в 1958 году в рамках Всемирной выставки в Брюсселе, а в 1970 году они первый раз прошли в другой части света — в Токио. В начале 2000-х годов IVTO изменила название и символику, и с тех пор ведет свою деятельность под именем WorldSkills International. Сегодня под эгидой проводится множество мероприятий, включая региональные и национальные соревнования, континентальные первенства и, раз в два года, мировой чемпионат.

«Основная цель и задача WorldSkills — создание экспертного сообщества. Именно оно во время соревнований формирует профессиональные стандарты, требования к технике безопасности. Сами задания могут использоваться как в образовательном процессе, так и при аттестации рабочих кадров, на разных предприятиях. Вступление в WorldSkills дает возможность:

– ознакомиться со стандартами по ключевым компетенциям и высокотехнологичному оборудованию;

 – доступа к единой коммуникационной площадке экспертов WorldSkills International по каждой из компетенций, связи с институтами профобразования во всем мире.
– проводить обучение мастеров, осуществлять оценку качества квалификационных характеристик, изучать направления по корректировке образовательных программ.

Конкурсное движение WorldSkills работает по направлениям:

Цели программы:

Создание новых возможностей для профориентации и освоения современных и будущих профессиональных компетенций на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный и международный опыт.

Чемпионат экспертов WorldSkills Russia – соревнования среди экспертов.

Основными регламентирующими документами чемпионатов по стандартам WorldSkills являются 4 документа:

- Кодекс этики;

- Регламент чемпионата;

- Техническое описание компетенции;

- Конкурсное задание чемпионата.

«Сегодня стандарты WorldSkills становятся стандартами подготовки кадров.

3.Структура подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства с использованием

методики worldskills

В данном разделе представлены подходы к организации конкурса профессионального мастерства с использованием методики WorldSkills.

Структура подготовки и проведения конкурса с использованием методики WorldSkills может быть следующей:

1 этап.  Планирование конкурса:

1.1. Сбор предложений.

1.2. Анализ и обобщение предложений.

1.3. Взаимодействие с организациями.

1.4. Согласование места и сроков проведения конкурса.

1.5. Согласование плана мероприятия.

1.6. Утверждение плана.

2 этап.  Создание оргкомитета:

2.1. Распределение обязанностей между членами оргкомитета.

2.2. Составление и утверждение плана подготовки и проведения конкурса. Общее управление подготовкой и проведением конкурса профессионального мастерства осуществляет Оргкомитет, утвержденный распоряжением директора (руководителя) образовательного учреждения. В состав оргкомитета могут входить: директор образовательного учреждения, заместители директора, преподаватели дисциплин профессионального блока.

В область ответственности и компетенций Оргкомитета входит:

  • Утверждение необходимых нормативных документов (техническое описание, инфраструктурный лист, итоговые протоколы по компетенциям для комиссии / жюри).        
  • Обеспечение «площадок» оборудованием, материалами и другими средствами для проведения конкурса профессионального мастерства по каждой компетенции конкурса.       
  • Подготовка общей Программы проведения конкурса профессионального мастерства.        
  • Проведение жеребьевки между конкурсантами.       
  • Определение мер поощрения для награждения участников конкурса.        
  • Оформление и направление заявки на участие обучающихся (победителей) в последующем этапе конкурса.        
  • Определение состава жюри, в число которого обязательно входят руководители и специалисты предприятий социальных партнеров в конкретной сфере профессиональной деятельности в соответствии с компетенциями конкурса.

Организация работы жюри во время конкурса:

  • Организация фото и видеосъемки мероприятий конкурса профессионального мастерства.
  • Размещение итоговых материалов на сайте образовательного учреждения, СМИ города.
  • Оргкомитет должен проинформировать о проведении конкурса профессионального мастерства и конкурсных задания всех обучающихся в рамках обозначенных компетенций – специальностей, которые имеют возможность и желание принять в нем участие, не менее чем за месяц. Информация о конкурсе и всех его составляющих должна быть размещена и на сайте образовательного учреждения, СМИ (при возможности).

3 этап.  Материально - техническое обеспечение конкурса профессионального мастерства включает:

3.1. Составление плана материально-технического обеспечения.

3.2. Составление и утверждение сметы расходов.

3.3. Подготовка помещений.

4 этап. Разработка документов:

4.1. Разработка программы.

4.2. Подготовка информационного сообщения.

4.3. Рассылка информационного сообщения.

4.4. Получение заявок от участников.

4.5. Экспертная оценка конкурса.

4.6. Разработка программы – приглашения.

5 этап.  Издание программы приглашения:

5.1. Получение разрешения на издание.

6 этап.  Организация сопутствующих мероприятий:

6.1. Выявление объектов для экскурсий гостей конкурса.

6.2. Подготовка стендов, выставок, освещающие ход и результаты конкурса.

7 этап.  Проведение конкурса.

7.1. Регистрация участников.

7.2. Обеспечение работы мероприятий в соответствии с программой.

7.3. Проведение сопутствующих мероприятий. Для проведения конкурса Оргкомитет должен обеспечить документацию по охране труда. Документация должна включать в себя точную информацию по конкурсным испытаниям. На каждой конкурсной площадке из состава Оргкомитета (или специально привлеченное лицо на период конкретного мероприятия) должен быть назначен ответственный за техническое состояние оборудования и соблюдение всеми присутствующими правил охране труда. Для усиления профориентационной составляющей конкурса профессионального мастерства целесообразно в дни его проведения пригласить учащихся общеобразовательных учреждений города и их родителей (законных представителей).

Цели и задачи конкурсов ДОО

В рамках ДГ при МБОУ «СШ №27» проходил муниципальный чемпионат методистов МБДОО «Палитра мастера ДОО».

Конкурс проводился в целях повышения качества дошкольного образования, формирования позитивного общественного мнения о профессии методистов ДОО, привлечения внимания органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также широкой педагогической общественности и средств массовой информации к проблемам развития дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.

1. основные задачи конкурса является :

- развитие творческой инициативы и повышение профессионального уровня методистов;

- оказание поддержки и поощрения лучших методистов Муниципального Образования- победителя и призёров чемпионата;

-выявление и поддержка инновационных методов, средств и технологии дошкольного образования;

- распространение лучших образцов инновационного опыта педагогов Муниципальное Образование  «Тахтамукайский район».

Участники Чемпионата

1. Участие в конкурсе является добровольным.

2. Участниками чемпионата могут быть методисты ДОО (заместители заведующих по ВМР), имеющих педагогический стаж работы которых является МО, реализующая, ОП ДО Тахтамукайского района.

Организации и критерии Чемпионата

  1. Для организации проведения муниципального Чемпионата создаются организационный комитет конкурса (далее – Оргкомитет) и комиссия. В состав Оргкомитета включаются представители Управления образования, МКУ« ИМЦ», дошкольных и других образовательных организаций.
    К полномочиям  Оргкомитета относятся:

- информирование методистов МБДОО и общественности об условиях проведения конкурса;

- приём материалов участников муниципального Чемпионата;

- организация работы комиссии;

- организация церемонии награждения победителей и лауреатов Чемпионата.

К полномочиям комиссии относится формирование рейтинга участников Чемпионата, определение на его основе победителя и лауреатов Чемпионата.

Конкурсная комиссия осуществляет оценивания участников в соответствии с критериями конкурса, установленными настоящим Положением.

Решение комиссии принимается на заседании, оформляется протоколом,

который подписывается председателем, а в его отсутствие – заместителем.

В состав Оргкомитета включается представители Управления образования, МКУ « ИМЦ», дошкольных и других образовательных организаций, а также победители или призёры конкурсов педагогического мастерства.

  1. Чемпионат проводится в 2 тура:
  2. Первый тур – включает в себя два мероприятия:

«Само презентация» и «Методическая палитра».

Участник Чемпионата выполняет задания по порядку в соответствии с жеребьевкой, которую проводит комиссия накануне.

  1. «Само презентация» проводится в форме краткой прессконференции с членами комиссии, позволяющей оценить профессиональный педагогический и методический опыт участника Чемпионата, сформировавшийся при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса; инновационность применяемых им методик и технологий. Участник раскрывает мотивы выбора профессии педагога, методиста образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования, и отражающие принципы и подходы к образованию и его понимание ценности и уникальности периода дошкольного детства и миссии педагога в современных условиях.

Регламент: до 10 минут, включающий в себя выступление участника Чемпионата и вопросы комиссии.

Критерии оценивания:

- умение выявить и сформулировать педагогическую задачу (0-10);

- умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности (0-10;

- общая профессиональная эрудиция (0-10).

               5.     «Методическая палитра»

Мероприятие, демонстрирующее практический опыт участника Чемпионата и отражающий сущность используемых образовательных технологии, умение каждого:

- составлять образовательные программы, адаптированные программы, разработка индивидуального маршрута ребёнка;

- составлять сценарии и проведение праздничного мероприятия, показать инновационные методы, приёмы работы, работ с ИКТ (с использованием видео материала);

- самообразование и расширение своего кругозора (курсы, переподготовка, РМО, семинар-практикум, онлайн – семинары);

-показать работу по «Инклюзивному образованию в ДОУ», проектировать индивидуальную траекторию развития ребёнка с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ, оказание помощи педагогам;

- показать работу с сайтом ДОУ, (блог, страница, сайт);

- используемые новые методы и приёмы в изучении национального компонента;

- использовать проектную деятельность, как одну из форм образовательного процесса.

Регламент: до 20 минут.

  1. Второй тур включает в себя два мероприятия «Работа с педагогами» и «Круглый стол», цель которых дать максимально полное представление о профессиональных и индивидуальных качествах участников Чемпионата.
  2. «Работа с педагогами» проводится в форме 

- разработка проведение педагогического совета;

- показ навыков делового взаимодействия, демонстрации эффективного тайм менеджмента;

- показ актуальных педагогических технологии для совершенствования уровня профессионального  педагогического мастерства, их компетентности;

- использование интерактивных форм в методической работе с педагогами для повышения эффективности внедрения современных педагогических технологии.

                 8.   «Профессиональный разговор» - «Круглый стол»

Участники конкурса ведут обсуждение по предлагаемой теме.  Тема «Круглого стола» и его ведущий определяется Оргкомитетом чемпионата и оглашаются накануне дня проведения мероприятия.

Категории оценивания:

- наличие собственной позиции по теме;

- содержательность и аргументированность каждого выступления;

- умение ввести профессиональный диалог (удерживать тему, продолжать и развивать высказанную мысль, обосновать заявленную позицию дополнительными аргументами, корректно возражать другому участнику при несовпадении позиции);

- убедительность и красочность речи.

                 


Заключение

При подготовке обучающихся к конкурсам профессионального мастерства, лучше происходит освоение профессиональных компетенций ФГОС и трудовых функций Профессиональных стандартов. Повышается качество профессионального обучения, увеличивается доля выпускников, трудоустроенных по полученной специальности. Совершенствуются и расширяются связи с социальными партнерами. Повышается престиж рабочих профессий через участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства различных уровней, чемпионатах профессионального мастерства, всероссийских олимпиадах и конкурсах по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе в Открытом Чемпионате профессионального мастерства среди педагогов  «WorldSkills Russia».

Кроме того, участие в конкурсе дает  возможность:

  • осмыслить, проанализировать и сравнить собственную деятельность с деятельностью других конкурсантов;
  • активизировать рефлексию, осознать затруднения, проблемы в выполнении задания и найти средства их преодоления;
  • реализовать свои профессиональные качества в реальной производственной деятельности, повысить уровень профессионализма и компетентности.

А также, конкурс позволяет создать условия эмоционального подъема и ситуации успеха, что оказывает положительное влияние на дальнейшую профессиональную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности" -мастер-класс и презентация в рамках областных курсов повышения квалификации музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Логоритмика - это методика, связывающая воедино слово, музыку и движение.Логоритмика  полезна всем детям, а особенно имеющим проблемы становления  речевой функции, двигательной активности, з...

Работа в рамках каскадной модели повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения «ФГОС » по теме: «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца» Cтарший дошкольный возраст

Развитие  детей дошкольного возраста направлено на формирование  познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный п...

Мастер-класс "Социо-игровые приемы для организации взаимодействия детей в группе комбинированной направленности" (в рамках проведения курсов повышения квалификации ККИПКиППРО "Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ")

Уметь договариваться между собой – это трудное дело и для взрослых, и для детей. Создание ситуации для взаимодействия детей на деловой основе необходимо с самого раннего возраста как для детей с нормо...

Методическая разработка на тему "Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение декабря месяца" в рамках каскадной модели повышения квалификации

На всем протяжении дошкольного воспитания ознакомление с природой рассматривалось как одно из средств всестороннего развития, в частности  эстетического и нравственного воспитания. Принципы...

«Обучение воспитателей в рамках реализации каскадной модели повышения квалификации в процессе введения ФГОС ДО в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода»

Презентация представляет опыт работы  по проведению курсов  в рамках каскадной модели  по введению ФГОС ДО.  В 2014 году ГОУ ДПО НИРО впервые была  реализована программа по по...

Конспект открытого занятия в рамках областных курсов повышения квалификации на тему: "Там на неведомых дорожках..."

Сюжетно-тематическое занятие направленное на развитие физических качеств и и двигательных способностей детей, так-же на взаимодействие в коллективе и развитию интереса к туристической деятельности....

Конкурсная деятельность в МБДОУ как средство повышения квалификации педагогических кадров

«Без стремлений к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механистичности…» (Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег) немецкий педагог...