Чемпионат педагогического мастерства как средство повышения квалификации педагогов в рамках движения WorldSkills.
статья
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………….………………………………………………………3
Основная часть
- Понятие и значение соревновательной педагогики в профессиональном образовании ….............. …………………………………………………….5
- Движение WorldSkills: общие сведения, цели и задачи……… ............... .7
- Структура подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства с использованием
методики WorldSki…………..…………….…. ………………………….9
- Цели и задачи конкурсов ДОО………………………..…………………..12
- Заключение ………………………………………………………………...15
- Список используемых источников ……………………………………….16
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rimma_lektsiya.docx | 56.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Чемпионат педагогического
мастерства как средство повышения квалификации педагогов в рамках движения WorldSkills.
Подготовила: Схатум Римма Аслановна
воспитатель
а. Новая Адыгея
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………….………………………………………………………3
Основная часть
- Понятие и значение соревновательной педагогики в профессиональном образовании ….............. …………………………………………………….5
- Движение WorldSkills: общие сведения, цели и задачи……… ............... .7
- Структура подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства с использованием
методики WorldSki…………..…………….…. ………………………….9
- Цели и задачи конкурсов ДОО………………………..…………………..12
- Заключение ………………………………………………………………...15
- Список используемых источников ……………………………………….16
Введение
Кардинальные изменения, происходящие в течение последних лет в экономической, социальной и культурной сфере общества, с каждым годом ставят всё более сложные задачи перед системой российского профессионального образования, выдвигает всё новые требования к качествам современного рабочего: достижимые мотивации работника, умение работать в команде и на благо команды, умение решать нестандартные задачи, умение брать на себя ответственность, умение и желание учиться, высокая работоспособность. В связи с этим, качество профессионального образования рассматривается не только на уровне освоения обучающимися конкретных профессиональных компетенций, но и на уровне освоения ими культуры профессиональной деятельности, постоянного профессионально – личностного саморазвития и самосовершенствования.
«Одна из принципиальных задач государства – это развитие профессионального образования. Надо повысить престиж рабочих специальностей, в целом – общественную ценность и значимость квалифицированного труда» - из выступления В.В.Путина.
В последнее время конкурсы профессионального мастерства стали более актуальны, т.к. являются надежным и хорошо апробированным инструментом развития профессии и повышения ее социального статуса. А с введением новых ФГОС, Профессиональных стандартов, а также созданием регионального центра компетенций, вовлечение обучающихся в международное движение WorldSkills и участие в конкурсах профессионального мастерства с использованием методики WorldSkills стали не только жизненно необходимы, но и делом чести любого профессионального образовательного учреждения.
Для достижения поставленной цели потребовалось:
- раскрыть понятие и значение соревновательной педагогики в профессиональном образовании;
- изучить историю развития, основные понятия и документацию движения Worldskills;
- ознакомиться со структурой подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства.
1.Понятие и значение соревновательной педагогики в профессиональном образовании
Большинству людей присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. Утверждение себя среди окружающих — врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми, результат которого, очень часто и определяет его статус в социуме.
Соревновательный метод – это способ, основанный на включении в образовательный процесс компонентов соревновательной деятельности. Соревновательный метод предусматривает использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения. Определяющей чертой его является сопоставление сил в борьбе за первенство, за возможно более высокое достижение. Объектом соревновательной деятельности может быть не только результат, но и качество выполнения действия. Установка на соревновательную деятельность вызывает у обучающихся стремление максимально проявить свои силы.
Большие потенциальные возможности для повышения творческой активности, заложенные в соревновании, выделяли ещё К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, К.Н.Вентцэль.
Использование соревновательной педагогики в профессиональном образовании позволяет формировать компетенции, приближая обучение к профессиональной деятельности, активизируя формирование профессиональной мотивации. Соревнуясь между собой, обучающиеся быстро осваивают ещё и опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.
В рамках участия в конкурсах профессионального мастерства участники получают информацию, которую они в обычных условиях усваивают за недели и даже месяцы, а в некоторых случаях и вовсе не могут её получить в традиционной образовательной системе. Кроме того, конкурс - это возможность обмена неформализованными, неявными знаниями.
Конкурсная деятельность создает для ее участников уникальные педагогические условия эффективного обучения, приобретения необходимых компетенций в жестких временных рамках конкурсного отбора и обучающих программ.
Конкурсы профессионально мастерства, не только дают возможность воспитателям оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии, но и позволяет работодателям найти для себя талантливые «кадры».
Международное некоммерческое движение WorldSkills и проводимые им чемпионаты - это известное во всем мире и крупнейшее соревнование, в котором принимают участие как молодые квалифицированные рабочие, так и известные профессиональны, специалисты, мастера производственного обучения и наставники – в качестве экспертов, оценивающих выполнение конкурсных заданий, на сегодняшний день, является одной из самых перспективных площадок для стажировки педагогов и профессионального роста и становления обучающегося.
Чемпионаты WorldSkills – это и площадка для профессионального сообщества, на которой лучшие эксперты-практики из разных стран обмениваются опытом и определяют направления формирования современных международных стандартов в представленных на соревнованиях областях производства и социальной сферы.
2.ДВИЖЕНИЕ WorldSkills: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Миссия WorldSkills: «Развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности для профессионального роста и личного успеха»
История: В 1947 году в Испании впервые прошел национальный конкурс по профессионально-технической подготовке. Он был призван поднять популярность рабочих специальностей и способствовать созданию эффективной системы профессионального образования, так как в стране, восстанавливающейся после Второй мировой войны, существовала острая нехватка квалифицированных рабочих. Автором данной идеи был генеральный директор Испанской молодёжной организации Хосе Антонио Элола Оласо.
Первой эту инициативу поддержала Португалия. В результате в 1950 году прошли первые международные Пиренейские соревнования, в которых приняли участие 12 представителей обеих стран. Три года спустя к соревнованиям присоединились конкурсанты из Германии, Великобритании, Франции, Марокко и Швейцарии. Таким образом, в 1983 году была сформирована организация по проведению конкурсов профессионального мастерства — International Vocational Training Organisation).
Впервые за пределами Испании соревнования были проведены в 1958 году в рамках Всемирной выставки в Брюсселе, а в 1970 году они первый раз прошли в другой части света — в Токио. В начале 2000-х годов IVTO изменила название и символику, и с тех пор ведет свою деятельность под именем WorldSkills International. Сегодня под эгидой проводится множество мероприятий, включая региональные и национальные соревнования, континентальные первенства и, раз в два года, мировой чемпионат.
«Основная цель и задача WorldSkills — создание экспертного сообщества. Именно оно во время соревнований формирует профессиональные стандарты, требования к технике безопасности. Сами задания могут использоваться как в образовательном процессе, так и при аттестации рабочих кадров, на разных предприятиях. Вступление в WorldSkills дает возможность:
– ознакомиться со стандартами по ключевым компетенциям и высокотехнологичному оборудованию;
– доступа к единой коммуникационной площадке экспертов WorldSkills International по каждой из компетенций, связи с институтами профобразования во всем мире.
– проводить обучение мастеров, осуществлять оценку качества квалификационных характеристик, изучать направления по корректировке образовательных программ.
Конкурсное движение WorldSkills работает по направлениям:
Цели программы:
Создание новых возможностей для профориентации и освоения современных и будущих профессиональных компетенций на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный и международный опыт.
Чемпионат экспертов WorldSkills Russia – соревнования среди экспертов.
Основными регламентирующими документами чемпионатов по стандартам WorldSkills являются 4 документа:
- Кодекс этики;
- Регламент чемпионата;
- Техническое описание компетенции;
- Конкурсное задание чемпионата.
«Сегодня стандарты WorldSkills становятся стандартами подготовки кадров.
3.Структура подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства с использованием
методики worldskills
В данном разделе представлены подходы к организации конкурса профессионального мастерства с использованием методики WorldSkills.
Структура подготовки и проведения конкурса с использованием методики WorldSkills может быть следующей:
1 этап. Планирование конкурса:
1.1. Сбор предложений.
1.2. Анализ и обобщение предложений.
1.3. Взаимодействие с организациями.
1.4. Согласование места и сроков проведения конкурса.
1.5. Согласование плана мероприятия.
1.6. Утверждение плана.
2 этап. Создание оргкомитета:
2.1. Распределение обязанностей между членами оргкомитета.
2.2. Составление и утверждение плана подготовки и проведения конкурса. Общее управление подготовкой и проведением конкурса профессионального мастерства осуществляет Оргкомитет, утвержденный распоряжением директора (руководителя) образовательного учреждения. В состав оргкомитета могут входить: директор образовательного учреждения, заместители директора, преподаватели дисциплин профессионального блока.
В область ответственности и компетенций Оргкомитета входит:
- Утверждение необходимых нормативных документов (техническое описание, инфраструктурный лист, итоговые протоколы по компетенциям для комиссии / жюри).
- Обеспечение «площадок» оборудованием, материалами и другими средствами для проведения конкурса профессионального мастерства по каждой компетенции конкурса.
- Подготовка общей Программы проведения конкурса профессионального мастерства.
- Проведение жеребьевки между конкурсантами.
- Определение мер поощрения для награждения участников конкурса.
- Оформление и направление заявки на участие обучающихся (победителей) в последующем этапе конкурса.
- Определение состава жюри, в число которого обязательно входят руководители и специалисты предприятий социальных партнеров в конкретной сфере профессиональной деятельности в соответствии с компетенциями конкурса.
Организация работы жюри во время конкурса:
- Организация фото и видеосъемки мероприятий конкурса профессионального мастерства.
- Размещение итоговых материалов на сайте образовательного учреждения, СМИ города.
- Оргкомитет должен проинформировать о проведении конкурса профессионального мастерства и конкурсных задания всех обучающихся в рамках обозначенных компетенций – специальностей, которые имеют возможность и желание принять в нем участие, не менее чем за месяц. Информация о конкурсе и всех его составляющих должна быть размещена и на сайте образовательного учреждения, СМИ (при возможности).
3 этап. Материально - техническое обеспечение конкурса профессионального мастерства включает:
3.1. Составление плана материально-технического обеспечения.
3.2. Составление и утверждение сметы расходов.
3.3. Подготовка помещений.
4 этап. Разработка документов:
4.1. Разработка программы.
4.2. Подготовка информационного сообщения.
4.3. Рассылка информационного сообщения.
4.4. Получение заявок от участников.
4.5. Экспертная оценка конкурса.
4.6. Разработка программы – приглашения.
5 этап. Издание программы приглашения:
5.1. Получение разрешения на издание.
6 этап. Организация сопутствующих мероприятий:
6.1. Выявление объектов для экскурсий гостей конкурса.
6.2. Подготовка стендов, выставок, освещающие ход и результаты конкурса.
7 этап. Проведение конкурса.
7.1. Регистрация участников.
7.2. Обеспечение работы мероприятий в соответствии с программой.
7.3. Проведение сопутствующих мероприятий. Для проведения конкурса Оргкомитет должен обеспечить документацию по охране труда. Документация должна включать в себя точную информацию по конкурсным испытаниям. На каждой конкурсной площадке из состава Оргкомитета (или специально привлеченное лицо на период конкретного мероприятия) должен быть назначен ответственный за техническое состояние оборудования и соблюдение всеми присутствующими правил охране труда. Для усиления профориентационной составляющей конкурса профессионального мастерства целесообразно в дни его проведения пригласить учащихся общеобразовательных учреждений города и их родителей (законных представителей).
Цели и задачи конкурсов ДОО
В рамках ДГ при МБОУ «СШ №27» проходил муниципальный чемпионат методистов МБДОО «Палитра мастера ДОО».
Конкурс проводился в целях повышения качества дошкольного образования, формирования позитивного общественного мнения о профессии методистов ДОО, привлечения внимания органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также широкой педагогической общественности и средств массовой информации к проблемам развития дошкольного образования в современных социально-экономических условиях.
1. основные задачи конкурса является :
- развитие творческой инициативы и повышение профессионального уровня методистов;
- оказание поддержки и поощрения лучших методистов Муниципального Образования- победителя и призёров чемпионата;
-выявление и поддержка инновационных методов, средств и технологии дошкольного образования;
- распространение лучших образцов инновационного опыта педагогов Муниципальное Образование «Тахтамукайский район».
Участники Чемпионата
1. Участие в конкурсе является добровольным.
2. Участниками чемпионата могут быть методисты ДОО (заместители заведующих по ВМР), имеющих педагогический стаж работы которых является МО, реализующая, ОП ДО Тахтамукайского района.
Организации и критерии Чемпионата
- Для организации проведения муниципального Чемпионата создаются организационный комитет конкурса (далее – Оргкомитет) и комиссия. В состав Оргкомитета включаются представители Управления образования, МКУ« ИМЦ», дошкольных и других образовательных организаций.
К полномочиям Оргкомитета относятся:
- информирование методистов МБДОО и общественности об условиях проведения конкурса;
- приём материалов участников муниципального Чемпионата;
- организация работы комиссии;
- организация церемонии награждения победителей и лауреатов Чемпионата.
К полномочиям комиссии относится формирование рейтинга участников Чемпионата, определение на его основе победителя и лауреатов Чемпионата.
Конкурсная комиссия осуществляет оценивания участников в соответствии с критериями конкурса, установленными настоящим Положением.
Решение комиссии принимается на заседании, оформляется протоколом,
который подписывается председателем, а в его отсутствие – заместителем.
В состав Оргкомитета включается представители Управления образования, МКУ « ИМЦ», дошкольных и других образовательных организаций, а также победители или призёры конкурсов педагогического мастерства.
- Чемпионат проводится в 2 тура:
- Первый тур – включает в себя два мероприятия:
«Само презентация» и «Методическая палитра».
Участник Чемпионата выполняет задания по порядку в соответствии с жеребьевкой, которую проводит комиссия накануне.
- «Само презентация» проводится в форме краткой прессконференции с членами комиссии, позволяющей оценить профессиональный педагогический и методический опыт участника Чемпионата, сформировавшийся при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса; инновационность применяемых им методик и технологий. Участник раскрывает мотивы выбора профессии педагога, методиста образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования, и отражающие принципы и подходы к образованию и его понимание ценности и уникальности периода дошкольного детства и миссии педагога в современных условиях.
Регламент: до 10 минут, включающий в себя выступление участника Чемпионата и вопросы комиссии.
Критерии оценивания:
- умение выявить и сформулировать педагогическую задачу (0-10);
- умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности (0-10;
- общая профессиональная эрудиция (0-10).
5. «Методическая палитра»
Мероприятие, демонстрирующее практический опыт участника Чемпионата и отражающий сущность используемых образовательных технологии, умение каждого:
- составлять образовательные программы, адаптированные программы, разработка индивидуального маршрута ребёнка;
- составлять сценарии и проведение праздничного мероприятия, показать инновационные методы, приёмы работы, работ с ИКТ (с использованием видео материала);
- самообразование и расширение своего кругозора (курсы, переподготовка, РМО, семинар-практикум, онлайн – семинары);
-показать работу по «Инклюзивному образованию в ДОУ», проектировать индивидуальную траекторию развития ребёнка с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ, оказание помощи педагогам;
- показать работу с сайтом ДОУ, (блог, страница, сайт);
- используемые новые методы и приёмы в изучении национального компонента;
- использовать проектную деятельность, как одну из форм образовательного процесса.
Регламент: до 20 минут.
- Второй тур включает в себя два мероприятия «Работа с педагогами» и «Круглый стол», цель которых дать максимально полное представление о профессиональных и индивидуальных качествах участников Чемпионата.
- «Работа с педагогами» проводится в форме
- разработка проведение педагогического совета;
- показ навыков делового взаимодействия, демонстрации эффективного тайм менеджмента;
- показ актуальных педагогических технологии для совершенствования уровня профессионального педагогического мастерства, их компетентности;
- использование интерактивных форм в методической работе с педагогами для повышения эффективности внедрения современных педагогических технологии.
8. «Профессиональный разговор» - «Круглый стол»
Участники конкурса ведут обсуждение по предлагаемой теме. Тема «Круглого стола» и его ведущий определяется Оргкомитетом чемпионата и оглашаются накануне дня проведения мероприятия.
Категории оценивания:
- наличие собственной позиции по теме;
- содержательность и аргументированность каждого выступления;
- умение ввести профессиональный диалог (удерживать тему, продолжать и развивать высказанную мысль, обосновать заявленную позицию дополнительными аргументами, корректно возражать другому участнику при несовпадении позиции);
- убедительность и красочность речи.
Заключение
При подготовке обучающихся к конкурсам профессионального мастерства, лучше происходит освоение профессиональных компетенций ФГОС и трудовых функций Профессиональных стандартов. Повышается качество профессионального обучения, увеличивается доля выпускников, трудоустроенных по полученной специальности. Совершенствуются и расширяются связи с социальными партнерами. Повышается престиж рабочих профессий через участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства различных уровней, чемпионатах профессионального мастерства, всероссийских олимпиадах и конкурсах по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе в Открытом Чемпионате профессионального мастерства среди педагогов «WorldSkills Russia».
Кроме того, участие в конкурсе дает возможность:
- осмыслить, проанализировать и сравнить собственную деятельность с деятельностью других конкурсантов;
- активизировать рефлексию, осознать затруднения, проблемы в выполнении задания и найти средства их преодоления;
- реализовать свои профессиональные качества в реальной производственной деятельности, повысить уровень профессионализма и компетентности.
А также, конкурс позволяет создать условия эмоционального подъема и ситуации успеха, что оказывает положительное влияние на дальнейшую профессиональную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности" -мастер-класс и презентация в рамках областных курсов повышения квалификации музыкальных руководителей дошкольных учреждений.
Логоритмика - это методика, связывающая воедино слово, музыку и движение.Логоритмика полезна всем детям, а особенно имеющим проблемы становления речевой функции, двигательной активности, з...
Работа в рамках каскадной модели повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения «ФГОС » по теме: «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца» Cтарший дошкольный возраст
Развитие детей дошкольного возраста направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный п...
Мастер-класс "Социо-игровые приемы для организации взаимодействия детей в группе комбинированной направленности" (в рамках проведения курсов повышения квалификации ККИПКиППРО "Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ")
Уметь договариваться между собой – это трудное дело и для взрослых, и для детей. Создание ситуации для взаимодействия детей на деловой основе необходимо с самого раннего возраста как для детей с нормо...
Методическая разработка на тему "Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение декабря месяца" в рамках каскадной модели повышения квалификации
На всем протяжении дошкольного воспитания ознакомление с природой рассматривалось как одно из средств всестороннего развития, в частности эстетического и нравственного воспитания. Принципы...
«Обучение воспитателей в рамках реализации каскадной модели повышения квалификации в процессе введения ФГОС ДО в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода»
Презентация представляет опыт работы по проведению курсов в рамках каскадной модели по введению ФГОС ДО. В 2014 году ГОУ ДПО НИРО впервые была реализована программа по по...
Конспект открытого занятия в рамках областных курсов повышения квалификации на тему: "Там на неведомых дорожках..."
Сюжетно-тематическое занятие направленное на развитие физических качеств и и двигательных способностей детей, так-же на взаимодействие в коллективе и развитию интереса к туристической деятельности....
Конкурсная деятельность в МБДОУ как средство повышения квалификации педагогических кадров
«Без стремлений к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механистичности…» (Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег) немецкий педагог...