Методическая разработка на тему "Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение декабря месяца" в рамках каскадной модели повышения квалификации
методическая разработка (средняя группа) на тему
На всем протяжении дошкольного воспитания ознакомление с природой рассматривалось как одно из средств всестороннего развития, в частности эстетического и нравственного воспитания. Принципы наглядности и активности, положенные в основу ознакомления с природой, определяли ведущее значение непосредственного общения с природой в решении задач эстетического и нравственного воспитания и выдвинули наблюдение в природе как основной метод. Правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchipanova_e.v._d_.s.27.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение декабря месяца» в рамках каскадной модели повышения квалификации
«Актуальные проблемы дошкольного образования
в условиях введения ФГОС ДО»
воспитатель: Щипанова Е.В.
МБДОУ №27..
Средняя группа
Кстовский район
Кстово
2015г.
Содержание
1.Актуализация выбранной темы………………………………………………1
2.Описание разработки (мотив, цель, средства и способы решения поставленных целей, итог)………………………………………………………….2-4
3. Список литературы………………………………………………………………….5..
Приложения.
На всем протяжении дошкольного воспитания ознакомление с природой рассматривалось как одно из средств всестороннего развития, в частности эстетического и нравственного воспитания. Принципы наглядности и активности, положенные в основу ознакомления с природой, определяли ведущее значение непосредственного общения с природой в решении задач эстетического и нравственного воспитания и выдвинули наблюдение в природе как основной метод. Правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях природы.
Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать у детей не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов. Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдения как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдения являются источником знаний, с другой – оно само требует определенных знаний как отправных моментов наблюдений. Наблюдения в детском саду проводятся под руководством воспитателя, это способствует умственному развитию детей и формирует у них правильные представления о живой и неживой природе. Наблюдение развивает умение сосредотачиваться на наблюдаемом объекте, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать свои мысли словом.
Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов – восприятия, мышления, воображения. В процессе наблюдений осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление.
Глубоко прав был К.Д.Ушинский, когда отмечал: «Если учение претендует на развитие ума в детях, оно должно упражнять их способность наблюдения».
Декабрь.
Цикл наблюдений за елочкой, растущей на территории детского сада. Средняя группа.
Форма наблюдения. | Тема. | Цель. | Методы и приемы. | Словарная работа. |
Рассматривание | «Рассмотрим нашу елочку» | Познакомить детей с елочкой, которая растет на территории детского сада; уточнить знания детей об особенностях внешнего вида елочки. | Худ. слово, Рассказ воспитателя, вопросы. | Дерево, ствол, кора, хвоя,ветви,иголки, Корни, шишки, расти,высокая. |
Беседа | «Условия, необходимые для роста нашей елочки» | Расширять представления об условиях, необходимых для роста нашей елочки. | Рассказ воспитателя, Вопросы, уточнения. | Почва, влага, Свет, Беречь, ухаживать. |
Обследование | «Чем пахнет елочка» | Познакомить детей со специфическим запахом ели – запахом смолы. Объяснить в чем польза хвойных лесов для здоровья человека. | Рассказ, вопрсы,худ. слово, поощрение, уточнение. | Запах, смола, хвойный, лесной, вырастать. |
Сравнение | «Чем ель отличается от лиственных деревьев» | Показать разницу между хвойными и лиственными деревьями. | Худ. слово, вопросы, уточнение, поощрение. | Лиственные, хвойные густой низкий высокий листья иголки |
Сравнение | «Сравнение ели и сосны» | Расширять представления детей о хвойных деревьях. | Рассказ воспитателя, Вопросы. | Ель, сосна еловый сосновый шишки ухаживать. |
Обследование | «Наблюдение за иголочками» | Уточнить знания детей об иголочках ели – видоизмененные листья. Воспитывать бережное отношение к зеленым насаждениям. | Рассматривание Обследование Вопросы Уточнения Поощрения. | Запах хвойный аромат листья |
Сравнение | «Сравнение натуральной ели и искусственной» | Уточнить знания детей об отличиях натуральной ели от искусственной. | Худ.слово Рассматривание вопросы | Настоящая Искусственная праздничная |
Итог.
Наблюдение дае6т хороший запас знаний и одновременно учит оценке, анализу, развивает память, воображение, дает толчок развитию познавательных интересов.
Каждое новое наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны уже знакомого объекта природы, одновременно уточняет и расширяет сложившиеся представления. Одно наблюдение следуя за другим, укрепляет единую систему знаний.
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; формируются начала экологической культуры детей; развиваются речевые навыки. Дети учатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Список литературы.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. «Мозаика – Синтез», Москва 2014г.
- «Ознакомление дошкольников с природой в детском саду» Соломенникова О.А. «Мозаика – Синтез», Москва 2014г.
- «Развитие игровой деятельности» Губанова Н. Ф. «Мозаика – Синтез», Москва 2012г.
Приложение.
Худ.слово:
Загадки:
Ее всегда в лесу найдешь, Что же это за девица?
Пойдешь гулять и встретишь Не швея, не мастерица.
Стоит колючая, как еж, Ничего сама не шьет,
Зимою в платье летнем. А в иголках круглый год.
(ель) (ель)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке.
(сосна)
Чтение р.н.с. «Как коза избушку построила»
дидактические игры:
«Опиши, я отгадаю»
«Найди дерево по названию»
«Четвертый лишний»
Разминка для голоса.
Слышно целый день в лесу:
- Отзовись, ау, ау!
Вышел в рощу детский сад,
Воспитатели кричат:
- Дети, где вы?
Вас зову: Ау – у!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца ,старший дошкольный возраст»
Наблюдение за птицами в течение месяца....
Наблюдение «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца ,старший дошкольный возраст»
Наблюдение за птицами в течение месяца....
Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца.
Проект об наблюдении в природе....
Работа в рамках каскадной модели повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения «ФГОС » по теме: «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца» Cтарший дошкольный возраст
Развитие детей дошкольного возраста направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный п...
Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца в старшей группе.
Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца в старшей группе. (ОСЕНЬ)...
Презентация. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца, старший дошкольный возраст»
Сиситема непрерывного наблюдения за природными объектами в течении месяца, старший дошкольный возраст"...
Проект «Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течении месяца».
проявление любви к природе необходимое для развития детей – все это является актуальностью ...