Что такое критическое мышление?
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Что такое критическое мышление?
Принято считать, что термин «критическое мышление» вошел в научный оборот еще в конце 1920-х, но широкое распространение получил позже.
Во второй половине ХХ века образование столкнулось с проблемой увеличения информационной нагрузки, резко вырос объем знаний, необходимый новым поколениям для успешного существования в обществе. Тогда американский педагог Джон Дьюи высказал предложение о том, что именно развитие критического мышления, а не передача знаний должно стать главной задачей образования.
Критическое мышление — это рациональный, скептический и непредвзятый анализ или оценка получаемой информации. Оно имеет три важных составляющих:
- Отношение — стремление индивида рассматривать любую возникшую проблему с разных сторон.
- Знание о методах, принципах и логике мыслительного процесса.
- Навыки применения имеющихся знаний о мышлении на практике.
Психологи утверждают, что существует два способа мышления:
- Впитывание всей имеющейся информации, накопление фактов, позволяющее сделать мир более осмысленным.
Долгое время система образования использовала подобный тип мышления, заставляя учащихся заучивать информацию, полученную на уроке или в учебнике. Проблема данного способа мышления в том, что аргументы, высказанные автором, переносятся в голову получателя автоматически, не подвергаясь проверке.
- Активное взаимодействие с получаемой информацией и оцениванием силы высказанных аргументов.
Подобный стиль мышления стал особенно актуален после резкого увеличения информации, производимой человечеством в последние десятилетия.
Человек, обладающий критическим мышлением:
- способен установить и понять причинно-следственную связь между идеями и фактами;
- может оценить важность тех или иных идей или аргументов;
- способен признавать и оценивать точки зрения, отличающиеся от его собственной, и выстраивать собственную аргументацию;
- выявляет наличие несоответствий в процессе не только чужих, но и собственных рассуждений;
- умеет последовательно и целенаправленно решать возникающие проблемы.
Человек с критическим мышлением обладает навыками:
- логически структурировать рассуждения;
- последовательно и четко аргументировать собственную позицию;
- эффективно построить речь для изложения собственной позиции.
Истоки критического мышления исследователи находят в сократовском методе. Как известно, философ одним из первых применял метод анализа аргументации оппонента для разбора ее сильных и слабых сторон.
Долгое время после Сократа философия и наука основывались на предположении, что процесс мышления и получаемые в его результате выводы безупречны.
В ХІХ веке Кант предположил, что любое знание строится на двух типах рассуждений: аналитических (поясняющих) и синтетических (расширяющих). Последние, по мнению философа, нуждаются в прояснении.
В ХХ веке К. Поппер поставил под сомнение сам научный метод. Исследователь высказал предположение о том, что научные выводы следует подвергать сомнениям. Ни одну теорию, писал Поппер, нельзя доказать, но ее можно попытаться опровергнуть, исследовав аргументы, на которых она основана. Если она выдержит проверку опровержением, ее следует считать научной.
Английский мыслитель Б. Рассел предложил принципы, которые стали основой для формулирования суждений в теории критического мышления:
- Не может считаться верным мнение, которое противоречит высказываниям экспертов, которые пришли к согласию.
- Ни одно мнение не должно считаться верным, если эксперты по его поводу не пришли к согласию.
- Обычному человеку стоит воздержаться от высказывания мнения по вопросам, в которых эксперты не имеют достаточных оснований для формулировки определенного мнения.
Критическое мышление — это способность анализировать и ставить под сомнение получаемую информацию. Теория критического мышления любые данные предлагает рассматривать как текст, содержащий послание. Его рекомендуется оценивать по таким критериям:
- Цель, которую ставил создатель информации.
- Проблема — вопросы, на которые ищет ответ автор.
- Допущения — аргументы, приводимые автором как само собой разумеющиеся.
- Точка зрения автора на приводимые аргументы. Насколько он считает их истинными?
- Данные — насколько достоверна информация, приводимая в тексте.
- Концепции и идеи.
- Выводы и их интерпретация автора.
- Следствия — призыв к действию, который предлагает автор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская "Технология развития критического мышления у дошкольников"
Представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОБУ № 221 "Сказка" г Орска Дунаевой А.Л. по использованию приёмов технологии развития критического ...
Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий
Презентация "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных действий"...
Родительское собрание "Сегодня дошкольник-завтра школьник" в технологии развития критического мышления.
Тема собрания "Сегодня дошкольник-завтра школьник" раскрыта с помощью приёмов технологии развития критического мышления: синквейн, кластер, корзина идей и понятий, 6 шляп мышлений....
критическое мышление
нет...
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста
Методы и приёмы, применяемые для развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста....
Использование методики критического мышления Эдварда де Боно на занятии для детей старшего дошкольного возраста
Данную методику можно использовать для завершения любого занятия....
«Кризисные периоды семьи. Жизненные критические ситуации»
Что такое семья, и какие критические ситуации бывают в семьях....