Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме
Презентация "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных действий"
Скачать:
Подписи к слайдам:
«Образовательные универсальные технологии как средство реализации современных целей дошкольного образования»
МДОБУ № 221«Сказка» г.Орска
Цель дошкольного образования на современном этапе
Целью дошкольного образования является непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, художественно-эстетических, социальных, нравственных, трудовых и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой его успешной самореализации на всех этапах жизни.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ
Интегративные качества ребенка:Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Любознательный, активный.Эмоционально отзывчивый .Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы .Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.Овладевший необходимыми умениями и навыками.
В отличие от традиционных целей дошкольного образования в ФГТ (Приказ №655 от 23.11.2009):появляется акцент на развитие и оценку качеств личности и социальную успешность как результат общей культуры у воспитанников.условием социальной успешности детей признается задача формирования универсальных предпосылок учебной деятельности.
Ключевой задачей, определяющей успех достижения современных целей образования, является ответ на вопросы:
Как обеспечить освоение воспитателем нового педагогического инструментария?
Как организовать образовательный процесс в ДОУ?
Занятие 2-(17 февраля 2012г.)
Технология развития критического мышления дошкольников
АССОЦИАЦИИ
Понятийный аппарат
Технология - Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.
Критическое- подвергая критике, критически отнестись к сути события, явления, проблемы…
Мышление - это высший познавательный процесс, деятельность по преобразованию действительности, создании нового, изменении существующих условий.
«Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата».Д. Халперн
Что же такое критическое мышление как педагогический термин?Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.Критическое мышление – это не негативность суждений или критика, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на КМ предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ребёнок, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение .
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в интерактивный процесс.
диалоговый, интерактивный режим занятий;совместный поиск решения проблем;«партнерские» отношения между педагогом и ребёнком.
Коммуникативно-деятельный принцип обучения
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Технологический аспект
Первая стадия – «вызов». Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет:
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом, причем работа, направленная и осмысленная. Стадия позволяет дошкольнику:
Третья стадия – «рефлексия» - размышления.На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Подписи к слайдам:
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.
6 шляп мышления
ЭДВАРД ДЕ БОНО
Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. В годы Второй Мировой Войны он изучал медицину в Университете Мальты. Ему была присуждена престижная стипендия Rhodes Scholar, позволившая продолжить образование в колледже Крайст Черч Оксфордского Университета, где он получил почетные степени в психологии и физиологии, а также докторскую степень в медицине. Им были получены еще одна докторская степень в Кембриджском Университете и докторская степень в клинической медицине в Университете Мальты. В разное время Эдвард де Боно занимал факультетские позиции в Оксфорде, Кембридже, Университете Лондона и Гарварде.
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату.
Желтая шляпа – позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, Но и объяснить, почему.
Зеленая шляпа – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
Красная шляпа – это эмоциональная «шляпа». Нужно сказать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т.д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определять направление поиска, анализа.
Черная шляпа – противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произощло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.
Синяя шляпа – это философская, обобщающая «шляпа». Те, кто мыслит в «Синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие параллели и т.д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо во время работы поделить на две равные части : в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними последнее слово.
Подписи к слайдам:
Методические приёмытехнологии развития критического мышления
Синквейн – прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна. Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.
СИНКВЕЙН
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм, крылатое выражение). Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ
"Умный вопрос — это уже добрая половина дела” Ф.Бекон.
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг
Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз занятия:на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного
"Тонкие” вопросы
"Толстые” вопросы
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.Кто? (Кто автор ?)Что?Когда?Как звать ...?Было ли ...?
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...?Почему, вы думаете ...?Почему вы считаете ...?В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...?Что, если ...? Может ...?Будет ...?Мог ли ...?Согласны ли вы ...?Верно ли ...?
Кто автор сказки Золушка? (тонкий вопрос)Предположите, что будет, если принц не сможет найти Золушку по туфельке? (толстый вопрос)Что потеряла Золушка на ступенях дворца? (тонкий вопрос)Объясните, почему Золушка была такой покорной? (толстый вопрос)Когда должно было закончиться волшебство ФЕИ? (тонкий вопрос)Как звать главную героиню сказки? (тонкий вопрос)
Дайте три объяснения, почему Золушка заслужила своё счастье? (толстый вопрос)Какой овощ превратился в карету? (тонкий вопрос)Почему, вы думаете отец не мог защитить свою дочь от нападок мачехи? (толстый вопрос)Встречали ли вы в других сказках похожих героев? (толстый вопрос)
Кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста(проблемы, темы занятия) и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах занятия: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии занятия в целом.
КЛАСТЕРЫ
Правила составления грозди.Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты — спутники, а у них — свои спутники и т.д.
Рекомендации по работе с «гроздями» Оцените текст(тему,проблему), с которым будетеработать. Нужна ли в данном случае разбивка на«грозди»? Можно ли выделить в тексте большие ималые смысловые единицы?2. Помогите детям, если у них возникли сомнения, вы делить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.3. Озвучьте свои «грозди». 4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» поярче.
"ТАБЛИЦА-ЗХУ"
Выделим основные правила работы с приемом "ЗХУ":- вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу(теме, проблеме), запишите (схематично) эти сведения в первой графе таблицы ( запись ведёт педагог);- перечислите источники информации (Как и где вы узнали об этом?); - поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения (Что вы хотите узнать?); - познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом воспитателя); - попробуйте ответить на вопросы, которые сами поставили;-сформулируйте какое новое знание (умение) вы приобрели.
ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
Этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в литературном произведении.
Цель:Формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.Правила составления дерева предсказаний
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1.Составить кластер на тему « Развитие критического мышления у дошкольников».
2.Составить синквейны по теме творческой мастерской: технология, мышление, кластер, инновация, критика.
3. Предложить варианты использования приёмов РКМ в непосредственной образовательной и совместной деятельности.
Подписи к слайдам:
РЕФЛЕКСИЯ
РЕФЛЕКСИЯ
РЕФЛЕКСИЯ
РЕФЛЕКСИЯ
РЕФЛЕКСИЯ
РЕФЛЕКСИЯ
Источник шаблона:
Бондаренко Татьяна Николаевна, МОУ «НШ-ДС» г.Железноводска, заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов, http://pedsovet.su/Источники использованных фонов:http://natalya-121258.ya.ru/replies.xml?item_no=1607http://www.solnushki.ru/creative/clip0046http://art8you.net/clipart/books/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ
презентация по теме: Универсальные учебные действия...
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.
Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет...
Доклад на тему: "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста"
Выступление на методическом объединении...
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как основа их дальнейшего успешного обучения
Содержание психолого - педагогичекой роботы со старшими дошкольниками по формированию УУД...
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений
Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...
Механизмы формирования предпосылок универсальных учебных действий на основе системно- деятельностного подхода
Концептуальная идея формирования УУД ,принятая в образовательной системе Л. Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения и проходят сл...
Механизмы формирования предпосылок универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода
Предпосылки формирования УУД в ДОУ...