Использование методики критического мышления Эдварда де Боно на занятии для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Мирошникова Марина Александровна

Данную методику можно использовать для завершения любого занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriticheskoe_myshlenie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Создатель методики 6-ти шляп критического мышления Эдвард де Боно  – доктор медицины, психолог, автор целого ряда работ по нестандартному мышлению «Учите своего ребёнка думать», «Научите себя думать». Он разделил сам процесс мышления на 6 режимов:  эмоции, обнаружения преимуществ и недостатков, организация мышления,  привлечение информации, творчество. Последовательность использования этих режимов произвольна и зависит как от характера решаемой задачи, так и от психологических особенностей тех, кто эту задачу решает. Мы с детьми 6-летнего возраста в процессе работы выделили 4 шляпы (синяя, желтая, красная, чёрная).

        Методика критического мышления Эдварда де Боно.

Надеваем на ребёнка, отвечаем на вопросы.

1. Синяя шляпа – что узнали нового сегодня?

2. Желтая шляпа (оптимизм) –  ищем положительные стороны явления или предмета. Отвечаем на вопрос: Каковы преимущества?  Что в этом хорошего?

3. Красная шляпа (эмоции) – высказываем свое отношение к обсуждаемому вопросу.

4. Черная шляпа (мантия «судьи»; самая полезная шляпа) – эта шляпа помогает спрогнозировать риск и предотвратить его.

Примеры применения методики на занятиях:

Применение данной методики на занятии по развитию речи «Цветик-Семицветик»

Одеваем на ребенка, отвечаем на вопросы.

  1. Синяя шляпа – что узнали нового сегодня?

- Есть волшебный цветок, который исполняет желания.

2. Желтая шляпа – ищем положительные стороны явления.

- Можно получить много конфет и игрушек/можно помочь больному мальчику.

3. Красная шляпа – высказываем свое отношение к обсуждаемому вопросу.

- Можно исправить то, что сделано неправильно.

- Было бы хорошо, если бы у каждого человека был такой цветик-семицветик, тогда бы все в мире были счастливы.

4. Черная шляпа – прогнозируем риск и ищем способы его предотвращения.

- Прежде чем что-либо сделать, надо подумать.

-  Надо быть внимательным на улице.

- Надо быть добрыми к людям и стараться их понять.

Применение данной методики на занятии по валеологии «Здоровые зубы»

Одеваем на ребенка, отвечаем на вопросы.  

  1. Синяя шляпа – Зубы надо беречь, ухаживать за ними.
  2. Желтая шляпа – Если за зубами следить, они всегда будут здоровы, не будет болеть живот и т.д.
  3. Красная шляпа – Да, мы согласны чистить зубы 2 раза в день, чистить правильно!
  4. Черная шляпа – Если не чистить зубы вовремя и правильно, то можно остаться без них.

     - Зубы будут сильно болеть, может распространиться инфекция по всему организму.

    - Если питаться не правильно, то это в свою очередь может привести к разрушению зубов.

Применение данной методики на занятии на тему: «Из чего мы сделаны?»

Одеваем на ребенка, отвечаем на вопросы.

  1. Красная шляпа – Правильно ли человек делает, если занимается физкультурой? – Да! Он становится выносливым, его организм может противостоять болезням, он будет реже болеть или вообще не болеть.
  2. Синяя шляпа – Человек состоит из воды на 75% и у него есть скелет.
  3. Желтая шляпа – Что хорошего в занятиях спортом? – Занятия спортом укрепляют скелет и мышцы. Это полезно для всех! Движение – жизнь! Быть здоровым значит во многом быть счастливым!
  4. Черная шляпа – Но важно помнить, что при занятиях спортом можно получить травму, поэтому надо строго выполнять определенные правила (правильно дышать, избегать перегрузок и т.д.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи c использованием ИКТ

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи с использованием ИКТ....

ПРОЕКТ: «Развитие логических приемов мышления в процессе формирования умений классификации у детей старшего дошкольного возраста»

В системе дошкольного образования развитие математических представлений  по праву  имеет  большое значение. Так как формирование элементарных математических представлений ра...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР. Тема: «Витамины и их влияние на здоровье».

Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека. Систематизировать знания детей о пол...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

«Магазин музыкальных инструментов». Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Т.Тютюнниковой

Цель. Знакомство детей с шумовыми инструментами и способами игры на них. Создание условий для самостоятельных му­зыкальных импровизаций детей....