«Создание предметно- пространственной среды в группах»
статья
Предметно-пространственная среда группы, участка ДОУ должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Перед педагогом стоит задача, как организовать развивающую среду в ограниченном пространстве группового помещения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_predmetno-razvivayushchey_sredy.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Создание предметно- пространственной среды в группах»
Подготовила:
учитель-логопед
Лычкина Н.В.
Предметно-пространственная среда группы, участка ДОУ должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Наполнение развивающей среды должно подбираться таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе.
Так же, в соответствии с ФГОС, предметно-пространственная развивающая среда должна быть вариативной, насыщенной, полифункциональной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей и соответствовать особенностям программы.
Но при организации пространства важно не перенасытить его громоздкими предметами мебели, яркой раскраской мебели, так же необходимо учитывать значение развивающего пространства в реализации образовательных областей. Стандарт определяет конкретное содержание каждой образовательной области. В детском саду должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможности для организации различных игр с детьми, а так же для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Игрушки должны быть подобраны с учетом возрастных возможностей детей, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы.
Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе, в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Так же полифункциональность игрушки, можно использовать в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.
Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Вариативность развивающей среды дошкольной образовательной организации обусловлена спецификой ее деятельности в целом и дошкольного звена в частности, особенностями контингента детей (продиктованными их возрастом, половой принадлежностью, индивидуально-типологическими характеристиками, предпочтениями, возможностями).
Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установление такой связи между пространствами, когда «новое, сменяя старое ,сохраняет в себе некоторые его элементы».В условиях дошкольного образования это выражается в том, что среда в разных группах должна, с одной стороны, иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой- постепенно дополняться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения. Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс, свободный доступ воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования.
Важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей. Одно из требований в отношении образовательной среды - психологическая безопасность.
Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.
Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно:
- для детей третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
- для детей четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами;
- для детей пятого года жизни, необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
- для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить детям игры, развивающие восприятие ,память ,внимание и т.д.
Необходимо отметить, что с учетом взросления (развития) детей предметно-пространственная и игровая среда определяется воспитателем с учетом интересов детей в младшем возрасте, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов.
Задача для педагога заключается в том, как все это устроить в ограниченном пространстве группового помещения, т.к. нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом. Многие материалы полифункциональны: они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.
По характеру действий в пространстве условно можно разделить на три функциональных пространства:
1. «Спокойное» функциональное пространство - пространство для спокойной деятельности детей.
2. «Активное» функциональное пространство - пространство для деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.
3. «Рабочее» функциональное пространство - пространство для художественно-эстетической и познавательной деятельности и т.п. Пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему - «сжиматься и расширяться», иметь подвижные, легко трансформируемые границы. Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики-тенденции дошкольников увлекаться текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание предметно-пространственной среда в группах у детей с нарушением речи».
В статье представлен опыт работы по созданию предметно - развивающей среды для развития детей с нарушением речи...
Опыт работы по созданию предметно-пространственной среды старшей группы
Текст к презентацииЯ воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детского сада № 22 Минчукова Светлана Владимировна. Имею ...
Создание предметно – пространственной среды в группе по безопасности жизнедеятельности детей
laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного ...
Укрепление здоровья детей и безопасность как приоритетные направления работы при создании предметно-пространственной среды младшей группы
Попадая в социальную среду, мир ребенка стремительно наполняется новыми впечатлениями и эмоциями, а вокруг появляются множество новых предметов. Задача дошкольного учреждения – ответственно отне...
Создание предметно-пространственной среды в группах раннего возраста
Данные методические рекомендации представляют собой рекомендации по созданию предметно - пространственной среды в группах раннего возраста с учетом ФГОС ДО. В них отражено как предметное сод...
4. Материалы по созданию предметно-пространственной среды в группе.
4. Материалы по созданию предметно-пространственной среды в группе....
Укрепление здоровья детей и безопасность, как приоритетные направления работы при создании предметно-пространственной среды средней группы.
В настоящее время здоровье человека – это проблема достаточно актуальна для всех времён и народов и становится первостепенной. Существует более 300 определений понятия «здоровье».Сог...