«Создание предметно-пространственной среда в группах у детей с нарушением речи».
статья (средняя группа) на тему
В статье представлен опыт работы по созданию предметно - развивающей среды для развития детей с нарушением речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_seminar.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка»
Статья: «Создание предметно-пространственной среда в группах у детей с нарушением речи».
Автор: Рубекина А.А.
Понятие «предметно – развивающая среда детства» стало использоваться в конце 20 века. Это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. В дошкольной педагогике под термином« развивающая среда» понимается « комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых ». Развивающая среда выступает в роли движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Коррекционно-развивающая среда в ДОУ так же является важным средством воспитания и развития детей с нарушением речи . Коррекционная педагогика выделяет в среде коррекционную направленность развивающей среды . Она решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с проблемами в развитии. При организации коррекционно-развивающей среды необходимо учитывать: -структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при взаимодействии с окружающей средой;- соответствие коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей; - в среде обучающих и коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности; -организацию поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на «зону его актуального развития» , для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации «зоны ближайшего развития» меру доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением специальных вспомогательных средств , дидактических материалов, коррекционных ситуаций; -обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого- педагогических средств коррекции. Предметно - развивающая среда в группе дошкольного образовательного учреждения должна учитывать все направления развития ребенка, должна быть направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей в условиях созданной педагогами групп, соответствовать ФГОС отвечать всем нормам СанПИН и нормам безопасности. Дополнительно необходимо учитывать, что содержательная сторона коррекционно- развивающей среды должна быть насыщена специфическими средствами и способами введения ребенка в социум. Основные и вспомогательные средства коррекционно - развивающей среды подбираются на основе требований научной организации жизнедеятельности ребенка с проблемами в развитии (например - речи ). Предметно - развивающая среда в группе компенсируюшей направленности для детей с нарушением речи так же способствует реализации основных направлений развития детей: физическому, коррекционно- познавательно-речевому, художественно- эстетическому, социально-личностному. Ребенку с нарушением речи необходимы разнообразные по содержанию занятия, где ставится задача развития комплекса представлений , предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно- кинестетических, слуховых и других ощущений. Выполняя различные манипуляции с набором игр, требующих составить из частей целое, сложить объекты по заданной схеме действия, тренируют мышечный аппарат ребенка, развивают мелкую моторику, стимулируют двигательную активность и предметную деятельность ребенка. Такие формы общения с окружающими людьми и сверстниками занимательны и интересны детям.
Всем известно, что развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка. Предпосылками для его развития являются следующие компоненты: коммуникативная направленность общения, интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый фонематический слух, согласованное межанализаторное взаимодействие нескольких ведущих анализаторов, готовность артикуляционного аппарата, развитие основных функций речи . Важно в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии создавать условия для самоутверждения. Детям особенно важно преодолевать чувства неуверенности в себе из-за недостатков предметно-практической деятельности, трудностей оречевления предметных действий, неточности знаний, умений и навыков. В этом им помогают дидактические игры, без которых в центре грамотности никак не обойтись. Через дидактические игры возможно корригировать недостаточность внимания, наблюдательности, сообразительности и памяти. Играя в дидактические игры, дети учатся систематизировать предметы по сходным и отличительным признакам, а это то, что страдает у всех детей с проблемами в развитии. В этом случае благодаря игровому действию дети наиболее сосредоточенно работают над выполнением сложной для них задачи. В группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Центр грамотности» включает обязательно раздел по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, который классифицируется на следующие зоны: Зону лексического развития (муляжи, игрушки, картинки по лексическим темам, домино и лото, предметные и сюжетные картинки , книжки на подбор синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов). Зону формирования грамматического строя речи (пособия на словоизменение и словообразование, на согласование частей речи, для составления предложений с простыми и сложными предлогами , для формирования фразы (работа над структурой предложения ) . Зону развития связной речи (игрушки и персонажи сказок для описания, картинки для фланелеграфа, сюжетные картинки и серии картинок, карточки и дидактические игры для пересказов, составления рассказов, книги, раскладушки, маски для инсценирования). «Театральная студия» имеется в каждой возрастной группе, где дети разыгрывают спектакли, драматизируют сказки, разворачивают режиссерские игры. Этот центр представляет собой сказочный домик (или ширма) с набором кукол – героев сказок. В работе с детьми данный комплекс материалов позволяет использовать приёмы сказко терапии. При разыгрывании различных сказок у детей развивается связная речь, навыки согласования, словообразования, умение строить диалоги, развивается мелкая моторика пальцев. На формирование художественного вкуса детей существенное влияние оказывает музыкальное воспитание. В «Центре искусства (музыкальном) » главным действующим лицом выступает сам ребенок: он может прослушивать понравившиеся ему произведения, играть на музыкальных инструментах, проводить музыкальные занятия со сверстниками или с игрушками (куклами, мягкими игрушками) . Такие условия необходимы для самопроявления ребенка в музыкальных видах деятельности музыкально-дидактические игры пособия, звучащие игрушки и музыкальные инструменты (дудки, рожки, музыкальные шкатулки, металлофоны и др., магнитофонные записи, фонотека. В группе компенсирующей направленности необходима зона «уединения» . Это небольшой уединенный уголок, где дети отдыхают, «общаются» с любимыми мультипликационными героями, смотрят книжки. Главная цель организации физкультурно - оздоровительной зоны– это развитие разнообразия движений, двигательного творчества и качества движения; обеспечивающее двигательную активность детей, способствующее приобщению к миру физической культуры и здоровому образу жизни. Это повышает эффективность физкультурных занятий. Комплектация уголка: кольцеброс, кегли, мячи малой формы, обручи, сетки для забрасывания мячей, скакалки, массажные дорожки для тренировки стоп.
В коррекционно - развивающей среде группы компенсирующей направленности, организованной посредством зонирования пространства, создаются все условия для сознательно- регулируемой деятельности детей, для их речевого, познавательного и личностного развития. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.
Литература :
1. Новоселова С. Л. Развивающая предметная
среда/ С . Л. Новоселова – М.: Центр инноваций
в педагогике, 1995
2. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми/ В.
И. Селиверстов – М.: 1994
3. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-
развивающая среда в дошкольных
образовательных учреждениях
компенсирующего вида/ Л . И. Плаксина, Л. С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...
Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (
Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...
Предметно-развивающая среда для старших дошкольников с нарушениями речи
Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе речевого развития ребенка. В статье представлены основные требования к предметно-развива...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи.
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с применением биоэнергопластики по теме "Домашние животные"...
Использование пособий из фетра и ковролинового полотна в развивающей среде для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Презентация моих работ из фетра....
Особенности организации пространственной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рекомендации для организации пространственной среды в групповом помещении детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Доклад «Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Материал будет полезен для воспитателей ДОУ...