Создание предметно-пространственной среды в группах раннего возраста
методическая разработка

Шкробко Маргарита Александровна

Данные методические рекомендации представляют собой рекомендации по созданию предметно - пространственной среды в группах раннего возраста с учетом ФГОС ДО. В них отражено как предметное содержание РППС, так и ошибки, которые возникают при создании РППС. Данные методические рекомендации могут использовать в своей работе педагогические работники, работающие в ГРВ.

Содержание

Введение

1. Требования к развивающей предметно – пространственной среде согласно ФГОС ДО.

2. Примерное содержание РППС в группе раннего возраста.

3. Организация работы с родителями по созданию РППС.

4. Общие ошибки при оформлении РППС в ГРВ.

5. Заключение

Список источников

Введение

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к условиям ДОО.

Одним из требований является требование к РППС.

Дело в том, что окружающая среда становится развивающей, если способствует решению образовательных задач возраста, направлена на реализацию социальной ситуации развития каждого ребенка. Поэтому, по мнению Н. Н. Поддьякова, С. Л. Новоселовой, Л. А. Парамоновой, В. А. Петровского предметно-развивающая среда — это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально — культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

В ФГОС ДО к РППС предъявлено ряд требований,а именно:

- РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории прилегающей к Организации или находящемся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.

- РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Также указывается,что РППС должна обеспечивать:

- реализацию различных образовательных программ;

- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

- учет возрастных особенностей детей.

Все это мы учитывали при создании РППС в своей группе. Сотрудничество с родителями нам позволило реализовать все требования к РППС в группе. В результате чего, мы стали победителями муниципального смотра – конкурса «Организация РППС в ГРВ».

Данный факт подвигнул нас к написанию методических рекомендаций.

Целью методических рекомендаций стала: обобщение опыта по созданию РППС в ГРВ в соответствии с ФГОС ДО, распространение данного опыта среди педагогов, работников ДОУ города.

Данные методические рекомендации построены на основе использования технологий, при которых педагоги и родители получают необходимые знания и рефлексивные навыки в процессе педагогической деятельности, организованной как поисковая активность, как деятельность, направленная на решение различного рода ситуативных проблем и задач,которая должна:

• иметь практико-ориентированный характер и быть направленной на решение конкретных и реальных проблем, связанных с созданием развивающей предметно-пространственной среды в естественных условиях дошкольной образовательной организации;

• реализовывать установку на знания и практические умений, когда полученный результат определяет направление и характер следующих направлений работы.

1. Требования к развивающей предметно – пространственной среде согласно ФГОС

ДО

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

В нашей группе образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают реализацию конкретного содержания образовательных областей в различных видах деятельности, соответствующих возрасту воспитанников.Это:

предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками,

- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,

- общение с взрослым,

- совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

- самообслуживание,

- действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

- восприятие смысла сказки, музыки, стихов,

- рассматривание картинок,

- двигательная активность.

В связи с чем, в групповом помещении располагаются центры (зоны, уголки)для разных видов активности:

-для движения, физических упражнений,

-для предметной деятельности (удобные открытые полки и ящики для игрушек,

- для игр с сенсорными материалами (специальные столики или тазики для игры с песком, водой, крупами, клеёнки для расстилания на полу,

- для рисования и другой продуктивной деятельности,

- для сюжетно-отобразительной игры (полки, шкафчики с сюжетно-образными игрушками, игрушечная мебель, детская кухня, машинки,

- желательно организовать в группе спокойное место для уединения (уголок со светлой ширмой, детская палатка).

Мы предоставили для детей раннего возраста все необходимое для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Среда очень насыщена и оформлена в основных четырех цветах (желтом, красном, синем, зеленом, что соответствует возрасту детей, основным образовательным задачам.

Трансформируемая мебель предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

- наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Вариативность среды предполагает:

- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

- периодическую игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

2. Примерное содержание РППС в группе раннего возраста

РППС несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его. При построении развивающей среды для детей следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша. Работая с детьми раннего возраста необходимо относиться более осмысленно к созданию РППС, чтобы пребывание малыша в детском саду было наиболее комфортным. Группа – это наш второй «дом», - это должно быть главной идеей при создании группы для малышей. Чтобы дети положительно – эмоционально реагировали на интерьер группы, старалась максимально приблизить его к домашнему. Также мы учитывали, что дети раннего возраста проходят, проживают адаптационный период к условиям детского сада. И среда не должна их «пугать своим глобализмом», неизвестностью. Поэтому все окружающие предметы должны быть соразмерны их росту, руке и физиологическим возможностям. Группу мы оформили в четырех основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый, учитывая возраст детей и образовательные задачи.

Учитывая принципы РППС у нас появились развивающие центры, помогающие нам решать образовательные задачи.

Центр физического развития.

Задачи:

- активизация интереса к движению;

- развитие умения управлять движениями;

- развитие двигательного творчества

- решение задач по ОО «Физическое развитие».

Предметное наполнение центра: физкультурный центр в группе оснащен физкультурным инвентарем, дидактическими играми по ОО «Физическое развитие.Центр включает следующий материал: обручи пластмассовые (малые, комплект разноцветных кеглей, гимнастические палки, кубики, ленты, флажки, мячи резиновые, напольные ориентиры, шапочки – маски для подвижных игр. Инвентарь используется для проведения утренней гимнастики и физкультурных занятий. Также имеются оздоровительные дорожки. Все оборудование доступно детям и безопасно, подобрано по количеству детей. Инвентарь меняется еженедельно или по необходимости, зависит от освоения его детьми.Подвижные игры«Догони мяч»«Передай мяч»«Доползи до погремушки»«Маленькие и большие».

Центр речевого развития и продуктивной деятельности.

Задачи:

- решение задач по ОО «Речевое развитие» и ОО «Художественно – эстетическое развитии»;

- формировать у детей навыки слушания;

- умение бережно обращаться с книгой;

- расширять представление об окружающем;

- развивать интерес, внимание, любознательность.

Предметное наполнение центра: стеллаж для книг, стол и 2 стульчика. Книги подобраны согласно перечню рекомендованной литературы для детей раннего возраста (А. Барто «Бычок»«Мячик»«Слон», С. Маршак «Тигренок», В. Сутеев «Цыпленок и утенок», любимые книги детей – книжки-малышки, дидактические игры по речевому развитию, игры на развитие воздушной струи. Книги меняются еженедельно в зависимости от темы недели. В центре есть бумага для рисования, карандаши основных четырех цветов, пластилин, не липнущий к рукам и доски для работы с пластилином (также четырех основных цветов).

Центр уединения.

Задача:

- решение задач по ОО «Социально-коммуникативное развитие»;

создать положительный эмоциональный климат;

- способствовать адаптации детей к условиям ДОУ.

Предметное наполнение центра: мягкие красивые подушки для отдыха, стул, телефон игрушечный, книги с картинками для рассматривания.

Центр уединения призван решать одну из главных задач стандарта дошкольного образования – создание благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое. Важно создать спокойную атмосферу.

Центр конструирования и сюжетно-отобразительной игры для мальчиков

Задача:

- задач по ОО «Социально-коммуникативное развитие»

развитие памяти, мелкой моторики, мышления, усидчивости, творческих способностей;

- развитие наглядно – действенного мышления.

Предметное наполнение центра: грузовые, легковые автомобили маленького, среднего и большого размеров на веревочке (по количеству мальчиков, напольный гигантский конструктор и мягкие модули 4х цветов, строительный материал, качалка деревянная, набор кубиков среднего и большого размера. И все это в основных четырех цветах.

Центр сюжетно-отобразительной игры для девочек

Задача:

- решение задач по ОО «Социально-коммуникативное развитие»;

- развитие способности придумывать простой сюжет в условиях вымышленной ситуации;

- обогащение активного словарного запаса.

Роль является основным стержнем игры. В игре ребенок принимает на себя роль взрослого. Он соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит кукле обед; хвалит или ругает дочку; едут за продуктами; пьют с семьей чай за столом; гладят утюгом вещи и т. д.).

Предметное наполнение центра: комплект игровой мягкой мебели, игрушка со звуковыми эффектами и тактильными элементами на пластиковой основе, куклы-карапузы в одежде с гендерными признаками (по количеству девочек, посуда, коляски для куклы крупногабаритная, соразмерная росту ребенка, 2 кроватки с комплектом постельного белья, стол и 4 стула, утюги, гладильная доска, комплект кухонной посуды для игры с куклой, комплект столовой посуды для игры с куклами, тележка магазинная, холодильник и стиральная машинка. И тут тоже все в четырех основных цветах.

Центр «ряженья»

Задача:

- решение задач по ОО «Речевое развитие»;

- приобщение детей к театральной культуре;

- развитие речи детей;

- развитие навыков общения и коллективного творчества.

В создании данного центра принимали участие и сами родители.

Предметное наполнение центра: зеркало (в рост ребенка, вязаный кукольный театр, шапочки – маски для театральных представлений, комплект элементов костюма для уголка ряженья, кукла перчаточная, подставка для перчаточных кукол, накидки, юбки, сарафаны, фартуки и сумки детям, ширма для кукольного театра настольная, деревянный театр, театр «Бибабо».

Центр музыкального развития

Задачи:

- решение задач по ОО «Художественно-эстетическое развитие»;

- вовлечение ребенка в мир музыки;

- развитие чувств восприятия музыкальных произведений;

- формирование интереса к музыке;

- знакомство с разными музыкальными инструментами.

Предметное наполнение центра: погремушки, музыкальные молоточки, колокольчики, бубны, барабан, металлофон, игрушки-шумелки.

Центр сенсомоторного развития

Задача:

- решение задач по ОО «Познавательное развитие»

- развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений;

- расширение представлений детей о сенсорных эталонах

- развитие наглядно-действенного мышления.

Самый важный центр развития в ГРВ. Здесь дети учатся многому.

Предметное наполнение центра: пирамидка пластмассовая малая, пирамидка деревянная из 5 элементов, окрашенных в один из основных цветов, напольная пирамидка высотой не менее 30 см из 8 крупных элементов разных размеров 4 основных цветов, деревянные игрушки с желобами для прокатывания шарика и звуковым эфектом, игрушка в виде зверюшки на колесиках с механизмом и скоростью движения, зависящей от силы механического воздействия, инерционная игрушка на колесиках в виде животного, механические заводные игрушки – забавы в виде животных и птиц, шнуровки простые, юла, молнии, пуговицы, матрешка пятикукольная, матрешка трехкукольная, неваляшка, «Лото», пазлы из 2-3 частей, наборы разрезных картинок, картинки – половинки, кубики среднего и большого размера с изображением, дидактический набор из деревянных брусочкой разных размеров, картинки-трафареты, развивающие игры с плоскостными геометрическими формами («Сложи цветок»«Сложи грибочки», прищепки, доска – основа с изображением в виде пазлов, доска с вкладышами, комплект настольно – печатных игр для раннего возраста, фигурки животных.

Центр воды и песка

Задача:

- решение задач по ОО «Познавательное развитие»

- развитие мышления детей, любознательности;

- развивать познавательный интерес детей.

Это место, где мы проводим игры с водой и песком.

Предметное наполнение центра: емкость для воды, емкость с песком, ведерки, лейка пластмассовая детская 5 штук, песочные часы, фартуки, лопатки, различные формочки; рыбки, уточки средних размеров (резиновые, камешки (тяжелый - тонет, легкий - не тонет) и игры с магнитными удочками для ловли рыбок, кораблик, тряпочки.

Тематическая стена

Задача:

- решение задач «Познавательное развитие»

- обогащение словарного запаса детей

- развитие представлений детей об окружающем мире.

Предметное наполнение центра: картинки меняющиеся в зависимости от темы недели.

Все возрастные центры подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Хоть отмечено, что центр направлен на решение задач по одной образовательной области, на самом деле с помощью данных центров можно решать образовательные задачи по всем образовательным областям, реализация, в том числе, принципа интеграции. Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется.

3. Организация работы с родителями по созданию среды

Сотрудничество с родителями воспитанников в вопросах создания РППС, как равноправными партнерами образовательной деятельности в ДОУ, предполагает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм работы.

Мы использовали следующие формы работы:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации;

- мастер-класс;

- родительские вечера;

- круглые столы.

Мы заинтересовали всех родителей в работе нашей группы. Проводя родительские собрания, подробно рассказывали о тех задачах по развитию детей, которые нам необходимо решить в учебном году, объясняли, что только совместными усилиями сможем сделать жизнь ребенка в группе интересной, спокойной, комфортной. На родительских вечерах мы раскрывали возможности РППС в развитии детей, отмечали важность РППС в развитии каждого ребенка группы. Родители с большим удовольствием и увлечением участвовали во всех наших делах и начинаниях, они понимают, насколько необходимы совместные усилия по развитию детей. Вместе своими силами добились хорошего результата.

4. Общие ошибки при оформлении РППС в ГРВ

1. Наличие высоких шкафов и расположение материала на верхних полках.

2. Пирамидки и ряд пособий для сенсорного развития должны быть 4 основных цветов.

3. Пирамидки должны иметь от 2 до 4 деталей.

4. Разрезные картинки и кубики с картинками должны иметь от 2 до 4 деталей.

5. Игровое оборудование для сюжетно – отобразительных игр должно соответствовать возрасту и требованиям ООП.

6. При выборе наборов домашних и диких животных необходимо учитывать возраст, размер и окрас животных.

7. Необходимо отражать в РППС тематическое планирование.

8. Количество кукол и машин должно соответствовать количеству мальчиков и девочек.

9. Ряд пособий в физкультурных центрах должно быть по количеству детей в группе.

10. Необходимо при оформлении РППС учитывать все принципы ФГОС ДО.

11. Каждая деталь РППС должна нести образовательную функцию.

12. Согласно санитарным правилам в ГРВ должны быть пупсы, наличие кукол с волосами не допустимо.

Заключение

Подводя итог, хотелось отметить, что созданная РППС должна:

- иметь привлекательный вид;

- положительно влиять на эмоциональное состояние каждого ребенка;

- удовлетворять потребности каждого ребенка в познании окружающего мира;

- способствовать решению образовательных задач по всем образовательным областям, а значит по всем направлениям развития детей.

К цветовому оформлению группымы подошли очень критично: только четыре основных цвета во всем. Постарались критично подойти и к форме предметного содержания, к естественности игрушек – животных. Хотелось бы отметить условность разделения группы на центры, так необходимо соблюдение таких принципов как полифункциональности и вариативности.

Список источников

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. - № 5. - 2009.

2. Абузярова Л. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. - № 6. - 2004.

3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - №4. - 2007.

4. Доронова Т. Об эстетике оформления групповых помещений // Ребенок в детском саду. - №1. - 2008.

5. Кирьянова Р. Принципы построения развивающей среды в ДОУ // Дошкольное педагогика. - № 1. - 2005.

6. Короткова Н. Предметная развивающая среда // Ребенок в детском саду. - № 6. - 2008.

7. Марецкая Н. Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях //Дошкольная педагогика. - № 3,5. -2005.

8. Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 17 октября. №1155 – 2013. – М // Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

9. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - № 4. - 2008.

10. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. - Спб.: ЭКСМО, 2008. - 292 с.

11. Создание образовательной и предметно-развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возрастаМетодические рекомендации / Авторы сост.: Кольцова О. В., Шедько С. Н. - Тамбов, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.            Рационально...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Предметно-пространственная развивающая среда в группах раннего возраста

Предметно-пространственная развивающая среда в группах раннего возраста организуется для детей с особым подходом, она максимально должна быть приближена к домашней обстановке....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Предметно - пространственная развивающая среда на группе раннего возраста.

Организация ППРС на группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО...

Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста в рамках ФГОС

(автор: Миллер Мария Сергеевна, ГБДОУ детский сад 61 Приморского района г.Санкт-Петербург)Данная презентация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста в рамках ФГОС содерж...