Программа дополнительного образования "Открытые ставни в прошлое"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Программа «Открытые ставни в прошлое» полностью по своему содержанию соответствует психоэмоцональным и социальным потребностям старшего дошкольного возраста. Погружение в культуру русского этноса раскрывает для ребёнка историческую связь культурного наследия русского народа. Восприятию ребёнка предлагается полимадальная сенсорная среда, насыщенная предметами и сюжетами жизни предыдущих поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dop_russkaya_izba_vosstanovlen.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Направленность программы: социально-педагогическая
Предоставленная программа направлена на ознакомление детей дошкольного возраста с историей русского быта, формированию познавательных интересов, формирование национальной памяти, развитию творческой личности.
Уровень – ознакомительный
Актуальность программы
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, именно в этом возрасте происходит «стартовый» период всех высоких человеческих начал. Дети, с присущим им любопытством, путешествуют в познании прошлого. Без прошлого не было бы будущего. Растут наши дети, растут и их потребности к познанию. На базе нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте приоритетным становится духовно – нравственное и патриотическое воспитание.
Рабочая программа кружка «Русская изба» затрагивает такие образовательные области как:
-социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
-речевое развитие,
-художественно – эстетическое развитие.
Опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. О народных традициях и праздниках. Способствует обогащению активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи. Программа так же опирается на формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Главным направлением данной программы является: развитие познавательной деятельности и творческой активности детей дошкольного возраста. При реализации программы организовывается выставка работ детей по мотивам народно – прикладного искусства.
Педагогическая целесообразность
Организованный кружок будет способствовать приобщению детей к национальной культуре, русским народным традициям и обычаям. Занятия кружка также направлены на развитие у детей творческих талантов.
Цель: Ознакомление детей с бытом, народными традициями, промыслами и культурными особенностями людей на Руси.
Задачи:
-формирование интереса к истокам народной культуры,
- формирование чувства любви к Родине на основе изучения русских народных традиций,
-развитие эстетическое восприятие при рассматривании предметов народного и декоративно- прикладного искусства,
- расширение представления детей о народном фольклоре,
- развитие нравственных качеств личности дошкольника,
- развитие творческих талантов
Отличительные особенности
Новизна программы заключается в том, что позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Возраст детей: Работа в кружке «Русская изба» направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Срок реализации программы: 1 год
Формы и режим занятий:
Занятия для детей (5-7 лет) - 2раза в неделю, продолжительность занятия30 минут.
На основании СанПиНа продолжительность занятий составляет 20 (30) минут и приравнивается к 1 академическому часу.
Этапы программы:
От 5-7 лет – ознакомительный
Формы работы:
- НОД
-беседы
- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями;
- организация экскурсий для детей и их родителей;
- оформление тематических выставок;
- организация народных, фольклорных досугов
II.Содержание программы
Программа для детей от 5 до 7 лет
В программу обучения входит:
- знакомство с разными формами народного фольклора, учить их использовать в быту
- знакомство с работами народных мастеров, их спецификой работы и материалом
-знакомство с праздниками и обрядами на Руси
-занятия проводятся в игровой форме 2 раза в неделю во вторник и в пятницу, по подгруппам, 30 минут
Учебно-тематический план:
(для детей от 5-7 лет)
месяц | Занятие № | Дата | Тема | Программное содержание | Всего часов | |
октябрь | 1 | 01.10.2019 | Приглашаем в гости к нам | Познакомить детей с русской избой. С традициями и обычаями семьи | 1 | |
октябрь | 2 | 04.10.2019 | Хлеб – всему голова | Систематизировать знания о труде хлебороба. Рассказ о простейших орудиях труда | 1 | |
октябрь | 3 | 08.10.2019 | Русская изба | Развитие творческих способностей. Рисование жилища наших предков | 1 | |
октябрь | 4 | 11.10.2019 | Покров день | Познакомить детей с русским народным праздником | 1 | |
октябрь | 5 | 15.10.2019 | Сошью Маше сарафан | Познакомить с русской народной женской одеждой. Рассказать о женских обязанностях в семье | 1 | |
октябрь | 6 | 18.10.2019 | Золотое веретенце | Познакомить детей с предметами русского обихода | 1 | |
октябрь | 7 | 22.10.2019 | Коровушка и бычок | Познакомить детей со скотным двором русской избы | 1 | |
октябрь | 8 | 25.10.2019 | Викторина по русским народным сказкам | Развитие у детей смекалки, памяти. Развитие связной речи | 1 | |
октябрь | 9 | 29.10.2019 | Мир старинных вещей | Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. | 1 | |
ноябрь | 1 | 01.11.2019 | Бабушкин сундук Показ мод | Учить называть части одежды. Показ мод. Достаём наряды из бабушкиного сундука. | 1 | |
ноябрь | 2 | 05.11.2019 | Русский народный фольклор | Формировать начальное представление о фольклоре, показать и учить исполнять народные частушки, шутки, прибаутки, скороговорки с использованием национальных костюмов | 1 | |
ноябрь | 3 | 08.11.2019 | Зачем нужны зимующие птицы? | Пополнить знания детей о зимующих птицах. Побудить детей кормить птиц в холодное время года. | 1 | |
ноябрь | 4 | 12.11.19 | Синичкин день | Беседа о значении птиц на Руси. Изготовление синичек из бумаги. | 1 | |
ноябрь | 5 | 15.11.2019 | День рождения Деда Мороза | Рассказать о появлении деда Мороза на Руси. Рассказывание и обсуждение сказки «Мороз Иванович» | 1 | |
ноябрь | 6 | 19.11.2019 | Гончарных дел мастеровые | Рассказать о значении и работе гончара. Лепка посуды из глины. | 1 | |
ноябрь | 7 | 22.11.2019 | Мастера гжели | Путешествие в город Мастеров гжели. Роспись посуды из глины. | 1 | |
ноябрь | 8 | 26.11.2019 | Нет ближе дружка, чем родная матушка | Беседа о маме Рассказывание эпизодов из сказок о маме. Изготовление коробки для подарка маме. | 1 | |
ноябрь | 9 | 29.11.2019 | Зачем нужна зима? | Рассказать о характерных особенностях зимы с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты мороз…» | 1 |
декабрь | 1 | 03.12.2019 | Гусли звончатые | Познакомить детей с музыкальным инструментом – гуслями. С певцом – гусляром Садко. | 1 |
декабрь | 2 | 06.12.2019 | Вышивка на Руси Роспись полотенца | Знакомство с работой наших прабабушек – мастериц. Рассказать о вышивке, как о виде искусства. Дать возможность придумать свой узор. Выставка узоров. | 1 |
декабрь | 3 | 10.12.2019 | Проказы старухи зимы | Рассказывание сказки «Проказы старухи зимы». Изготовление снежинок. | 1 |
декабрь | 4 | 13.12.2019 | Три белых коня | Загадывание загадок о зиме. Приметы зимы. Заучивание скороговорки «Мороз мост мостил, мостил» | 1 |
декабрь | 5 | 17.12.2019 | Сказка для Кузи | Составление словесного портрета домовёнка. Словесная игра «Аюшки» Рисование «Кузька – самый лучший домовой» | 1 |
декабрь | 6 | 20.12.2019 | Письмо Нафане | Составление детьми письма другу домового Кузи | 1 |
декабрь | 7 | 24.12.2019 | Русские народные инструменты | Обогатить знания детей о балалайке и дуде. Беседа: «Какой инструмент тебе по душе?» | 1 |
декабрь | 8 | 27.12.2019 | Новогодние подарки наших прабабушек | Рассказать откуда взялась традиция дарить подарки, и какие они были в старину. Изготовление ангелочков | 1 |
декабрь | 9 | 31.12.2019 | С Новым годом со всем родом | Рассказать о традициях празднования Нового года. | 1 |
январь | 1 | 10.01.2020 | Празднование Рождества на Руси | Рассказать о празднике. Исполнение рождественских колядок. | 1 |
январь | 2 | 14.01.2020 | Старый Новый год | Рассказать, зачем люди отмечают Новый год по- старому календарю. Инсценировка праздника | 1 |
январь | 3 | 17.01.2020 | Гуляй, да присматривайся | Беседа о характерных особенностях января. Рассказывание сказки «Морозко» | 1 |
январь | 4 | 21.01.2020 | Русская тройка лошадей | Рассказать о значении лошади для наших предков | 1 |
январь | 5 | 24.01.2020 | Хороший город Городец | Рассказ о городе Городце, городецкой росписи. Пение частушек. | 1 |
январь | 6 | 28.01.2020 | Городецкая роспись | Закрепить знания о городецкой росписи. Рисование «Городецкие узоры» | 1 |
январь | 7 | 31.01.2020 | Лиса - обманщица | Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» | 1 |
февраль | 1 | 04.02.2020 | .Мороз и солнце – день чудесный | Беседа о характерных особенностях февраля. Сказка «Мороз, солнце и ветер». | 1 |
февраль | 2 | 07.02.2020 | Песни наших бабушек | Прослушивание и исполнение русских народных песен. | 1 |
февраль | 3 | 11.02.2020 | Русские народные инструменты | Обогатить знания детей о балалайке и дуде | 1 |
февраль | 4 | 14.02.2020 | Вечер былин | Прочитать отрывок из былины. Побудить детей к диалогу. | 1 |
февраль | 5 | 18.02.2020 | Богатыри земли русской | Побудить детей изобразить русского богатыря. Обратить внимание, что по изображению мы можем определить характер богатыря. | 1 |
февраль | 6 | 21.02.2020 | Знакомство с воинским снаряжением | Обогатить знания детей о духе богатырском. Формировать положительные личностные качества на примере героев. | 1 |
февраль | 7 | 25.02.2020 | Ой, ты, Масленица! | Рассказ о русском народном празднике Масленица. Пение обрядовых песен | 1 |
февраль | 8 | 28.02.2020 | Масленичные гуляния | Народные игры с детьми на улице | 1 |
март | 1 | 03.03.2020 | Весна, весна, пойди сюда! | Пение закличек о весне. Словесное упражнение: «Какие краски и для чего нужны весне» | 1 |
март | 2 | 06.03.2020 | Сердце матери лучше солнца греет | Беседа о маме. Рассказывание эпизодов из русских народных сказок о любви мамы Роспись тарелки для мамы. | 1 |
март | 3 | 10.03.2020 | Знаешь ли ты сказки? | Литературная викторина по русским народным сказкам с использованием костюмов разных героев | 1 |
март | 4 | 13.03.2020 | Русская красавица | Побудить детей выразить отношение к образу с помощью слов и цвета. Рисование «Русская красавица» | 1 |
март | 5 | 17.03.2020 | Игры – хороводы на Руси | Народные игры на воздухе | 1 |
март | 6 | 20.03.2020 | Закликание жаворонков | Познакомить детей с праздником. Изготовить жаворонков из теста. Пение закличек о весне. | 1 |
март | 7 | 24.03.2020 | Игрушки наших бабушек | Рассказать о значении игрушек на Руси, побудить к рассказыванию о своих игрушках. Побудить детей сделать игрушки своими руками. | 1 |
март | 8 | 27.03.2020 | Что такое балаган? | Обогатить знания детей о скоморохах и их значении на Руси. Появление Петрушки. | 1 |
март | 9 | 31.03.2020 | Шутку шутить - людей смешить | Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Знакомство детей с русским народными небылицами. | 1 |
апрель | 1 | 03.04.2020 | Небылицы в лицах, небывальщина | Знакомство детей с русским народными небылицами, самостоятельное придумывание | 1 |
апрель | 2 | 07.04.2020 | Апрель ленивого человека не любит, проворного голубит | Рассказ о весенних полевых работах в деревне. | 1 |
апрель | 3 | 10.04.2020 | Значение цветов на Руси | Познакомить детей с комнатными цветами. Наблюдение за посадкой цветов | 1 |
апрель | 4 | 14.04.2020 | Праздник Пасха | Знакомство детей с праздником и его значением в жизни наших прадедов. Раскрашивание яиц. | 1 |
апрель | 5 | 17.04.2020 | Весенний хоровод | Чтение и разучивание хороводов в русских народных костюмах. | 1 |
апрель | 6 | 21.04.2020 | Знакомство с колоколом | Рассказать детям о значении колоколов на Руси. Прослушать варианты колокольного звона. | 1 |
апрель | 7 | 24.04.2020 | Красная горка | Знакомство с традициями праздника. Посиделки с самоваром. Пение частушек. | 1 |
апрель | 8 | 28.04.2020 | Вечер игр | Проведение дидактических игр с детьми: «Где спряталась матрёшка?», «Одень куклу в национальный костюм» | 1 |
май | 1 | 08.05.2020 | Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся | Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Сказка «Щи из топора» | 1 |
май | 2 | 12.05.2020 | Весна красна цветами | Повторение знакомых закличек, песенок, пословиц о весне, загадывание загадок | 1 |
май | 3 | 15.05.2020 | Роспись бересты | Познакомить с берестой. Изготовление поделок. | 1 |
май | 4 | 19.05.2020 | А за ним такая гладь – ни морщинки не видать | Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о различных предметах обихода. | 1 |
май | 5 | 22.05.2020 | Полевые цветы | Рассказать о роли полевых цветов в жизни русского человека. Плетение венков детьми. | 1 |
май | 6 | 26.05.2020 | Прощание с «избой» | Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. | 1 |
май | 7 | 29.05.2020 | Завивание берёзки | Рассказать о празднике на Руси. Игры и хороводы на улице в народных костюмах. | 1 |
III. Формы аттестации
Программа «Открытые ставни в прошлое» имеет ознакомительный характер.
В конце года, чтобы понять была ли достигнута цель нашей работы, мы будем использовать такой метод исследования как диагностическое обследование, через использование «Викторины» - игровых заданий.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным ожидаемым результатом должно стать развитие нравственных и творческих качеств личности ребёнка, формирование интереса к истокам русской народной культуре.
Предметные результаты
- Наличие понимания русского фольклора и его разных форм, его значение в жизни людей на Руси
- приобретение знаний о появлении в жизни наших предков жилища, предметов одежды и быта
- приобретение навыков рисования по образцам мастеров народно – прикладного искусства
Межпредметные результаты:
- приобретение знаний о ведении домашнего хозяйства и распределения обязанностей
- понимание языка эмоций и удовлетворения от своей работы, которые присущи народному мастеру
Личностные результаты:
- Главным ожидаемым результатом обучения должно стать развитие нравственных качеств личности ребёнка. Формирование интереса к истокам русской народной культуре. Повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников.
При этом у воспитанников формируются следующие основные умения, знания и навыки:
- наличие понимания русского фольклора и его разных форм, его значение в жизни людей на Руси
- понимание языка эмоций и удовлетворения от своей работы, которые присущи народному мастеру
- приобретение навыков рисования по образцам мастеров народно – прикладного искусства
- приобретение знаний о ведении домашнего хозяйства и распределения обязанностей
- приобретение знаний о появлении в жизни наших предков жилища, предметов одежды и быта
- развитие монологической и диалогической речи
- развитие у детей фантазии и воображения
IV. Организация педагогических условий
В нашем дошкольном учреждении, руками наших сотрудников был создан мини – музей, в котором мы решили воссоздать картину быта русского народа, соблюдая традиции наших предков. Собраны предметы русского быта, изделия народных промыслов, игрушки:
- изделия: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово.
-игрушки: Богородские, Загорские матрёшки, Филимоновские,
- посуда - изделия мастеров из глины,
- прялки, веретено
- Вышивки, вышитая детская рубаха,
- полотенца (рушники вышитые)
-наволочки (вышитые гладью);
- скатерти вышитые
-занавески с кружевом ручной работы,
- коромысло, рубель большой и малый,
- люлька,
- русские народные инструменты: балалайка, свистульки, ложки.
- тряпичные куклы, игрушки из соломы.
Дети с удовольствием рассматривают, играют и примеряют на себя различные образы своих предков. Надевая рубаху, сарафан и кокошник они словно погружаются в тот неведомый мир своих прабабушек…
Список литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
2. http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
3.Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева М.П. Духовно – нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие. -М.:УЦ Перспектива, 2012.-248 с.
4. 8.Журахова М.Н. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников//Молодой учёный.-2012.-№7,-С.271-273
5. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры: учебно-методическое пособие. – М.:ЦГЛ,2005.-128с.
7. Тихонова М. В., Смирнова М. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада.- СПб.: Детство – пресс, 2000.-208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...