Программа дополнительного образования "Открытые ставни в прошлое"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Моргуненко Светлана Сергеевна

 Программа «Открытые ставни в прошлое» полностью по своему содержанию соответствует психоэмоцональным и социальным потребностям старшего дошкольного возраста. Погружение в культуру русского этноса раскрывает для ребёнка историческую связь культурного наследия русского народа. Восприятию ребёнка предлагается полимадальная сенсорная среда, насыщенная предметами и сюжетами жизни предыдущих поколений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dop_russkaya_izba_vosstanovlen.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

  Направленность программы:  социально-педагогическая

Предоставленная программа направлена на ознакомление детей дошкольного возраста с историей русского быта, формированию познавательных интересов, формирование национальной памяти, развитию творческой личности.

Уровень – ознакомительный

Актуальность программы

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, именно в этом возрасте происходит «стартовый» период всех высоких человеческих начал. Дети, с присущим им любопытством, путешествуют в познании прошлого. Без прошлого не было бы будущего. Растут наши дети, растут и их потребности к познанию. На базе нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте приоритетным становится духовно – нравственное и патриотическое воспитание.

Рабочая программа кружка «Русская изба» затрагивает такие образовательные области как: 

-социально-коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

-речевое развитие,

-художественно – эстетическое развитие.

Опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками,  развитие воображения и творческой активности,  формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных  ценностях нашего народа. О народных традициях и праздниках. Способствует  обогащению активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи. Программа так же опирается  на формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

 Главным направлением данной программы является: развитие познавательной деятельности и творческой активности детей дошкольного возраста. При реализации программы организовывается выставка работ детей по мотивам народно – прикладного искусства.

Педагогическая целесообразность

Организованный кружок будет способствовать приобщению детей к национальной культуре,  русским народным традициям и обычаям. Занятия кружка также направлены на развитие у детей творческих талантов.

Цель: Ознакомление детей с бытом, народными традициями, промыслами и культурными особенностями людей на Руси. 

Задачи:

-формирование интереса к истокам народной культуры,

- формирование чувства любви к Родине на основе изучения русских народных традиций,

-развитие  эстетическое восприятие при рассматривании предметов народного и декоративно- прикладного искусства,

- расширение  представления детей о народном фольклоре,

- развитие  нравственных качеств личности дошкольника,

- развитие творческих талантов

Отличительные  особенности

Новизна программы заключается в том, что позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.  

Возраст детей: Работа в кружке «Русская изба» направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Срок реализации программы: 1 год 

Формы и режим занятий:  

Занятия для детей (5-7 лет) - 2раза в неделю, продолжительность занятия30 минут.

На основании СанПиНа  продолжительность занятий составляет  20 (30)  минут и приравнивается к 1 академическому часу.

Этапы программы:

От 5-7 лет – ознакомительный

Формы работы:

 - НОД

-беседы

 - посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями;

  - организация экскурсий для детей и их родителей;

- оформление тематических выставок;

- организация народных, фольклорных досугов

II.Содержание программы

Программа для детей от 5 до 7 лет

В программу обучения входит:

- знакомство с разными формами народного фольклора, учить их использовать в быту

- знакомство с работами народных мастеров, их спецификой работы и материалом

-знакомство с праздниками и обрядами на Руси

-занятия проводятся в игровой форме 2 раза в неделю во вторник и в пятницу, по подгруппам, 30 минут

Учебно-тематический план:

(для детей от 5-7 лет)

месяц

Занятие

Дата

Тема

Программное содержание

Всего часов

октябрь

1

01.10.2019

Приглашаем в гости к нам

Познакомить детей с русской избой. С традициями и обычаями семьи

1

октябрь

2

04.10.2019

Хлеб – всему голова

Систематизировать знания о труде хлебороба. Рассказ о простейших орудиях труда

1

октябрь

3

08.10.2019

Русская изба

Развитие творческих способностей. Рисование жилища наших предков

1

октябрь

4

11.10.2019

Покров день

Познакомить детей с русским народным праздником

1

октябрь

5

15.10.2019

Сошью Маше сарафан

Познакомить с русской народной женской одеждой. Рассказать о женских обязанностях в семье

1

октябрь

6

18.10.2019

Золотое веретенце

Познакомить детей с предметами русского обихода

1

октябрь

7

22.10.2019

Коровушка и бычок

Познакомить детей со скотным двором русской избы

1

октябрь

8

25.10.2019

Викторина по русским народным сказкам

Развитие  у детей смекалки, памяти. Развитие связной речи

1

октябрь

9

29.10.2019

Мир старинных вещей

Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах.

1

ноябрь

1

01.11.2019

Бабушкин сундук

 Показ мод

Учить называть части одежды. Показ мод. Достаём наряды из бабушкиного сундука.

1

ноябрь

2

05.11.2019

Русский народный фольклор

Формировать начальное представление о фольклоре, показать  и учить исполнять народные частушки, шутки, прибаутки, скороговорки с использованием национальных костюмов

1

ноябрь

3

08.11.2019

Зачем нужны зимующие птицы?

Пополнить знания детей о зимующих птицах. Побудить детей кормить птиц в холодное время года.

1

ноябрь

4

12.11.19

Синичкин день

Беседа о значении птиц на Руси. Изготовление синичек из бумаги.

1

ноябрь

5

15.11.2019

День рождения Деда Мороза

Рассказать о появлении деда Мороза на Руси. Рассказывание и обсуждение сказки  «Мороз Иванович»

1

ноябрь

6

19.11.2019

Гончарных дел мастеровые

Рассказать о значении и работе гончара. Лепка посуды из глины.

1

ноябрь

7

22.11.2019

Мастера гжели

Путешествие в город Мастеров гжели. Роспись посуды из глины.

1

ноябрь

8

26.11.2019

Нет ближе дружка, чем родная матушка

Беседа о маме

Рассказывание эпизодов из сказок о маме. Изготовление коробки для подарка маме.

1

ноябрь

9

29.11.2019

Зачем нужна зима?

Рассказать о характерных особенностях зимы с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты мороз…»

1

декабрь

1

03.12.2019

Гусли звончатые

Познакомить детей с музыкальным инструментом – гуслями.

 С певцом – гусляром Садко. 

1

декабрь

2

06.12.2019

Вышивка на Руси

Роспись полотенца

Знакомство с работой наших прабабушек – мастериц. Рассказать о вышивке, как о виде искусства. Дать возможность придумать свой узор. Выставка узоров.

1

декабрь

3

10.12.2019

Проказы старухи зимы

Рассказывание сказки «Проказы старухи зимы». Изготовление снежинок.

1

декабрь

4

13.12.2019

Три белых коня

Загадывание загадок о зиме. Приметы зимы. Заучивание скороговорки «Мороз мост мостил, мостил»

1

декабрь

5

17.12.2019

Сказка для Кузи

Составление словесного портрета домовёнка.

Словесная игра «Аюшки»

Рисование «Кузька – самый лучший домовой»

1

декабрь

6

20.12.2019

Письмо  Нафане

Составление детьми письма другу домового Кузи

1

декабрь

7

24.12.2019

Русские народные инструменты

Обогатить знания детей о балалайке и дуде. Беседа: «Какой инструмент тебе по душе?»

1

декабрь

8

27.12.2019

Новогодние подарки наших прабабушек

Рассказать откуда взялась традиция дарить подарки, и какие они были в старину.

Изготовление ангелочков

1

декабрь

9

31.12.2019

С Новым годом со всем родом

Рассказать о традициях празднования Нового года.

1

январь

1

10.01.2020

Празднование Рождества на Руси

Рассказать о празднике. Исполнение рождественских колядок.

1

январь

2

14.01.2020

Старый Новый год

Рассказать, зачем люди отмечают Новый год по- старому календарю.

Инсценировка праздника

1

январь

3

17.01.2020

Гуляй, да присматривайся

Беседа о характерных особенностях января. Рассказывание сказки «Морозко»

1

январь

4

21.01.2020

Русская тройка лошадей

Рассказать о значении лошади для наших предков

1

январь

5

24.01.2020

Хороший город Городец

Рассказ о городе Городце, городецкой росписи. Пение частушек.

1

январь

6

28.01.2020

Городецкая роспись

Закрепить знания о городецкой росписи.

Рисование «Городецкие узоры»

1

январь

7

31.01.2020

Лиса - обманщица

Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»

1

февраль

1

04.02.2020

.Мороз и солнце – день чудесный

Беседа о характерных особенностях февраля.

Сказка «Мороз, солнце и ветер».

1

февраль

2

07.02.2020

Песни наших бабушек

Прослушивание и исполнение русских народных песен.

1

февраль

3

11.02.2020

Русские народные инструменты

Обогатить знания детей о балалайке и дуде

1

февраль

4

14.02.2020

Вечер былин

Прочитать отрывок из былины. Побудить детей к диалогу.

1

февраль

5

18.02.2020

Богатыри земли русской

Побудить детей изобразить  русского богатыря. Обратить внимание, что по изображению мы можем определить характер богатыря.

1

февраль

6

21.02.2020

Знакомство с воинским снаряжением

Обогатить знания детей о духе богатырском. Формировать положительные личностные качества на примере героев.

1

февраль

7

25.02.2020

Ой, ты, Масленица!

Рассказ о русском народном празднике Масленица. Пение обрядовых песен

1

февраль

8

28.02.2020

Масленичные гуляния

Народные игры с детьми на улице

1

март

1

03.03.2020

Весна, весна,

 пойди сюда!

Пение закличек о весне. Словесное упражнение: «Какие краски и для чего нужны весне»

1

март

2

06.03.2020

Сердце матери лучше солнца греет

Беседа о маме.

Рассказывание эпизодов из русских народных сказок о любви мамы

Роспись тарелки для мамы.

1

март

3

10.03.2020

Знаешь ли ты сказки?

Литературная викторина по русским народным сказкам с использованием костюмов разных героев

1

март

4

13.03.2020

Русская красавица

Побудить детей выразить отношение к образу с помощью слов и цвета. Рисование «Русская красавица»

1

март

5

17.03.2020

Игры – хороводы на Руси

Народные игры на воздухе

1

март

6

20.03.2020

Закликание жаворонков

Познакомить детей с праздником. Изготовить жаворонков из теста.

Пение закличек о весне.

1

март

7

24.03.2020

Игрушки наших бабушек

Рассказать о значении игрушек на Руси, побудить к рассказыванию о своих игрушках.

Побудить детей сделать игрушки своими руками.

1

март

8

27.03.2020

Что такое балаган?

Обогатить знания детей о скоморохах и их значении на Руси. Появление Петрушки.

1

март

9

31.03.2020

Шутку шутить - людей смешить

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа.

Знакомство детей с русским народными небылицами.  

1

апрель

1

03.04.2020

Небылицы в лицах, небывальщина

Знакомство детей с русским народными небылицами, самостоятельное придумывание

1

апрель

2

07.04.2020

Апрель ленивого человека не любит, проворного голубит

Рассказ о весенних полевых работах в деревне.

1

апрель

3

10.04.2020

Значение цветов на Руси

Познакомить детей с комнатными цветами. Наблюдение за посадкой цветов

1

апрель

4

14.04.2020

Праздник Пасха

Знакомство детей с  праздником

 и его значением в жизни наших прадедов. Раскрашивание яиц.

1

апрель

5

17.04.2020

Весенний хоровод

Чтение и разучивание хороводов в русских народных костюмах.

1

апрель

6

21.04.2020

Знакомство с колоколом

Рассказать детям о значении колоколов на Руси. Прослушать варианты колокольного звона.

1

апрель

7

24.04.2020

Красная горка

Знакомство с традициями праздника. Посиделки с самоваром.  Пение частушек.

1

апрель

8

28.04.2020

Вечер игр

Проведение дидактических игр с детьми: «Где спряталась матрёшка?», «Одень куклу в национальный костюм»

1

май

1

08.05.2020

Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся

Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Сказка «Щи из топора»

1

май

2

12.05.2020

Весна красна цветами

Повторение знакомых закличек, песенок, пословиц о весне, загадывание загадок

1

май

3

15.05.2020

Роспись бересты

Познакомить с берестой. Изготовление поделок.

1

май

4

19.05.2020

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать

Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о различных предметах обихода.

1

май

5

22.05.2020

Полевые цветы

Рассказать о роли полевых цветов в жизни русского человека. Плетение венков детьми.

1

май

6

26.05.2020

Прощание с «избой»

Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

1

май

7

29.05.2020

Завивание берёзки

Рассказать  о празднике на Руси. Игры и хороводы на улице в народных костюмах.

1

III. Формы аттестации

Программа «Открытые ставни в прошлое»  имеет ознакомительный характер.

В конце года, чтобы понять была ли достигнута цель нашей работы, мы будем использовать  такой метод исследования как диагностическое обследование, через использование «Викторины» - игровых заданий.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным ожидаемым результатом должно стать развитие нравственных и творческих качеств личности ребёнка, формирование интереса к истокам русской народной культуре.

Предметные результаты

  • Наличие понимания русского фольклора и его разных форм, его значение в жизни людей на Руси
  • приобретение знаний о появлении в жизни наших предков жилища, предметов одежды и быта
  • приобретение навыков рисования по образцам мастеров народно – прикладного искусства

Межпредметные  результаты:

  • приобретение знаний о ведении домашнего хозяйства и распределения обязанностей
  • понимание языка эмоций  и удовлетворения от своей работы, которые присущи народному мастеру

Личностные результаты:

  • Главным ожидаемым результатом обучения должно стать развитие нравственных качеств личности ребёнка. Формирование интереса к истокам русской народной культуре. Повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников.

При этом у воспитанников формируются следующие основные умения, знания и навыки:

- наличие понимания русского фольклора и его разных форм, его значение в жизни людей на Руси

- понимание языка эмоций  и удовлетворения от своей работы, которые присущи народному мастеру

- приобретение навыков рисования по образцам мастеров народно – прикладного искусства

- приобретение знаний о ведении домашнего хозяйства и распределения обязанностей

- приобретение знаний о появлении в жизни наших предков жилища, предметов одежды и быта

- развитие монологической и диалогической речи

- развитие у детей фантазии и воображения

IV. Организация педагогических условий

В нашем дошкольном учреждении, руками наших сотрудников был создан мини – музей, в котором мы решили воссоздать картину быта русского народа, соблюдая традиции наших предков. Собраны предметы русского быта, изделия народных промыслов, игрушки:

- изделия: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово.

 -игрушки: Богородские, Загорские матрёшки, Филимоновские,

-  посуда - изделия мастеров из глины,

 - прялки, веретено

- Вышивки, вышитая детская рубаха,

  - полотенца (рушники вышитые)

-наволочки (вышитые гладью);

- скатерти вышитые

-занавески с кружевом ручной работы,

- коромысло, рубель большой и малый,

- люлька,

- русские народные инструменты: балалайка, свистульки, ложки.

 - тряпичные куклы, игрушки из соломы.

Дети с удовольствием рассматривают, играют и примеряют на себя различные образы своих предков. Надевая рубаху, сарафан и кокошник они словно погружаются в тот неведомый мир своих прабабушек…

Список литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования   - М.: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.

2. http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml

3.Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева М.П. Духовно – нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие. -М.:УЦ Перспектива, 2012.-248 с.

4. 8.Журахова М.Н. Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников//Молодой учёный.-2012.-№7,-С.271-273

5. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры: учебно-методическое пособие. – М.:ЦГЛ,2005.-128с.

6. http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/konsultatsiya-dlya-roditelei-osnovy-patrioticheskogo-vospitani12

7. Тихонова М. В., Смирнова М. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада.- СПб.: Детство – пресс, 2000.-208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...