Консультация: "Детское волонтерство как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
консультация
Воспитание у дошкольников нравственных качеств, духовности, толлерантности - главная задача педагогической деятельности, которую можно осуществлять через разные формы, одна из которых детское волонтерство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_volonterstvo.docx | 28.2 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 936.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Катунинская СШ»
структурное подразделение «Детский сад п.Катунино»
Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности
Воспитатель: Чуркина Л.Н.
2019
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно — нравственных качеств личности.
Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.
Как вы думаете, кто такой волонтер?
Волонтер– новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец».
Волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство- это бесплатная помощь, в результате своего труда человек получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу. Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении, объединяющая родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей.
Нас заинтересовала новая форма работы с детьми, считаем, что она приведет:
- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
- к оптимизации детско - родительских отношений и умению работать в команде;
- к повышению рейтинга образовательного учреждения.
Цель технологии — развитие духовно — нравственных качеств личности дошкольников.
Задачи:
- Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет
- Дать детям практические навыки участия в волонтерском движении
- Учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается
- Воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность
- Способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка
- Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
Вникнув в цель и задачи волонтерского движения, опыт других детских садов, мы думаем что в наших условиях возможно организовать данную работу.
Организация практики волонтерства в детском саду должна проходить поэтапно.
Этапы:
- Изучение методов и приемов организации
- Социально-психологическая подготовка волонтёров
- Формирование волонтёрского движения
- Путешествие в мир добрых дел и поступков
- Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.
1этап: Изучение методов и приемов в организации
Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ. Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей дошкольного возраста "Дети - волонтеры" полезно познакомиться с выступлением Н.П. Гришаевой "Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе". Необходимо составить проект организации культурной практики в детском саду. Очень важно, чтобы волонтерские акции были согласованы с режимом дня младших и старших групп, комплексно-тематическим планированием, не мешали образовательному процессу. Установить партнерские отношения с родителями, привлечь к сотрудничеству.
2 этап: Социально-психологическая подготовка волонтёров
Главная задача запуска детского волонтерства заключается в мотивации детей на волонтерскую деятельность, организации команды. Проводятся беседы, например: «Что значит добрый человек?», «Почему добро побеждает зло?», "Кто такие волонтеры?", "Как стать волонтерами для малышей", показ мультфильмов, чтение книг, слушание песен, проведение с детьми игр о доброте. Выяснение чем любят заниматься дети, чему могут научить малышей? Из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности, надо сформировать команду.
3этап: «Формирование волонтёрского движения»
Создание волонтёрского отряда можно начать с создания эмблемы, например: много детских ладошек сложены в виде сердца, а так же галстука, всё это мотивировало к призыву «Хочу помочь!», символизирует суть волонтёрского движения.
Совместно с воспитателем дети волонтеры разрабатывают правила команды:
-Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.
-Доведи дело до конца.
-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.
-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться
в группе
Обязательным условием волонтерства является обсуждение волонтерской деятельности в группе после посещения малышей.
4 этап: «Путешествие в мир добрых дел и поступков»
На языке детей «дети волонтёры» означает – делай добрые дела! Своим примером и конкретной помощью волонтёры учат малышей навыкам самообслуживания, оказывают помощь при одевании на прогулку, играют с малышами в группе и на улице. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, совместная продуктивная деятельность, совместные настольные, сюжетно — ролевые игры.
5этап: «Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий»
Дети своими силами изготавливают подарки для малышей, ставят кукольные театры, инсценировки, концерты.
Проведение акций: «Игрушка для малышей», «Помоги пойти учиться», «Собака – друг человека», «Береги лес», «Знаем, помним, чтим» и другие
Каков положительные эффект от волонтерства:
- Волонтерство помогает детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную.
- Дошкольники учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечаются более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.
- Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим, понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.
- Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысят свою педагогическую компетентность.
Считаем, что главный ресурс технологии волонтерства - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.
Думаем, что в наших условиях каждый из педагогов может применить на себе эти технологии и воплотить в жизнь.
Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Тест- игра
Моя, интуиция мне подсказывает, что каждый из вас, сидящий в зале – волонтер. И в подтверждение этому я вам предлагаю пройти своеобразный тест-экспромт.
- Итак, если вы думаете, что у волонтера должен быть богатый запас слов поддержки и одобрения для людей, похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что волонтер должен поддерживать людей в их лучших начинаниях, потопайте ногами.
- Если вы думаете, что волонтер не ждет слов одобрения своей работы и не держит злобы, то помашите рукой.
- Если вы считаете, что волонтёр помогает другому человеку по своей инициативе, то похлопайте в ладоши.
- Считаете ли вы, что волонтёр в душе испытывает чувство того, что он кому-то нужен, то помашите рукой
- Если вы полагаете, что волонтёр должен проявлять толерантность к мнению других людей то похлопайте в ладоши.
- Если вы считаете, что волонтёр должен быть доброжелательным, терпеливыми, корректными, тактичными то потопайте ногами.
- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!
Спасибо, вы все с честью выдержали это испытание. Этот тест – экспромт способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности. С другой стороны – мы вспомнили о таких обыденных духовных качествах человека, которые есть в каждом из нас, как терпение, доброта, милосердие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов .
Синоним слова « волонтер» - слово «доброволец» . Волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда человек получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Цель: развитие духовно — нравственных качеств личности дошкольников .
Задачи: - Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет - Дать детям практические навыки участия в волонтерском движении - Учить оказывать помощь тем, кто нуждается - Воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность - Способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка - Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
Этапы: - Изучение методов и приемов организации - Социально-психологическая подготовка волонтёров - Формирование волонтёрского движения - Путешествие в мир добрых дел и поступков - Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.
- Дошкольники учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечаются более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки. - Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим, понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания воспитания дошкольника
Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно - нравственного воспитания....
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Консультация "Детский музыкальный фольклор, как средство формирования экологической культуры дошкольников"
Экологическая культура - сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; своё начало она берет в дошкольном детстве. Воспитание экологической культуры - одно из важных ...
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...
Детское волонтерство, как средство формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников
Добро не лежит на дороге,его случайно не подберешь.Добру человек у человека учится.Ч. Айтматов...