Консультация "Детский музыкальный фольклор, как средство формирования экологической культуры дошкольников"
консультация
Экологическая культура - сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; своё начало она берет в дошкольном детстве. Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_10.21g.docx | 21.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОЛЬШЕАЛЕКСЕЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КАЛИНКА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
"Детский музыкальный фольклор как средство формирования экологической культуры дошкольников".
Подготовила: музыкальный руководитель
Гуськова О. В.
10.2021г
Экологическая культура - сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; своё начало она берет в дошкольном детстве. Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Для развития экологической культуры недостаточно лишь обучения на занятиях в детском саду: освоение основ экологии и воспитания экологической культуры детей должно сочетаться с другими видами деятельности, обеспечивающими разными способами их осознание ценности природы. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из основных условий построения воспитательно-образовательного процесса является интеграция образовательных областей, которая способствует воссозданию целостной картины мира. Например, давая детям полное представление о животных, педагог знакомит их с образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкально-художественной, продуктивной деятельности и чтения — с образами животных в произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а также с передачей этих образов в творчестве композиторов, художников.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев ...
Умение "смотреть" и "видеть", "слушать" и "слышать" не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель и исследователь. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут – то нам на помощь и приходит детский музыкальный фольклор.
Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно слово "фольклор", будучи английского происхождения, переводится буквально как "народная мудрость".
К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни и былины) и инструментальные жанры ( танцевальные, наигрыши и т.д.) , которые дошли до нас из глубины веков. Причина такой долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. [1 c. 104]
Горький А.М. писал "Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой" .
Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Детский фольклор - это поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).Такой системы в классификации придерживается Аникин В.П.
Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С, Капицы О.И.
Все образцы разделены на 3 раздела.
1. Календарный фольклор.
2. Потешный фольклор.
3. Игровой фольклор.
Для формирования у дошкольников экологической культуры особо важен календарный фольклор. Что же собой представляет календарный фольклор?
В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой или произведения, имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки и т.д. Собственно детский календарный фольклор - заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или в иной степени связаны только с природой.
Раздел детского календарного фольклора - один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.
К наиболее распространённым и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращённые к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далёких языческих времён: пережитком давно забытых верований звучит обращение "её деток", которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.
Близко к закличкам примыкает ещё один жанр - приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо;
к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.
Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.
Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.
Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д.
Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом незаменимы докучные сказочки, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка, а значит и воспитывает любовь к природе, всему живому. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к музыкальному фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.
Наш детский сад расположен в конце посёлка, из окон которого простирается поле, за ним смешанный лес, а вдалеке просматривается река Черемшан. Да и название такое красивое: "Василёк". Дети из окон родного сада видят красоту родной природы. Здесь и наглядность в форме иллюстраций применять не нужно, нужно только посмотреть в окно. Зима. Чистое, белоснежное поле. Глаза радуются тому, какая широта, какое раздолье, а белизна, что даже глаза слепит. Ну как не заниматься экологическим воспитанием, ведь сам Бог велел. Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что их окружает. Да вот ведь она, природа, такая чистая, не тронутая человеком..., ну прикоснитесь, только осторожно, не слышно, не спугните её, она спит сладким сном, до весны... А весной! Ведь это же чудо! Вон лес вдалеке надевает красивые платья цвета бирюзы, посмотрите сегодня внимательно, завтра вы этого уже не увидите. А вон Черемшан, видите какая голубизна, совсем как море, закройте глаза, может вы плывёте далеко, далеко, видите. Послушайте тишину, слышите как бьются волны о берег? А звон ручья слышите, чистый, хрустальный. Ой, смотрите, пчёлка пролетела. Пчёлочка златая, что же ты жужишь, пчёлочка златая, что же ты жужжишь, ну подпевайте, все вместе, весело... Полетела к своим деткам, пусть летит, они её ждут. Лето пришло, ах какие запахи, давайте подышим глубоко! Чувствуете, это пахнут васильки, посмотрите, как их много, красота! Василёк, василёк, мой любимый цветок... Наш родной! А пойдёмте в лес, слышите хрустнула ветка, тише... Видите, наверное зайчик. А вон белка, посмотрите, какая пушистая... Перечислять можно до бесконечности. Педагог, который сам любит природу, заботится о сохранении животных, насекомых, птиц, растений, будет стараться привить любовь и детям, будет формировать экологическую культуру в целом. Я музыкальный руководитель, значит я могу дать детям не только знания о музыке, но использовать музыку для других целей. В данном случае формировать экологические представления, давать знания и в этой области с помощью искусства. А народное искусство нам ближе, это наше родное. Так почему же нам его не использовать в таких благих целях. Если мы не будем заботится о природе, её завтра может и не быть, а значит и нас с вами.
Приобщаясь к детскому музыкальному фольклору, дети учатся замечать красоту родной природы. В процессе таких занятий, досугов, праздников детям прививается любовь к домашним животным, птицам, насекомым. Дети изучают их образ жизни. Экскурсии в лес формируют знания о лесе, луге, развивают творческую и познавательную активность. Музыкально- театрализованные представления прививают детям любовь к живой природе, знакомят их с попевками, песнями о животных и насекомых.
Вся работа направлена на развитии представлений о многообразии насекомых, птиц, животных нашего региона, учат бережному отношению к живой природе, формируют экологические убеждения, экологическую культуру. Наблюдения за детьми, проведённая диагностика показали, что дети научились распознавать факторы отрицательного воздействия на природу, на жизнь растений и животных. У детей развивается отзывчивость, сочувствие ко всему живому.
Музыкальный фольклор обладает мощной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем нас мире, тепло, доброта, уважение и милосердие ко всему живому - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным да и всем людям! [5 с.4]
Используемая литература
1. Науменко Г. Русское народное детское музыкальное творчество. - М.,
Советский композитор, 1988. с.104
2. Горький А.М.Заметки. Т.2. - с.382
3.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957. с. 26
4. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. - М., 1971. с.58 - 68
5.Лапшина Г.А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. - В., 2006. с.4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"
Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...
Статья "Детский музыкальный фольклор как средство формирования экологической культуры дошкольников".
В статье раскрываются вопросы экологического воспитания средствами музыкального фольклора....
"Детский музыкальный фольклор как средство формирования экологической культуры дошкольников".
Статья раскрывает вопросы экогогического воспитания средствами детского музыкального фольклора....
Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов
Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...
Конспект мастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»
Конспектмастер-класса с педагогами на тему «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»...
Мастер - класс для педагогов "Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников"
Экологическая сказка – литературное произведение, отражающее природные явления, объекты, взаимосвязи в фантазийной форме. Формирует экологическое,...