Детское волонтерство, как средство формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Добро не лежит на дороге,

его случайно не подберешь.

Добру человек у человека учится.

Ч. Айтматов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prihodko_olga_valerevna.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Приходько Ольга Валерьевна

Воспитатель

МДОУ «ЦРР-детский сад №101 «Жар-птица»

Детское волонтёрство как средство формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников

Добро не лежит на дороге,

его случайно не подберешь.

Добру человек у человека учится.

Ч. Айтматов

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям.

Не для кого не секрет, что в настоящее время, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей складывается неправильное представление о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современных детей окружает множество всевозможных источников сильного влияния на них и к сожалению, не всегда это влияние носит положительный характер.

В современном мире мало обеспечить присмотр и уход ребенку. Мы должны развивать и формировать ребенка как личность, применяя инновационные технологии. Пример одной из таких технологий – технология эффективной социализации Волонтерство. С ее помощью мы можем опосредованно воздействовать на личность ребенка, развивая морально-нравственную сферу личности, поддерживать самостоятельность и инициативность каждого ребенка. Новизна опыта «Волонтерское движение» заключается в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.

Волонтерская деятельность – широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия. Деятельность осуществляется волонтерами на безвозмездной основе, добровольно, на благо широкой общественности. Следовательно, основным мотивом волонтерских движений и акций является не материальная прибыла, а удовлетворение социальных и духовных потребностей.

Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования определяет ряд целевых ориентиров, таких как:

- проявлять эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто нуждается;

- проявлять уважение к старшим и заботу о младших.

Это и есть, те самые, добрые дела, которым учат идеи волонтерского движения.

«Волонтерство в детском саду» — это активная форма общения в детской среде — от сверстников к сверстникам, что способствует ранней позитивной социализации ребенка через живую деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности и могут помочь ребенку стать свободными в общении со сверстниками и детьми старшего возраста, приносить эмоциональную радость. Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение адаптироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Главный ресурс технологии «Дети-волонтеры» - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности детей в естественной среде.

Самое главное, чему педагог должен научить своих учеников, — это быть чуткими к окружающему миру. На протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду воспитатель учит его быть открытым и терпеливым. Другими словами, это первые уроки доброты.

В работе по организации волонтерского движения в детском саду можно выделить 3 этапа:

  • 1 этап - подготовительный.

Формирование волонтерского движения в дошкольном учреждении через акции, презентации и многое другое для понимания роли и места волонтерства в современном обществе.

Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.

  • 2 этап- Организациооный

Социально-педагогическая подготовка волонтеров для формирования эффективных коммуникативных навыков, развития уверенности в себе и развития характеристик волонтерского движения

Важный момент в организации волонтерского движения – это обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Можно разработать план с детьми-волонтерами по проведению волонтерских акций, а также правила команды.

  • 3 этап- практический

Разработаны, подготовлены и проведены информационные и профилактические мероприятия; участие Общества родителей и воспитательного контингента в поддержке развития Волонтерского движения.

  • 4 этап – диагностический. Диагностика помогает исследовать и определить эффективность применения технологии волонтерства на определённом временном отрезке.

Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Можно организовать работу по оказанию посильной помощи детям младших групп. Утром – проведение и разучивание пальчиковых игр, днем – оказание помощи при одевании детей на прогулку, совместные игры на прогулке. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, умываний, закаливающих процедурах, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно-ролевые игры и прочее. Также можно, например, предложить детям-волонтерам изготовить подарки для малышей, которые первый раз пришли в детский сад и поздравить их, рассказать, как здорово в нашем детском саду. Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности после ее осуществления. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность.

Работа по внедрению волонтерского движения в практику работы детского сада предполагает три направления:

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа педагогами

Формирование милосердия;

Развитие трудолюбия;

Воспитание потребности к ЗОЖ;

Формирование толерантности;

Формирование бережного отношения к природе;

Формирование доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми.

Формирование волонтерского движения в детском саду (формирование представлений о понятии "волонтер");

Социально-психологическая подготовка волонтеров (разработка атрибутов, правил, плана);

Развитие волонтерского движения

(проведение акций, мероприятий и т.д.).

Внедрение технологии «Дети-волонтеры» в воспитательно-образовательный процесс ДОУ помогает детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – социально-коммуникативную. Дошкольники учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечаются более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки. Волонтеры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим, понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным. У детей формируется потребность в проявлении инициативы по выбору мероприятий и их количеству, а педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности - повысят свою педагогическую компетентность.

Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему. Подводя итог всему сказанному, хочется вспомнить слова Льва Толстого «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников» (из опыта работы)

Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье  и другие тенденции негативно отра...

Инновационный проект «Традиции детского сада как средство формирования патриотических чувств у дошкольников»

Обусловлена необходимостью возрождения духовно – нравственных ценностей....

Консультация: "Детское волонтерство как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Воспитание у дошкольников нравственных качеств, духовности, толлерантности - главная задача педагогической деятельности, которую можно осуществлять через разные формы, одна из которых детское волонтер...

Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников»

В данной публикации описывается волонтеркая деятельность....

ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С.В. Смолина

Процесс формированиия социальной активности учащихся необходимо рассматривать , кака одну из задач воспитания....

Консультация "Детское волонтерство как средство формирования и инициативы у детей.

Развивать у детей самостоятельность, инициативность, жеоание помочь другим....

«Детское волонтерство как средство формирования инициативы и самостоятельности»

Модернизация  образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Новизна состоит в том, что вол...