Мастер - класс "Опытно исследовательская деятельность как условие развития познавательной активности дошкольников"
методическая разработка (средняя группа)

Полетаева Олеся Леонидовна

Эксперимент с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc615.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Белоярский детский сад «Огонёк»

Мастер — класс на тему:

«Опытно-исследовательская деятельность  

как условие развития познавательной активности дошкольников.»

Составила воспитатель:

Полетаева Олеся Леонидовна

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как» и «почему».

Основываясь на практику, утверждаю, что дети очень любят экспериментировать. Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им, так формируется собственный жизненный опыт ребенка.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка,  активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

 Проанализировав работу по познавательной активности детей, я заметила, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность.

      В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.  Поэтому разработки мероприятий по организации экспериментирования для меня стали актуальными. 

Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого удовольствие. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у него возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответы.

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что у детей проявляется больше манипулятивная деятельность, отсутствие направленности на результат, в преобладании визуального и нецеленаправленного практического обследования предметов и материалов; в неумении согласовать свои действия с действиями партнеров по деятельности. В основном такой низкий уровень объяснялся возрастом детей, тем, что они, в основном, только начали посещать детский сад. Поэтому, с приходом детей в группу, и для выявления начального уровня развития экспериментальной деятельности у детей, были созданы условия, необходимые для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. Начала проводить первые опыты-эксперименты в виде игр и развлечений: «Мыльные пузыри», «Игра с ветрячками», «Игры с водой», «Игры с песком».

В процессе этих игр я наблюдала за детьми и провела следующую диагностику:

1.Испытывает ли ребенок положительные эмоции в процессе игрэкспериментов?

2.Отвлекается ли ребенок во время игр-экспериментов?

3.Принимает ли ребенок живое участие в игре-эксперименте или только наблюдает?

В результате были получены такие результаты: все дети испытывали положительные эмоции в играх-экспериментах, 40% детей часто отвлекались, 44% детей только наблюдали за игрой и 18% принимали участие в игре — эксперименте.

К концу года провела диагностику исследования детей  дошкольного возраста в процессе экспериментирования по методике Л. Н.Прохоровой, Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой и получили следующее:

Результаты диагностики «Что мне интересно» показали, что 76% детей проявляют интерес к экспериментированию, выражают эмоциональное удовлетворение, желают продлить экспериментирование, проявляют творчество. У 24% детей отсутствует целенаправленность, они достигают результата с помощью воспитателя.

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является:  создание социальной ситуации для повышения уровня познавательной активности детей через экспериментирование.

Для реализации данной цели были поставлены задачи.

Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы.

Вся работа детей проводиться под наблюдением взрослого. На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка.

Реализацию поставленных перед собой задач я осуществляю в трех основных  формах:

  • экспериментальная деятельность;
  • познавательные занятия с элементами экспериментирования;
  • демонстрационные опыты.

      В процессе экспериментирования дети учатся:
- выделять проблему;

- принимать и ставить цель;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки и связи;
- сопоставлять различные факты;
- выдвигать гипотезы, предположения;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
-осуществлять эксперимент;
- делать выводы;
- фиксировать этапы действий и результаты графически.

В группе была создана предметно - развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

 

Систему работы выстраивала из взаимосвязи трех основных блоков: образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения; совместная деятельность педагога и детей; самостоятельная деятельность детей. Работа проводилась с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Главное надо  запомнить, что когда ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает.

Существует три направления детской экспериментальной деятельности:

  • Эксперимент;  
  • Наблюдение;  
  • Опыт.   

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую — это опыты.

Они проводятся как на занятиях, так и в свободной деятельности. А опыты напоминают детям «Фокусы», они необычные, а главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты)дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. После каждого эксперимента приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. В уголках живут сказочные персонажи, которые удивляются, задают вопросы, делают открытия вместе с детьми.  Игровые персонажи в процессе совместной деятельности под моим руководством – моделируют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы. Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. 

Сегодня я вам покажу некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Порой — с наивного вопроса.

Порой — со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то

Когда сомнений нет уж боле -

Он вырывается на волю,

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что — то получилось.

Посмотрим, что же получится у нас!

А сейчас, я попрошу вас побыть в роли детей и отправиться в интересное путешествие в сказку. А в какую, отгадайте загадку:

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

не видела ясного солнышка,

Вокруг — только грязь и зола!

А звали красавицу.....(золушка)

Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка»

В очередной раз злая мачеха и её дочери отправлялись на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовила для нее задания.

  1. Нужно перемыть мандарины к завтраку.

Она начала их чистить, но вдруг вспомнила, что забыла их помыть. И вот когда она их положила в таз с водой, то мандарины, которые были не очищенные — всплыли, а очищенные — утонули. Как вы думаете почему?

— И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды.

  1. Она увидела, что любимые цветы мачехи засохли, она испугалась, что мачеха опять будет её ругать, и решила их оживить.

У вас на столах лежат шаблоны цветов. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру вниз. А лепестки маленьких цветов заверните так, чтобы они сходились кончиками в центре цветка. (Показ сопровождаю пояснением).

А теперь аккуратно поместите разноцветные цветы на поверхность воды, налитую в емкости на ваших столах завернутыми лепестками вверх.

Что мы видим? Посмотрите, какое чудо! Буквально на наших глазах лепестки цветов начинают распускаться. Почему?

3. И вот когда бал закончился, мачеха возвращалась домой, но золушка вспомнила, что ей еще надо было украсить дом. И ей нужно было быстро надуть шары.

Сначала насыпаем соду внутрь шарика. Для удобства мы использовали воронку, но можно насыпать соду, например, чайной ложечкой. Насыпать можно около трех четырех чайных ложек. В бутылку наливаем немного уксуса. Далее возьмите шарик и наденьте его на горлышко бутылки. Наденьте шарик так, чтобы сода пока осталась внутри шарика и не падала в бутылку. Потом резко выпрямите шарик, чтобы сода высыпалась внутрь бутылки. Как только это произойдет, внутри бутылки начнется химическая реакция. Вы должны увидеть, как уксус начнет булькать и пениться, при этом шарик начнет надуваться. 

Когда злая мачеха приехала с бала, она увидела, что Золушка отдыхает.

— А теперь скажите, пожалуйста, помогли ли мы Золушке? Справились с заданием злой мачехи? Что нам в этом помогло?

Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.

Сейчас я предлагаю с помощью смайликов разного цвета выразить свое впечатление от мероприятия. Красный цвет – полученная информация полезна для меня. Желтый цвет – остались вопросы. Зеленый цвет – полученная информация не полезна, ничего нового не узнал.

Мне было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа с педагогами по проблеме «Исследовательская деятельность, как метод развития познавательной активности дошкольников»

Введение педагогов в проблему; настрой на плодотворную работу; уточнение некоторых теоретических вопросов; совершенствование практических навыков работы с детьми....

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...

Поисково-исследовательская деятельность как форма развития познавательной активности дошкольников.

Муниципальное образовательное учреждение«Детский сад компенсирующего вида № 400»ОАО г.Омск  Консультация для воспитателей"Поисково-иследовательская деятельность как форма развития позн...

План работы по самообразованию по теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Актуальность проблемы:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность...

«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.Для того, чтобы ребенок лучше познал мир в...

Статья «Опытно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Опытно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников способствует тому, что у дошкольников  формируются  различные интеллектуальные умения, очен...