Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
статья
Статья о проектной деятельности в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
Елисеева Е.В ., воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 58
С введением федерального государственного стандарта в систему дошкольного образования меняются требования к воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Необходимо помнить, что познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательной активности детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни: коллективные и индивидуальные беседы, наблюдения, загадки движения "сокровищницы” детей, уход за комнатными растениями.
Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам.
Живая природа: царство растений и царство животных:
царство растений - дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой;
царство животных - дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные).
Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс, а крупными блоками: "Атмосферные явления", "Климатические зоны”, "Времена года”, "Солнечная система", "Камни”.
В арсенал педагогического руководства познавательной активностью детей входят:
- беседы с детьми на познавательные темы;
- разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок;
- просмотр презентаций, обсуждение картинок, видеофильмов, телепередач;
- своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера.
И обязательно наличие в группе "Полочки умных книг”.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектно-исследовательской деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Основное предназначение проектно-исследовательской деятельности— предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Проектно- исследовательская деятельность — один из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности и позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике.
Задачи:
1. Обеспечение психологического благополучия и развития детей;
2. Воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;
3. Развивать творческую активность познавательных процессов;
4. Учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения. Проектная и исследовательская деятельность в детском саду неразрывны между собой.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольника активного внимания заслуживает исследовательская деятельность - экспериментирование. Потребность ребёнка каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он должен получать. В основе их возникновения лежит ориентировочно-исследовательская или поисковая деятельность, которая направлена на познание окружающего мира. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее.
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и направлен на получение недоступных непосредственному восприятию характеристик и качеств предмета или явления.
Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа «Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой). Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. В такой среде возможно одновременное включение в активную игровую, коммуникативную, исследовательскую, двигательную, трудовую и творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Таким образом, создавая качественную РППС, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности, способствует интеллектуально-нравственному развитию личности дошкольника, приобретению ребенком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Задача взрослого - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Литература:
1.Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003.
3.Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/23/picture-87721.jpg)
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-732446-1454852138.jpg)
Самообразование "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников".
Самообразование...
План работы по самообразованию по теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Актуальность проблемы:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/21/picture-93354.jpg)
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/06/picture-548863-1517920397.jpg)
Статья «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
quot;Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников"...
Статья для педагогов. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
В консультации говорится о значении проектно-исследоваельской деятельности для детей....