Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
статья
Статья о проектной деятельности в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
Елисеева Е.В ., воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 58
С введением федерального государственного стандарта в систему дошкольного образования меняются требования к воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Необходимо помнить, что познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательной активности детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни: коллективные и индивидуальные беседы, наблюдения, загадки движения "сокровищницы” детей, уход за комнатными растениями.
Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам.
Живая природа: царство растений и царство животных:
царство растений - дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой;
царство животных - дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные).
Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс, а крупными блоками: "Атмосферные явления", "Климатические зоны”, "Времена года”, "Солнечная система", "Камни”.
В арсенал педагогического руководства познавательной активностью детей входят:
- беседы с детьми на познавательные темы;
- разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок;
- просмотр презентаций, обсуждение картинок, видеофильмов, телепередач;
- своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера.
И обязательно наличие в группе "Полочки умных книг”.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектно-исследовательской деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Основное предназначение проектно-исследовательской деятельности— предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Проектно- исследовательская деятельность — один из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности и позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике.
Задачи:
1. Обеспечение психологического благополучия и развития детей;
2. Воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;
3. Развивать творческую активность познавательных процессов;
4. Учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения. Проектная и исследовательская деятельность в детском саду неразрывны между собой.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольника активного внимания заслуживает исследовательская деятельность - экспериментирование. Потребность ребёнка каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он должен получать. В основе их возникновения лежит ориентировочно-исследовательская или поисковая деятельность, которая направлена на познание окружающего мира. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее.
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и направлен на получение недоступных непосредственному восприятию характеристик и качеств предмета или явления.
Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа «Развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой). Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. В такой среде возможно одновременное включение в активную игровую, коммуникативную, исследовательскую, двигательную, трудовую и творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Таким образом, создавая качественную РППС, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности, способствует интеллектуально-нравственному развитию личности дошкольника, приобретению ребенком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Задача взрослого - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Литература:
1.Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003.
3.Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...
Самообразование "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников".
Самообразование...
План работы по самообразованию по теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Актуальность проблемы:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...
Статья «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
quot;Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников"...
Статья для педагогов. Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
В консультации говорится о значении проектно-исследоваельской деятельности для детей....