«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
статья по окружающему миру на тему
На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.
Для того, чтобы ребенок лучше познал мир ведется совместная работа (воспитатель – дети - родители) по технологии экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalno-issledovatelskaya_deyatelnost_v_dou.docx | 261.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Подготовила: воспитатель МДОБУ № 7 «Ласточка» станицы Прочноокопской муниципального образования Новокубанский район Хачатурян Каринэ Владимировна.
На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения.
Для того, чтобы ребенок лучше познал мир ведется совместная работа (воспитатель – дети - родители) по технологии экспериментальной деятельности.
Основная цель педагогической идеи:
Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путём совершенствования его исследовательских способностей.
Для достижения поставленной цели я определила ряд ЗАДАЧ:
- Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.
- Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
- Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментированию в групповой комнате при активном участии родителей нами создан уголок экспериментирования, оборудованный всем необходимым материалом для исследований:
Разные измерительные приборы: сантиметр, линейка, мерная ложка, стаканы и разные емкости для измерения.
Приборы – помощники: увеличительные стекла, песочные часы, компас и магниты, пипетки, вата, воронки, акварельные краски;
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки.
Ежемесячно уголок наполняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес детей. Там нас встречает его хозяйка - тётушка Совунья. Она знакомит детей с правилами поведения и оборудованием.
Основными формами детской экспериментальной деятельности, которые я активно использую, являются: проведение опытов (постановка проблемы, выдвижение предложений, проверка гипотез, подведение итогов, фиксация результата, вопросы детей, вывод.); беседы; наблюдения; игры с водой; экскурсии; экспериментирование с тонущими и плавающими предметами; исследование - игры с красками; рассказ воспитателя; тайна, сюрприз.
В ходе проведения общих экспериментов с детьми, я наблюдала за их желанием самостоятельно экспериментировать. С помощью наводящих вопросов формировала умение выделять главное, сравнивать два объекта (например, глину и пластилин), два состояния одного и того же объекта (снег и вода, снег и лёд), находить между ними разницу.
Совместно с детьми проводила с детьми такие эксперименты, как «Свойства воды», «Как увидеть воздух, как услышать воздух», «Свойства соли», «Свойства бумаги», «Превращение воды в лед», «Как снег становится водой» и т. д. На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности.
Мотивом к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию использую игровую деятельность. Даю задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, памятки. Родители принимают активное участие в уголках экспериментирования, помогают в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Результат. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. При беседах с ребятами и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования уголков экспериментирования, намечаются пути коррекции воспитательно-образовательного процесса.
Перспективы развития:
- продолжить работу по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность;
- продолжать развивать предметно-развивающую среду с учетом ФГОС;
- активно привлекать родителей к участию в развитии познавательной активности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...
Самообразование "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников".
Самообразование...
План работы по самообразованию по теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Актуальность проблемы:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...
Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников
Статья о проектной деятельности в ДОУ...
Мастер-класс: : «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».
Мастер-класс: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»....